Основные направления денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:44, реферат

Краткое описание

Целью денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой стабильности, то есть поддержание стабильно низких темпов роста цен. Денежно-кредитная политика, направленная на контроль над инфляцией, будет способствовать достижению более общих экономических целей, таких как обеспечение условий для устойчивого и сбалансированного экономического роста и поддержание финансовой стабильности.

Вложенные файлы: 1 файл

ПМ.docx

— 48.03 Кб (Скачать файл)

Основные  направления ДКП.

Целью денежно-кредитной  политики является обеспечение ценовой  стабильности, то есть поддержание  стабильно низких темпов роста цен. Денежно-кредитная политика, направленная на контроль над инфляцией, будет  способствовать достижению более общих  экономических целей, таких как  обеспечение условий для устойчивого  и сбалансированного экономического роста и поддержание финансовой стабильности.

Реализация  денежно-кредитной политики Банка  России предполагает установление целевого значения изменения индекса потребительских  цен. В качестве главной цели денежно-кредитной  политики Банка России ставится задача снижения темпов прироста потребительских  цен в 2013 году до 5 - 6%, в 2014 и 2015 годах - до 4 - 5%.

Решения в  области денежно-кредитной политики Банк России продолжит принимать, как  правило, на ежемесячной основе. Будет  учитываться, что воздействие мер  политики на экономику распределено во времени. В основе решений будут лежать прогнозы инфляции и оценки перспектив экономического роста, а также динамика инфляционных ожиданий и особенности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Оценка рисков для достижения цели по инфляции включает анализ факторов как со стороны совокупного спроса и предложения, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны денежного предложения, динамика которого определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции.

Реализация  денежно-кредитной политики будет  основана на управлении процентными  ставками денежного рынка с помощью  инструментов предоставления и изъятия  ликвидности. Изменения краткосрочных  рыночных ставок вследствие пересмотра Банком России ставок по своим инструментам и применения других мер денежно-кредитного регулирования влияют через различные  каналы трансмиссионного механизма  на средне- и долгосрочные процентные ставки и в конечном итоге на уровень  деловой активности и инфляционное давление в экономике. Таким образом, процентная политика будет играть ключевую роль в процессе реализации денежно-кредитной  политики.

Важное значение с точки зрения успешности реализации единой государственной денежно-кредитной политики имеет координация усилий Банка России и Правительства Российской Федерации. Высокая степень влияния регулируемых цен и тарифов на темпы роста потребительских цен обусловливает целесообразность принятия решений об их индексации с учетом целевых ориентиров по инфляции. Результативность денежно-кредитной политики также во многом зависит от состояния государственных финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение ненефтегазового дефицита бюджета и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и общей макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для экономического роста и достижения целей денежно-кредитной политики. Банк России продолжит расширять практику регулярного разъяснения широкой общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для его решений. Развитие информационного взаимодействия Банка России с обществом будет способствовать улучшению управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения доверия экономических агентов к Банку России и проводимой денежно-кредитной политике.

 

В первом полугодии 2012 года объем ВВП увеличился на 4,5%. Экономический рост преимущественно  был обусловлен повышением внутреннего  спроса. В январе - сентябре темп прироста ВВП, по оценкам, составил около 4%.

Расходы населения  на покупку товаров и оплату услуг  в январе - сентябре 2012 года выросли, по оценке, на 6,8%. Объем инвестиций в  основной капитал превысил уровень  соответствующего периода предыдущего  года на 7,2% (в январе - сентябре 2011 года - на 5,0%).

В условиях роста  экономики численность занятого населения увеличивалась. Уровень  безработицы в сентябре 2012 года составил 5,2% экономически активного населения (6,0% годом ранее).

 

Инфляция  на потребительском рынке и базовая  инфляция

(в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

 

 

На фоне высоких  мировых цен на энергетические товары повышались доходы бюджета, при этом улучшалась равномерность расходования бюджетных средств в течение финансового года. В результате профицит федерального бюджета в январе - сентябре 2012 года составил 1,4% ВВП (в январе - сентябре 2011 года - 2,9% ВВП).

В январе - мае 2012 года продолжалось замедление инфляции, начавшееся в середине 2011 года (из расчета  месяц к соответствующему месяцу предыдущего года). В июне она  начала расти и в сентябре превысила верхнюю границу целевого ориентира на 2012 год (5 - 6%).

Непродовольственные товары и платные услуги, включая  услуги ЖКХ, подорожали в сентябре 2012 года по отношению к сопоставимому  месяцу предыдущего года в меньшей  мере, чем в сентябре 2011 года. В  целом инфляция возросла до 6,6%, базовая  инфляция - до 5,7%.

По итогам 2012 года инфляция может составить  около 7% (в 2011 году она составила 6,1%), что связано в основном с ускорившимся ростом цен на продовольственные  товары. При этом базовая инфляция ожидается на уровне 6% (в 2011 году она  составила 6,6%).

 

Реализация  денежно-кредитной политики

 

В 2012 году Банк России проводит денежно-кредитную  политику в условиях сохранения неопределенности развития внешнеэкономической ситуации, оказывающей влияние на российскую экономику, стремясь к обеспечению  баланса между рисками ускорения  инфляции и замедления экономического роста.

Процентная  политика

При принятии решений по вопросам процентной политики Банк России ориентировался на среднесрочные  оценки инфляционных рисков, динамику инфляционных ожиданий, оценки перспектив экономического роста, а также учитывал изменение других факторов. Принимались  во внимание отсутствие значимого воздействия  на инфляцию со стороны спроса в  условиях сохранения совокупного выпуска  вблизи своего потенциального уровня, немонетарный характер краткосрочного замедления инфляции в первой половине текущего года и ее роста во втором полугодии, а также ужесточение  денежно-кредитных условий.

В III квартале 2012 года на фоне роста инфляции и  инфляционных ожиданий возросли риски  превышения среднесрочных ориентиров Банка России по инфляции. Поэтому  Банк России принял решение о повышении  с 14 сентября 2012 года ставки рефинансирования и процентных ставок по своим операциям  на 0,25 процентного пункта. В октябре 2012 года Банк России, принимая во внимание стабилизацию темпов роста кредита  экономике и признаки охлаждения деловой активности, сохранил на неизменном уровне ставки по своим операциям.

В целях повышения  действенности процентной политики Банк России в течение рассматриваемого периода принимал решения, направленные на ограничение колебаний краткосрочных  ставок межбанковского рынка и совершенствование  операционной процедуры денежно-кредитной  политики.

Номинальные процентные ставки по кредитам нефинансовым

организациям  и физическим лицам в рублях (% годовых)

 

 

В 2012 году ситуация на российском рынке межбанковских  кредитов (МБК) оставалась устойчивой. Среднемесячный спред между ставкой по кредитам банкам со спекулятивным кредитным рейтингом MIACR-B и ставкой по кредитам банкам с высоким кредитным рейтингом MIACR-IG по однодневным рублевым МБК в январе - сентябре 2012 года не превышал 45 базисных пунктов. Доля просроченной задолженности по рублевым МБК, размещенным в кредитных организациях - резидентах, в январе - сентябре 2012 года составляла не более 0,5%.

В течение 2012 года процентные ставки по кредитам нефинансовым организациям колебались вокруг уровня, сложившегося к концу 2011 года. В сентябре 2012 года средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок до 1 года составила 8,9% годовых, на срок свыше 1 года - 10,7% годовых. По долгосрочным кредитам физическим лицам в течение 2012 года преобладала тенденция к повышению процентных ставок, по краткосрочным кредитам ставки незначительно снизились. Средневзвешенные процентные ставки по рублевым кредитам физическим лицам на срок до 1 года и на срок свыше 1 года в сентябре 2012 года составили 24,7 и 19,6% годовых соответственно.

Денежное  предложение и его источники

В динамике годовых  темпов прироста денежного агрегата М2 на протяжении первой половины 2012 года не наблюдалось ярко выраженных тенденций. Однако начиная со II квартала 2012 года годовые темпы прироста рублевой денежной массы стали постепенно снижаться, а в III квартале эта тенденция усилилась (на 01.10.2012 годовой темп прироста денежного агрегата М2 составил 14,8%). При сохранении текущих тенденций годовой темп прироста рублевой денежной массы по итогам 2012 года может составить 15 - 18%, что формирует предпосылки для замедления инфляции в среднесрочной перспективе.

Среди компонентов  рублевой денежной массы динамика депозитов  населения была более стабильна. Их годовые темпы прироста снижались  менее интенсивно, чем денежный агрегат  М2 в целом, и на 01.10.2012 составили 19,1%. Годовые темпы прироста рублевых депозитов нефинансовых и финансовых организаций на протяжении января - июля 2012 года превышали темпы прироста депозитов населения (составляя в среднем за этот период около 25%). Однако в августе - сентябре они стали снижаться более интенсивно и на 01.10.2012 составили 12,9%.

Денежные  агрегаты (прирост в % к соответствующей  дате

предыдущего года)

 

На фоне сложившейся  курсовой динамики годовые темпы  прироста депозитов в иностранной  валюте (в рублевом выражении) заметно  возросли и, согласно предварительным  данным, на 01.10.2012 составили 16,1%. Несмотря на некоторое повышение уровня долларизации депозитов <1> в июне - августе 2012 года по сравнению с соответствующими показателями годом ранее, реакция динамики долларизации на колебания курса рубля была слабее по сравнению с другими эпизодами, которые наблюдались в прошлые годы.

Основные проблемы и пути решения  вопроса налично-денежного оборота

1) зависимость от территориального  нахождения

Как правило, рубли не применяются  для расчетов с другими странами, не выполняют функцию мировых  денег. В связи с этим возникает  необходимость менять денежные знаки  в соответствии с национальной валютой. Выходом из этой ситуации является глобализация процесса денежного обращения, а так же конвертируемость рубля  как денежной единицы

2) лимит наличности по кассе

Проблема состоит в установлении предельной величины остатка наличных денег в кассе. Кроме того, предприятия  могут расходовать наличные деньги в соответствии с их целевым назначением.

Однако остатки наличных денег  не приносят дохода. Вместе с тем  в условиях инфляции существует значительный риск потерь в связи с обесценением денег. Все это усиливает заинтересованность в уменьшении остатка денежных средств, в первую очередь у населения.

3) инфляция

Одним из направлений предотвращения потерь от обесценения денежных сбережений является их использование для приобретения имущества и товарно-материальных ценностей. Тем не менее, такому применению денежных сбережений присущи определенные недостатки и прежде всего ограниченная возможность быстрого использования  для различных расходов средств, вложенных в имущество.

4) освобождение банков от несвойственных  им функций контроля за кассовой дисциплиной организаций-клиентов

5) обеспечить реализацию Федерального  закона N 115-ФЗ «О противодействии  легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем,  и финансированию терроризма

Создать максимально благоприятные  условия для осуществления денежного  обращения национальной валюты и  стимулирования безналичных платежей, снижения операционных расходов на обработку  наличности и расходов на оказание услуг инкассации. Очевидно, что  борьба с фальшивыми денежными знаками  – задача не только Банка России и органов правопорядка. В этом вопросе необходимо объединить усилия различных организаций, в том  числе кредитных институтов. Прежде всего, это связано с интеграцией  российских банков в мировую финансовую систему, обеспечением безопасности финансовых потоков. Безусловно, на переднем крае борьбы с проникновением «грязных денег» в легальную экономику должны стоять именно финансовые институты, являющиеся кровеносной системой экономики

6) вопрос оборота наличности

Границы налично-денежного обращения  и безналичных расчетов «размыты». Так, предприятия осуществляют расчет наличными деньгами в сравнительно крупных размерах, и предусмотреть  объем таких операций сложно. Наряду с этим расширяются денежные обороты  населения с помощью пластиковых  карточек. Предвидеть объем оборотов, осуществляемых с помощью таких  карточек, вместо оборота наличных денег очень трудно. Нужно учесть и то, что нередко в России поступление  наличных денег в оборот задерживается, в том числе и в связи  с платежным кризисом. Все это  свидетельствует о целесообразности мер по улучшению использования  денег при выполнении ими функции  средства обращения.

7)замещение наличных денег банковскими  картами.

В настоящее время в России строится общегосударственная информационная система, инфраструктура «электронного  правительства», и для наличных платежей в этой системе тоже предусмотрено  свое место. По данным Банка России, по состоянию на 1 января 2007 г. объем  эмиссии платежных карт вырос  более чем в 8 раз за 5 лет. Это  самые высокие темпы на территории всей Европы. С относительным показателем  дело обстоит несколько хуже. Факт, еще раз подтверждающий доминанту  налично-денежного обращения, –  это то, что подавляющее большинство  операций с платежными картами –  это операции по получению наличных (более 90).

8) регулирование безопасности наличных  денежных знаков

Основные пути повышения защищенности наличного денежного обращения. Для населения это, в первую очередь, – просвещение в части визуальных признаков, пропаганда доступных средств, таких, как лупа, и простые специализированные детекторы. Для торговли и сферы  услуг – введение технических  средств контроля, которые сейчас применяются достаточно редко и  которые отвечали бы определенным требованиям  по проверке подлинности. Это могут  быть приборы-визуализаторы, кассовые детекторы полуавтоматического, автоматического  принципа действия. И с учетом развития автоматической торговли и платежных  терминалов – это предъявление определенных требований и создание банкнотоприемников, которые также не пропускали бы подделки в обращение. Для коммерческих банков – это, видимо, регламентация процедуры обработки наличных денег с использованием соответствующего оборудования.

Информация о работе Основные направления денежно-кредитной политики