Структура бюджетной системы, основы и принципы ее функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 23:02, реферат

Краткое описание

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение 3
Структура бюджетной системы, основы и принципы ее функционирования:
1. Понятие государственного бюджета 4
2. Бюджетная система Российской Федерации 6
3. Принципы бюджетной системы Российской Федерации 8
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 122.80 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение           3

Структура бюджетной  системы, основы и принципы ее функционирования:

1. Понятие государственного бюджета      4

2. Бюджетная система Российской Федерации     6

3. Принципы бюджетной системы Российской Федерации   8

Заключение          12

Список использованной литературы      13

 

Ведение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная  система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Бюджетная система представляет собой центральное звено финансовой системы страны. С момента, когда  государство начинает регулярно  составлять бюджет, финансы приобретают  всеобщий характер.

Через федеральный бюджет образуется и используется общегосударственный  централизованный фонд денежных средств, а государство организует перераспределение  средств между производственной и непроизводственной сферами народного  хозяйства, между регионами государства, между отраслями народного хозяйства.

Выступая как система  денежных отношений, федеральный бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения в обществе – отношения между социальными слоями и группами.

Принятие бюджета вызвано  объективной необходимостью. Федеральный  бюджет, являясь главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную  перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

 

1. Понятие государственного бюджета

Прежде  чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации (далее – РФ), выявлять его достоинства и недостатки необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита – в их действии.

Именно  с помощью бюджета государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального  дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет  такого многовидового и многоуровневого  перераспределения средств, как бюджет.

Вместе  с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Таким образом, при правильном подходе  бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально  влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование  материально-технической базы общественного  производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету  свойств, его использование в  качестве инструмента распределения  и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит  свое выражение в создаваемом  государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Бюджетная система РФ — это совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

 

Рис. 1. Структура  бюджетной системы РФ

Каждый субъект РФ и муниципальное образование  самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему исходя из государственного и административно-территориального устройства своей территории.

Однако  дать полную характеристику бюджетной  системы РФ исходя всего лишь из перечня элементов бюджетной  системы абсолютно невозможно. Не менее важным представляется характеристика связей между перечисленными элементами, при отсутствии которых нельзя было бы говорить о наличии системы. Поэтому, строго говоря, легальное определение  бюджетной системы является неточным: это не просто совокупность бюджетов страны, а совокупность бюджетов и  связей между ними.

Для России же в силу ее федеративного  устройства важную роль приобретает  не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение  бюджетов различных уровней, действующих  на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах.

Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное  устройство государства.

 

2. Бюджетная система Российской Федерации

Как уже упоминалось, бюджетная система  в первую очередь определяется действующим  государственным устройством. В  унитарных (единых) государствах бюджетная  система включает два звена: государственный  бюджет и многочисленные местные  бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная  система состоит из трех уровней:

    • федеральный бюджет;
    • бюджеты субъектов РФ:

- республиканские бюджеты;

- бюджеты автономных областей;

- областные, краевые бюджеты;

- бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга.

    • местные бюджеты

- бюджеты городов областного подчинения;

- бюджеты районов;

- городские районные бюджеты;

- сельские и поселковые бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют  автономно. Местные бюджеты со своими доходами и расходами не входят в  бюджеты территорий, а последние  не включаются в федеральный республиканский  бюджет.

Бюджетная система государства - это  совокупность всех видов бюджетов.


 

Рис. 2. Структура современного бюджетного законодательства РФ.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную  систему РФ как основанную на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Важной  самостоятельной частью бюджетной  системы РФ как суверенного государства  является Федеральный бюджет. Именно он обеспечивает мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для последующего их перераспределения и использования  для целей государственного регулирования  экономического развития страны и реализации социальной политики на территории России. Кроме того, за счет средств Федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.

Отдельное, не менее, а, может быть и более  важное звено бюджетной системы  РФ составляют, многочисленные местные  бюджеты. Если в советские времена  стремление к всеобщей централизации  привело к тому, что удельный вес  местных бюджетов в государственном  бюджете СССР не превышал 10-15%, то с  началом рыночных преобразований в  ведение местных властей были переданы отрасли хозяйства, связанные  с непосредственным обслуживанием  населения, массовая сеть социально-культурных учреждений.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие  «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы  на соответствующей территории.1 Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

 

3. Принципы бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетным Кодексом РФ2 законодательно закреплены основные принципы, на которых строится бюджетная система страны. В их число входят:

  • принцип единства бюджетной системы;
  • разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • принцип самостоятельности бюджетов;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
  • принцип полноты отображения доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • принцип сбалансированности бюджета;
  • принцип эффективности использования бюджетных средств;
  • принцип общего покрытия расходов бюджетов;
  • принцип прозрачности (открытости);
  • принцип достоверности бюджета;
  • принцип адресности и целевого характера бюджетных средств по отдельным видам расходов;
  • принцип подведомственности расходов бюджетов;
  • принцип единства кассы.

Принцип единства бюджетной системы заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Бюджет должен быть только один, и в нем отражаются все доходы и расходы государства.

Единство предполагает сопоставимость частей бюджета между  собой. Для этого применяется  единая бюджетная классификация, т.е. группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается единством  правовой базы, форм бюджетной документации, денежной системы, принципов организации  бюджетного процесса, гарантирующими единый порядок применения санкций  за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок  финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Единство бюджетной системы обеспечивается управлением государственным бюджетом и реализуется через единую социально-экономическую, включая бюджетную, налоговую и фискальную политику государства. В современных условиях единство бюджета нарушается путем выделения из бюджета специальных фондов, целевых программ и т.п.

Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает: право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

Принцип полноты учета  бюджетных доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондах в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов др. уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного (представительного) органа или между исполнительным и законодательным (представительными) органами государственной власти.

Информация о работе Структура бюджетной системы, основы и принципы ее функционирования