Субъекты финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:38, контрольная работа

Краткое описание

Финансовое право - одна из самых динамично развивающихся отраслей права в современной России. Это связано с общей тенденцией эволюции государства и права в условиях глобальных экономических преобразований в стране.
Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Финансовые отношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства.

Содержание

Введение
1. Понятие субъектафинансовогоправа и субъекта финансовых правоотношений
2. Характеристикаи видовыеособенностисубъектовфинансовогоправа РФ
2.1 Общественно-территориальныеобразования
2.2 Коллективныесубъектыфинансовогоправа
2.3 Индивидуальныесубъектыфинансовогоправа
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

финансовое право.docx

— 49.16 Кб (Скачать файл)

       Помимо  всего отмеченного Российская  Федерация в целом является  субъектом финансового права  в отношении права денежной  эмиссии. Денежная эмиссии согласно  ст. 71 Конституции РФ является  суверенным правом РФ. Кроме того, денежная эмиссия является составной  частью финансовой деятельности  государства, ибо последняя опирается  на денежную систему.

      Субъектом  финансового права является государство  в своих частях, т.е. субъекты  РФ, которые также наделены компетенцией  в сфере финансовой деятельности  государства Аналогично государству  в целом, субъекты РФ являются  субъектами финансового права  в отношении материальных бюджетных  прав, а также процессуальных  прав на рассмотрение и утверждение  бюджета.

      Субъекты  РФ являются субъектами финансового  права в отношении прав на  установление региональных налогов  и сборов, а также ряда прав  в сфере государственного кредита,  аналогичных правам Российской  Федерации.

Субъекты РФ имеют право на выпуск долговых обязательств, которые обеспечиваются казной субъекта РФ.

       Российская Федерация и субъекты РФ, являясь субъектами финансового права, вступают в конкретные финансовые правоотношения. В этом случае они становятся субъектами этих финансовых правоотношений и выступают в лице определенных государственных органов.

          В число общественно-территориальных  образований включаются муниципальные  образования. Муниципальное образование  — это население определенной  территории (города, села, нескольких поселений, иной территории), в пределах которой осуществляется местное самоуправление.      

       Муниципальное  образование является субъектом  финансового права в отношении  прав: формирования и исполнения  местного бюджета; установления  местных налогов и сборов; выпуска  муниципальных займов, а также  взаимосвязанных с этими правами  обязанностей и прав.

        Кроме  того, согласно ст. 139 и 141 БК РФ, а также ФЗ «О финансовых  основах, местного самоуправления  в Российской Федерации» из  бюджета субъекта РФ местному  бюджету выделяются:

 а) средства из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

 б) субвенции и иные формы помощи, предусмотренные бюджетным законодательством субъекта РФ, Соответственно, муниципальное образование является субъектом финансового права в отношении прав на получение вышеназванных финансовых ресурсов.

       Во всех  вышеперечисленных случаях муниципальные  образования (т.е. население), являясь  субъектом финансового права,  выступают в финансовых правоотношениях  в лице представительных и  соответствующих исполнительных  органов местного самоуправления.

       Муниципальное  образование является субъектом  финансового права и в отношении  права населения соответствующей  территории непосредственно принимать  решения о разовых добровольных  сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования, а также в отношении права собраний граждан осуществлять полномочия представительных органов местного самоуправления. Эти права муниципального образования записаны в ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в ст. 8 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 КОЛЛЕКТИВНЫЕ СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

        Большой круг субъектов финансового права составляют коллективные субъекты. Под коллективными субъектами финансового права, следует понимать организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные финансовыми правами выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое.

       К коллективным  субъектам финансового права  относятся, за исключением публичных  субъектов, организации с правами  юридического лица, а также субъекты, не обладающие признаками таковых  (объединения, союзы, филиалы,  представительства и др.). Большая  часть коллективных субъектов  финансового права представлена  органами государственной власти  федерального и регионального  уровня, органами местного самоуправления.

      Среди коллективных  субъектов выделяется круг участников, присутствие которых в финансовых  правоотношениях обязательно, это  относится к органам государственной  власти и органам местного  самоуправления. Посредством участия  государственных и муниципальных  органов в процессах аккумулирования,  распределения и использования  фондов денежных средств осуществляется  реализация публичной финансовой  деятельности. В силу этого государственные  органы подразделяются на имеющие  общую компетенцию и на обладающие специальными финансово-правовыми полномочиями.

       К коллективным  субъектам финансового права  относятся:

а) органы государственной  власти;

б) Центральный банк РФ;

в) коммерческие банки, наделенные властными полномочиями;

г) организации (предприятия, бюджетные учреждения).

       Основанием  для признания органов государственной  власти субъектами финансового  права является наличие у них  компетенции в области финансовой  деятельности государства. Коллективными  субъектами финансового права  являются представительные и  исполнительные органы государственной  власти.

      Органы  государственной власти, являясь  коллективными субъектами финансового  права, выступают в качестве  уполномоченных государством органов.  Будучи наделены государством  компетенцией в сфере его финансовой  деятельности, они находятся в  постоянных отношениях с государством, где уполномочены выражать государственную  волю в установленных им пределах.

      Финансово-правовой  статус коллективных субъектов,  обладающих властными полномочиями, характеризуется двойственной природой. С одной стороны, они выполняют  волю публичного субъекта и  реализуют его функции, и у  них, непременно, присутствует интерес  для осуществления публичной  финансовой деятельности, а, значит, и финансового контроля. С другой  стороны, - это самостоятельные участниками  в финансовых отношениях: платят  налоги, получают кредиты, бюджетные  ассигнования и т.п.

       В круг  представительных и исполнительных  органов государственной власти  в качестве субъектов финансового  права входят органы как федерального, так и регионального уровня, а  органов исполнительной власти -  органы как общей, так и специальной  компетенции.

       Представительные  органы государственной власти  выступают в качестве коллективных субъектов финансового права осуществляя главным образом государственный финансовый контроль через свои комиссии и комитеты.

       К коллективным  субъектам финансового права  относится также и Центральный  банк РФ. Как уже отмечалось, Центральный  банк РФ является органом, осуществляющим  финансовую деятельность государства.  Поэтому он обладает компетенцией  в сфере финансов и является  субъектом финансового права.  Это имеет место тогда, когда  в соответствии со ст. 23 ФЗ о  Центральном банке РФ, он выполняет  свои обязанности по операциям  с федеральным бюджетом и государственными  внебюджетными фондами, с бюджетами  субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в ряде случаев Центральный банк РФ выступает не как орган, осуществляющий финансовую деятельность государства, а является лишь участником отношений в сфере государственных финансов. Так, в соответствии со ст. 26 ФЗ о Центральном банке РФ 50% прибыли Банка России перечисляется в доход федерального бюджета. В аналогичном качестве Центральный банк выступал до 1996 г., когда выделял кредиты Правительству РФ на покрытие дефицита и временных кассовых разрывов по бюджету. Наконец, Центральный банк РФ является участником отношений в сфере финансов и тогда, когда получает из федерального бюджета средства на затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ. Во всех этих случаях Центральный банк РФ выступает не как уполномоченный государством орган, а просто как юридическое лицо. Поэтому, являясь субъектом финансового права в отношении обязанности по перечислению в бюджет части прибыли, в отношении права на получение из бюджета средств на обслуживание государственного внутреннего долга, он обладает не компетенцией, а правосубъектностью юридического лица.

      Помимо Центрального банка РФ к коллективным субъектам финансового права относятся коммерческие банки, выступающие в качестве юридических лиц, наделенных государством властными полномочиями в сфере государственных финансов.

       Коммерческие банки являются субъектами финансового права обладая правом валютного контроля предприятий, направленным на обеспечение расходов государства. Кроме того, коммерческие банки являются коллективными субъектами финансового права в отношении права установления предприятиям кассового лимита и контроля за порядком ведения кассовых операций. Эти права коммерческих банков установлены постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 13 января 1992 г. «О безотлагательных мерах по реализации налично-денежного обращения в Российской Федерации». Их финансово-правовой характер, а значит, «вовлеченность» в процесс финансовой деятельности государства обусловлен направленностью на более полное и своевременное внесение в бюджет налогов и других обязательных платежей.

       Коллективными  субъектами финансового права,  помимо перечисленных, являются организации (предприятия, бюджетные учреждения). Последние обладают финансовой правосубъектностью в отношении:

  • прав на получение бюджетных средств в порядке ассигнований;
  • прав на получение бюджетных кредитов;
  • обязанностей на перечисление в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия и части прибыли государственного унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения;
  • обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • обязанностей налоговых агентов;
  • прав на участие в процессе составления проекта бюджета (сметный процесс);
  • обязанности представлять в налоговые органы информацию.

       Среди  коллективных субъектов финансового  права особым правовым статусом  обладают малые предприятия, поскольку  вступают в финансовые правоотношения  с публичными субъектами на  особых (как правило, льготных) условиях. Так, приоритетным направлением  государственной финансовой политики  считается развитие льготного  кредитования субъектов малого  бизнеса; малые предприятия уплачивают  налоги по упрощенной системе;  в малых предприятиях применяется  ускоренный порядок начисления  амортизации; аудит финансовой  деятельности малых предприятий  осуществляется по особым правилам (стандартам).

      В определенных  финансовым законодательством правоотношениях  обязанности предприятий могут  исполняться их обособленными  подразделениями. 

      Самостоятельными  субъектами финансового права,  относящимися к разновидности  коллективных, являются учреждения и организации. Для названной группы субъектов основными целями деятельности является выполнение государственных или муниципальных функций.

      Финансовая  деятельность учреждений и организаций  не предназначена для извлечения  прибыли и распределения ее  между участниками, поэтому выполнение  публичных функций влечет финансирование  их деятельности из соответствующего  бюджета. 

      В системе  коллективных субъектов финансового  права интересной особенностью  обладают аудиторские организации,  проводящие обязательный аудит.  Общий правовой статус аудиторских  организаций определен Федеральным  законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ. Финансово-правовой статус аудиторская организация приобретает в том случае, если она выступает контрольным органом по осуществлению обязательного аудита, поскольку именно этот вид аудита относится к финансовому регулированию и имеет публично-правовой характер, так как направлен на защиту публичных интересов и на обеспечение достоверности официального бухгалтерского учета.

       Организации  являются коллективными субъектами  финансового права, выступая в  качестве налоговых агентов. Согласно  п.2 ст. 9, 24 НК РФ налоговыми агентами  признаются организации, на которые  возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика  и перечислению в соответствующий  бюджет (внебюджетный фонд) налогов.  Финансовая правосубъектность организаций как налоговых агентов существует в отношении их обязанностей, зафиксированных в п. 2 ст. 24 НК РФ, а также прав, аналогичных тем, которые имеют налогоплательщики (ст. 21 НК РФ). В числе обязанностей налоговых агентов входят следующие:

1) правильно и своевременно  исчислять, удерживать из денежных  средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет (внебюджетные  фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного  месяца письменно сообщать в  налоговый орган по месту своего  учета о невозможности удержать  налог у налогоплательщика и  о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных  налогоплательщикам доходов, удержанных  и перечисленных в бюджеты  (внебюджетные фонды) налогов,  в том числе персонально по  каждому налогоплательщику;

Информация о работе Субъекты финансового права