Система внебюджетных фондов в РФ современное состояние, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Центральное место в данной курсовой работе занимает рассмотрение внебюджетных фондов, его сущности, назначении и видов. Также большое внимание уделено реформированию системы внебюджетных фондов России, в том числе и пенсионной системы РФ.

Содержание

Введение 3
1. Внебюджетные фонды как элемент государственных финансов.
1.1. Социально-экономическая сущность и назначение внебюджетных фондов.
4
1.2. Специальные фонды в финансовой системе зарубежных стран. 9
2. Система внебюджетных фондов в РФ современное состояние, перспективы развития.
2.1. Социальные внебюджетные фонды, характеристика, источники формирования.
17
2.2. Реформирование пенсионной системы РФ. 25
2.3. Основные направления реформирования системы внебюджетных фондов России. 29
Заключение 34
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

      В США функционирует фонд перестройки и развития экономики, который формируется за счет средств федерального бюджета. Главная его задача - страхование банковских операций в интересах частных промышленных компаний. С 1984 г. он осуществляет руководство новыми программами экономического развития и, прежде всего, программами развития черной металлургии. Величина гарантированных фондом ссуд ограничена 20 млн. долл. Этот фонд стимулирует частный бизнес, особенно в годы спада производства. Большое значение имеют региональные фонды, оказывающие немалую помощь предпринимателям штатов. Каждый штат имеет специальный фонд агентства экономического развития, целью которого является предоставление компаниям финансовой поддержки, обычно в прямой форме.

      Во  Франции после окончания Второй мировой войны был образован фонд модернизации, который после объединения с другими фондами в 1955 г. был преобразован в Фонд экономического и социального развития (ФЭСР). В него поступают главным образом займы, размещаемые на рынке ссудных капиталов, а также отчисления из бюджета. Фонд финансирует инвестиционные программы, а также планы регионального развития, размещения производительных сил в стране, переквалификации рабочей силы и перевода промышленных предприятий из индустриальных центров в отсталые районы. Средства предоставляются в форме безвозвратных ссуд и долгосрочных льготных займов национализированным и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в соответствии с общегосударственной программой развития.

      Для предприятий, расположенных в районах, которые переживают экономические трудности, создан фонд промышленной адаптации, за счет которого выделяются субсидии. Капитальные вложения в промышленность осуществляются через специально образованный конъюнктурный фонд, формируемый за счет ряда источников, в том числе конъюнктурного налога. Использование фонда зависит от экономического положения в стране: при спаде производства из него направляются средства в промышленность, жилищное строительство, социальную сферу, при росте производства он пополняется.

      Разнообразные экономические фонды действуют в Японии: инвестиционный бюджет, или программа государственных инвестиций и займов; специальные счета (автономные бюджеты центрального правительства и местных властей). Самый крупный фонд — инвестиционный бюджет, представляющий собой смету субсидий и кредитов государства общественным корпорациям. Его объем достигает половины государственного бюджета. Этот фонд формируется из средств сберегательных, страховых, пенсионных и других доверительных фондов и используется для финансирования государственного сектора в форме безвозвратных субсидий и льготных кредитов. Государственные корпорации создают благоприятные условия для функционирования частного капитала с помощью политики низких цен и тарифов. Таким образом, инвестиционный бюджет, обслуживая эти корпорации, поддерживает через них широкую сеть частных компаний.

        Развитие научно-технической революции  порождает создание научно-исследовательских фондов, используемых для финансирования поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержания государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований. В США действуют два крупных фонда: Национальный научный фонд (ННФ) и Научный фонд бюро стандартов (НФБС).

      Средства  ННФ формируются за счет поступлений из федерального бюджета, отчислений от прибыли промышленных предприятий, а также взносов университетов и колледжей. Расходуются средства на финансирование программы в области фундаментальных исследований, на премии ученым за научные достижения, строительство научных центров, подготовку кадров. НФБС предоставляет средства компаниям, проводящим эксперименты, и доводит научные исследования до их промышленного и сельскохозяйственного использования.

      В Великобритании Фонд национальной корпорации по развитию исследований имеет самостоятельный баланс и не зависит от государственного бюджета. Его средства формируются за счет доходов от продажи лицензий на право использования изобретений. Государство предоставляет Фонду бессрочные авансы и ежегодные субсидии. Фонд финансирует капитальные вложения частных предприятий, занимающихся научной разработкой проблем и внедрением результатов этой разработки в производство. На средства Фонда осуществляются исследования, проводимые в лабораториях государственных университетов, национальных и частных компаниях, и доводятся до их промышленного освоения.

      Кредитные фонды — это ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных банков, сберегательных касс, других кредитных учреждений, предоставляемые на условиях возврата и уплаты процентов. Преимущественным правом пользования такими фондами обладают юридические лица, выполняющие государственные заказы или работающие в соответствии с государственными программами развития страны. Большое значение кредитные фонды получили во Франции. К ним относятся фонды Банка Франции, Банка внешней торговли.

      В США функционирует целый ряд  кредитных фондов, которые осуществляют программы, сосредоточенные в трех важнейших отраслях — сельском хозяйстве, жилищном строительстве и внешнеэкономических связях. Для кредитования сельского хозяйства создан Фонд администрации фермерского кредита, осуществляющий координацию деятельности федеральных земельных банков, федеральных банков среднесрочного кредита и федеральной кооперации. Фонды кредитных учреждений формируются за счет средств казначейства, а также путем продажи собственных обязательств и используются для предоставления ссуд на различные цели (реализацию урожая, строительство складов и другие цели).

      Важное  значение для экспорта американского капитала имеет фонд Экспортно-импортного банка США. Он выдает кредиты (до 15—20 лет) американским экспортным компаниям, а также предоставляет гарантии по экспортным кредитам частных банков (в пределах 30—60% суммы кредита). Основным источником ресурсов банка являются собственные средства и займы.

      В Японии имеется большое количество кредитных фондов. Наибольшее значение приобрели фонды финансовых корпораций (корпорации финансирования жилищного строительства, корпорации финансирования мелких и средних предприятий) и фонды специальных банков (Экспортно-импортного банка Японии, японского Банка развития, Центрального кооперативного банка для сельского хозяйства и др.). Фонды финансовых корпораций формируются за счет средств бюджета, а также процентов за выдаваемые кредиты. Эти фонды предоставляют займы под умеренные проценты с целью финансирования «рискованных предприятий» или оказания помощи тем компаниям, которые не имеют доступа к другим источникам кредита.

      Социальные  фонды — ресурсы, предназначенные для оказания социальных услуг населению. Рост численности лиц наемного труда в результате развития производства, увеличение разрыва в интересах различных социальных групп общества, вызванное НТР, общее постарение населения стран объективно привели к необходимости увеличения фондов социального страхования. В последнее десятилетие объем социальных фондов в промышленно развитых странах возрос в абсолютных суммах в пять-шесть раз. Рост объема социальных фондов дает возможность повысить социальные выплаты. Фонды образуются за счет трех источников: страховых вносов застрахованных, страховых взносов предпринимателей и субсидий государства.

      Взносы  застрахованных представляют прямой вычет  из их дохода и по существу являются прямым целевым налогом. Ставка взноса в большинстве развитых стран устанавливается в процентах независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взноса или максимальный доход, к которому применяется ставка. Действуют страховые ставки для застрахованных и предпринимателей. В одних странах (ФРГ) они одинаковые для двух групп плательщиков, в других (Великобритания, Франция) — разные. В большинстве стран ставки для застрахованных устанавливаются в процентах к доходу, а для предпринимателей - в процентах не к общему фонду заработной платы, а к заранее определенной максимальной валовой заработной плате, т. е. сумма, превышающая этот максимум, не учитывается. Поэтому чем выше доля квалифицированных работников в компании, чем выше их заработная плата, тем меньше отчислений производят они в социальные фонды. Крупные компании платят относительно меньше в социальные фонды. Взносы предпринимателей приравниваются к издержкам производства и возмещаются им в виде повышенных цен на товары. В странах действует либо один взнос по всем видам страхования (Великобритания), либо несколько (ФРГ), уплата которых дает право на соответствующие виды социальных услуг.

      В США, к примеру, предприниматели  и застрахованные уплачивают страховые  взносы по одинаковым ставкам: 6,2% в  виде отчислений на социальное обеспечение и 1,45% — на бесплатную медицинскую помощь. Кроме того, с предпринимателей взимаются отчисления на пособия по безработице в размере 0,8%. Таким образом, комбинированная ставка предпринимателей равна 8,45% при максимальном облагаемом доходе около 45 тыс. долл., тогда как для застрахованных она — 7,65%.

      В Германии предприниматели и работающие по найму также уплачивают одинаковые ставки взносов в социальные фонды. Однако самостоятельные ставки действуют  для фонда пенсионного страхования, фонда страхования по болезни, фонда страхования от несчастных случаев. Так, ставка взносов в фонд пенсионного страхования установлена для застрахованных и предпринимателей в размере 9,5% к фонду зарплаты.

      В США действует большое количество социальных фондов, находящихся в разном административном подчинении. Наиболее крупными являются три общенациональных фонда: фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца; фонд страхования государственных служащих; фонд помощи нуждающимся.

      Фонды социального страхования в ФРГ включает множество автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхования — фонд пенсионного страхования рабочих и служащих, фонд страхования по болезни, фонд страхования по безработице и др.

      В Великобритании функционируют два  основных социальных фонда: фонд национального страхования и пенсионные фонды государственных предприятий.

      В Японии четыре крупных фонда: фонд страхования  здоровья, фонд национальных пенсий, фонд страхования от производственного  травматизма, фонд страхования от безработицы. Во Франции наиболее значительными социальными фондами являются фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству; пенсионный фонд; фонд помощи семьям; национальный фонд помощи безработным.

      Среди межгосударственных фондов наибольшее значение имеют Международный валютный фонд, задачей которого является урегулирование международной ликвидности в целях равновесия платежного баланса, и Мировой банк, предоставляющий долгосрочные кредиты для расширения производственных мощностей под гарантию правительства стран-членов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Система внебюджетных фондов в РФ современное состояние, перспективы развития.

     2.1. Социальные внебюджетные фонды, характеристика, источники формирования. 

     Пенсионный  фонд РФ (ПФ).

      ПФ  России был образован постановлением Верховного Совета РСФСР 22.12.90 и введен в действие с 1.01.92 постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91, и в настоящее время действует в соответствии с редакцией постановления ВС РФ от 11.02.93.

      Основные  задачи ПФ:

      1. Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов; финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ.

      2. Организация работы по взысканию  с работодателей и граждан,  виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессиональные заболевания или по случаю потери кормильца.

      3. Капитализация средств ПФ; привлечение  добровольных взносов юридических  физических лиц.

      4. Контроль с участием налоговых  органов за своевременным и  полным поступлением взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием средств фонда.

      5. Межгосударственное и международное  сотрудничество по вопросам в  компетенции ПФ, участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

     Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет: 

    • страховых взносов; 
    • средств федерального бюджета; 
    • сумм пеней и иных финансовых санкций; 
    • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; 
    • добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц; 
    • иных источников, не запрещенных законодательством РФ. 

     В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий:

    • трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
    • социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам);
    • пенсия за выслугу лет;
    • пособие одиноким матерям;
    • пенсия военнослужащим и членам их семей;
    • пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.

Информация о работе Система внебюджетных фондов в РФ современное состояние, перспективы развития