Стратегия развития банковского сектора как основа для реализации денежно–кредитной политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:09, дипломная работа

Краткое описание

Денежно - кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы исследования денежно-кредитной политики Центрального банка РФ
1.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ
1.2 Направления и цели денежно – кредитной политики
1.3 Инструменты и методы денежно-кредитной политики
1.4 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)
1.5 Коммерческий банк и его инфраструктура как элементы банковской системы
2. Практическая часть
2.1 Единая денежно-кредитная политика в РФ: тенденции и перспективы
2.2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 года
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

     Необходимо  отметить сильные и слабые стороны  использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия  на экономику страны в целом. В  пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

     Но  существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

     Другой  негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в  следующем. Скорость обращения денег  имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

     Иными словами, при дешевых деньгах  скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег. 

     1.5 Коммерческий банк и его инфраструктура  как элементы банковской системы 

     Коммерческий  банк является элементом банковской системы.

     Это означает, что он должен:

     Обладать такими родовыми свойствами, которые позволяют ему быть ограничной частью целого (иметь статус банка, лицензию на право совершения банковских операций), работать по общим правилам;

     Функционировать в рамках общих законов, юридических  норм общества;

     Быть  способным к саморегулированию (реагированию и приспособлению к окружающей среде), развитию и совершенствованию;

     Взаимодействовать с другими элементами банковской системы.

     Помимо  банков в банковскую систему входят некоторые специальные финансовые институты, которые выполняют банковские операции, но не имеют статуса банка, другие учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность денежно-кредитных институтов.

     При всем единстве сущности банков есть множество  их видов.

     По  характеру выполняемых операций различаются универсальные и специализированные банки.

     К универсальным те, которые способны «из одних рук» выполнять широкий  круг разнообразных операций и услуг. Универсальность, однако, имеет и  другие оттенки.

     Универсальный банк тяготеет к кредитованию многообразных отраслей, в то время как специализированный банк чаще всего связан с кредитованием какой-то отрасли народного хозяйства, группы предприятий.

     Еще более заметна универсальность  банка в отношении обслуживания клиентуры. Для универсального банка  телично обслуживание и юридических, и физических лиц. Напротив специализированный банк может замкнуть только на обслуживании физических лиц.

     Деятельность  универсальных банков не ограничивается каким-то одним регионом. Универсальный  банк присутствует в регионах в разных районах, имеет филиалы, в том числе за рубежом, а деятельность специализированного банка зачастую локальна. 

 

      2. Практическая часть 

     2.1 Единая денежно-кредитная политика  в РФ: тенденции и перспективы 

     В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов, подготовленных ЦБ РФ, отмечается, что основным фактором риска для российского банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.

     Следствием  влияния указанного фактора является введение российскими банками более  консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В  свою очередь это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов.

     В этой ситуации на состояние банковского  сектора будет оказывать влияние  качество функционирования внутрибанковских систем оценки и управления рисками, включая кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски. Наряду с вопросами поддержания ликвидности банки должны уделять внимание вопросам поддержания достаточности капитала, в том числе за счет дополнительных инвестиций собственников и новых инвесторов.

     В целях снижения негативного влияния  международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки  России реализуется комплекс мер  по частичному замещению выбывших кредитных  ресурсов банков и восстановлению нормального  кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.

     В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа  кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению транзакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.

     Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России может применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

     Рассмотрев  представленный ЦБ РФ в ГД РФ проект Основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики на 2009 год  и период 2010 и 2011 годов, комитеты Государственной Думы по финансовому рынку и по бюджету и налогам пришли к выводу, что основы денежно-кредитной политики на среднесрочный период определены Банком России с учетом Бюджетного послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 23 июня 2008 года.

     В Основных направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики на 2008 год  была поставлена цель снижения темпа  прироста потребительских цен до уровня 6–7%. Однако согласно статистическим данным, представленным ЦБ РФ, во второй половине 2007 года сложилась и получила свое развитие в первой половине 2008 года тенденция нарастания инфляционных процессов (инфляция на потребительском рынке возросла в 1,4 раза, а базовая — почти в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.). Причем опережающими темпами росли цены на продукты питания, а также на товары и услуги.

     В сложившихся условиях, указывая на невозможность в краткосрочном  периоде достаточно эффективно сдерживать рост цен исключительно инструментами  денежно-кредитной политики, Банк России прогнозирует, что в текущем году поставленный целевой ориентир инфляции (6–7%) будет превышен и составит около 11%. С высокой долей вероятности можно предположить, что ориентир в 11% также будет превышен. В связи с этим депутаты Государственной Думы порекомендовали ЦБ РФ при доработке документа произвести дополнительно расчеты показателей денежной программы 2008 года, а также уточнить денежную программу на 2009–2011 годы. Тем не менее Банк России видит определенные предпосылки для замедления инфляционных процессов в будущем периоде (в том числе рост совокупной доли срочных вкладов населения и депозитов нефинансовых организаций по отношению к безналичной составляющей М2 с 55,3 до 58%). И поэтому в ЦБ РФ полагают, что основной задачей государственной денежно-кредитной политики на предстоящие три года будет являться постепенное снижение инфляции до 5–6,8% в 2011 году. При этом целевой уровень инфляции на 2009 год составляет 7–8,5% (ему соответствует базовая инфляция на уровне 6,2–8%), в 2010 году — 5,5–7,0% (4,5–6,2%).

     2.2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 года

     В соответствии со сценарными условиями  функционирования российской экономики  и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2010 и 2011 годов. Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 9-10%, в 2011 году – до 7‑8% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 8,5-9,5% в 2010 году, 6,5-7,5% в 2011 году.

     Согласно  прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному  в основу проекта Федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также возобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса ан деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В этой связи диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить 8-18%.

     Предполагаемое  постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2010 и 2011 годах. В зависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного агрегата М2 может составить 10-20% и 12-21% соответственно.

     Денежная  программа на 2010-2011 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2011 годы.

     Расчеты по программе на 2010-2011 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориенторам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения платежного баланса. В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2010 году может составить 8-17%, в 2011 году-11-19%.

     Для первого варианта денежной программы на протяжении всего прогнозного периода увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) является основным источником роста денежной базы. Второй-четвертый варианты программы разработаны в предположении о росте чистых международных резервов (ЧМР) в 2010-2011 годах, который по этим вариантам станет основным источником увеличения денежной базы.

     В рамках первого варианта денежной программы  в 2010 году ожидается снижение чистых международных резервов на 0,2 трлн. рублей и увеличение ЧВА на 0,7 трлн. рублей. Объем чистого кредита расширенному правительству в этом варианте программы в 2010 году может вырасти на 2,3 трлн. рублей, а объем чистого кредита банкам снизиться на 1,2 трлн. рублей. В 2010-2011 годах для обеспечения такой динамики предусматривается ежегодное повышение объема чистого кредита расширенному правительству примерно на 0,6 трлн. рублей при незначительном увеличении чистого кредита банкам.

Информация о работе Стратегия развития банковского сектора как основа для реализации денежно–кредитной политики Российской Федерации