Применение налогово-правовых норм как особая форма реализации права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:08, реферат

Краткое описание

Исследование любой отрасли права, равно как и любого института права, невозможно проводить без изучения особенностей конструирования норм права данной нормативной правовой системы. Будучи первичным элементом любой нормативной правовой системы, норма права является носителем всех признаков, характерных для данной отрасли права или данного правового института. От содержания и способа выражения воли государства в норме права зависит дальнейшее формирование всей отрасли права.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и виды налогово-правовых норм.
Глава 2. Проблемы реализации налогово-правовых норм.
Заключение
Список литературы 

Вложенные файлы: 1 файл

Применение налогово-правовых норм как особая форма реализации права¬..docx

— 37.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

«Применение налогово-правовых норм как особая форма реализации права».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Понятие и виды налогово-правовых норм.

 

Глава 2. Проблемы реализации налогово-правовых норм.

 

Заключение

 

Список литературы 

Введение

 

Исследование  любой  отрасли  права,  равно  как  и  любого  института  права, невозможно проводить без изучения особенностей конструирования норм права  данной  нормативной  правовой  системы.  Будучи  первичным  элементом  любой нормативной  правовой  системы,  норма  права  является  носителем  всех  признаков, характерных для данной отрасли права или данного правового института. От содержания и способа выражения воли государства в норме права зависит дальнейшее формирование всей отрасли права. Именно поэтому в теории налогового права исследованию правовых норм данной подотрасли финансового права должно уделяться повышенное внимание.

Непосредственно действие правовых норм связано с предоставлением участникам общественных отношений прав, возложение на них юридических обязанностей. Кроме этого общеправовая наука выделяет и социальные свойства действия правовой нормы, социальную реализацию права, что обусловило целесообразность рассмотрения в данной работе этого аспекта. Необходимо исследовать проблемы реализации налогово-правовых норм с учетом того, что общеправовая теория, помимо правового регулирования, выделяет также правовое воздействие - весь процесс влияния права на социальную жизнь. Право, как известно, может действовать и реализовываться в различных формах.

В современных условиях стадию реализации (норм) налогового права  можно признать слабейшим звеном во всей правовой цепи, поскольку сложившиеся  стереотипы действия акта в силу самого факта его принятия либо правового  непослушания по-прежнему деформируют  правовое сознание и поведение. К  тому же слабо разработаны и плохо  осуществляются механизмы реализации налогового права. Достаточно много  дискуссионных вопросов имеется  и в сфере применения различных  налогово-правовых актов.

 

Глава 1. Понятие и виды налогово-правовых норм

В теории права существует достаточно много разнообразных  определений понятия "нормы права. Разные ученые, находясь в конкретных исторических условиях, отдавали предпочтение тем или иным признакам категории  "норма  права",  расставляя  акценты  в  этих  определениях  сообразно существовавшим  на  тот  момент  достижениям  науки  теории  права  и  собственным представлениям о сущности права в целом. В самом общем понимании норма права есть правило,  регулирующее  общественные  отношения,  и  первичный  элемент  содержания права.

Для налогового права, как  и для любого правового института, нормы права являются первичным  элементом  правовой  регламентации  общественных  отношений,  в  данном случае - налоговых отношений. В этих нормах содержатся правила поведения участников налоговых  отношений,  которые  обеспечивают  нормальное  функционирование  всей налоговой системы. 

Содержащееся  в  норме  налогового  права  правило поведения установлено государством (муниципальным образованием). Иными словами, норма  налогового  права  является  выражением  воли государства,  направленной  на установление  порядка,  обеспечивающего  нормальное функционирование  налоговой системы. Причем, регулируя отношения в налоговой сфере, государство выступает не как сторонний  наблюдатель,  призванный  беспристрастно  урегулировать  общественные отношения  (так  как  государство  осуществляет,  например,  регламентацию  гражданско-правовых  отношений),  но  как  субъект,  который имеет собственный интерес в регулировании налоговых отношений и который сам становится активным участником налоговых  отношений.  Конечно  же,  можно  предположить,  что  государство  будет несколько  "подыгрывать" себе,  регламентируя  налоговые отношения.  Именно  поэтому ради  исключения  конфликта  государства  и  общества  налоговое  нормотворчество приобретает  ряд  специфических  черт,  начиная  от  провозглашения  необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов в налоговой сфере и заканчивая особенностями процедуры формирования норм налогового права.

Кроме того,  нормы  налогового  права  рассчитаны  на  многократность  применения. Нормотворческий  орган,  формулируя  правило  поведения,  определяет  те  условия,  в которых подобное правило должно применяться, и норма права будет "работать" всякий раз, когда будут складываться указанные в ней условия.

Наконец, особенностью всякой нормы права и нормы налогового права является их охрана  со  стороны  государства,  обеспеченная  возможностью  государственного принуждения.  Наличие  возможности государственного  принуждения  к правонарушителям  при  реализации  налоговых  отношений  является  необходимым условием функционирования налоговых отношений, сама природа которых основана на конфликте интересов государства и общества.

В числе подобных мер можно  выделить предусмотренную Налоговым  кодексом  гражданско-правовую  ответственность  органов  налогового контроля, а также дисциплинарную ответственность работников названных органов.

В  целях  достижения  формальной определенности  нормы  права,  выражающей  волю  государства,  устанавливается определенная иерархия правовых норм. Следует отметить, что иерархия норм российского  налогового  права выстроена  не в полной мере,  и не всегда можно  с  уверенностью  говорить  о  приоритете  одной нормы права по  отношению к другой.

Проанализировав  признаки  налогово-правовой  нормы,  можно  предложить

следующее  определение  данной  правовой  категории:  нормы  налогового  права  - установленное  публичным  субъектом  и обеспеченное  государственным принуждением правило поведения участников отношений в налоговой сфере, порождающее налоговые правоотношения и обеспечивающее функционирование налоговой системы.

Более глубокому уяснению сущности норм налогового права может  способствовать рассмотрение существующих вариантов классификации правовых норм, в основу которых могут  быть  положены  те  или  иные  специфические  черты  норм  налогового  права.

Классифицировать нормы  налогового права можно по многим основаниям.

В  зависимости  от  задач,  решаемых  в  рамках  правовой  регламентации,  нормы налогового права могут быть:

    • регулятивными;
    • охранительными.

Регулятивные нормы содержат предписанное правило поведения.

Охранительные нормы налогового права предусматривают меры государственного принуждения  к  лицам,  виновным  в  нарушении  законодательства  о  налогах  и  сборах.

Можно высказать осторожное предположение о том, что каждая охранительная норма всегда содержит в себе в «скрытом» виде регулятивную норму, которая обращена к потенциальным нарушителям и в своей диспозиции содержит либо обязанность, либо запрет на совершение определенных деяний. Такая регулятивная норма путем несложных умозаключений легко выводится из нормы охранительной. 

Возникает вопрос: не является ли пробелом и упущением существование  охранительных норм без легально оформленных и корреспондирующих  им регулятивных норм-правил? Не следует  ли законодателю в каждом случае сначала  закреплять обязанности и запреты, а уже потом обеспечивать их реализацию путем включения в законодательство охранительных норм? 

 

Однако применительно  к налоговому праву целесообразнее все-таки предварительно устанавливать соответствующие обязанности и запреты, а уже затем формулировать связанные с ними составы правонарушений. Такая легализация изначально дисциплинирует субъектов налогового права, делает более наглядным фактическое основание ответственности, позволяет избежать ситуации, когда для одних субъектов установлены и обязанности, и ответственность за их нарушение, а для других – эти обязанности и запреты существуют лишь в неявном виде и должны логически выводиться из соответствующих составов правонарушений. Действительно, разве можно рационально объяснить, почему для переводчиков обязанность участвовать в мероприятиях налогового контроля установлена нормативно, а для экспертов и специалистов – нет. В то же время все они указаны в качестве специальных субъектов состава одного и того же налогового правонарушения (ст. 129 НК РФ).

Также следует отметить, что регулятивные нормы управомочивающего характера в принципе не предполагают возможности государственного принуждения к их реализации и поэтому им не соответствуют какие-либо охранительные нормы. Регулятивные нормы, устанавливающие запреты и обязанности, должны обеспечиваться принудительной силой государства, и поэтому отсутствие корреспондирующих им охранительных норм по общему правилу должно восприниматься как пробел, упущение законодателя, подлежащее устранению. 

В  зависимости  от  характера  содержащихся  в  норме  права  предписаний  нормы налогового  права  можно  подразделить  на:

    • управомочивающие; 
    • обязывающие;
    • запретительные.

Среди  норм  налогового  права  можно  выделить нормы:

    • материальные;
    • процессуальные.

Как отмечает профессор М.И. Байтин: "Различия между ними в том, что первые  отвечают  на  вопрос  "что  регулируют  нормы  права?",  а  вторые  -  "как?"1

Классифицировать нормы можно и дальше, однако даже вышеприведенные виды норм налогового права уже способны продемонстрировать все многообразие системы норм налогового права.

Чрезвычайно  интересной  представляется  предложенная М.В. Карасевой2 идея  выделения  в  системе  норм налогового права:

    • норм-презумпций;
    • норм-фикций;
    • норм-принципов;
    • норм-дефиниций.

Норма налогового права состоит  из отдельных структурных элементов, образующих в своей совокупности систему, именуемую структурой нормы.

Специфика нормы налогового права проявляется скорее не в структуре нормы, а в способе изложения нормы налогового права. При этом под способом изложения  нормы  понимается  расположение  нормы права в текстах нормативных правовых актов. Могут ли налогово-правовые нормы содержаться в неналоговых законах? Этот вопрос носит дискуссионный характер. Сторонники "чистоты" налогового законодательства, как правило, ссылаются на п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 10.07.92 N 3255-1 "О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации", которым устанавливалось, что проекты законодательных актов Российской Федерации, регулирующие отношения, не связанные в целом с вопросами налогообложения, не должны содержать положения (нормы), устанавливающие особый порядок налогообложения, включая освобождение от налогов.

Думается, в настоящее  время избежать включения налоговых  норм в нормативные акты иных отраслей права нереально. В сфере бюджетного законодательства, например, такое  положение обусловлено тем, что  налоговая политика является составной  частью бюджетно-финансовой политики. "Бюджетные законы, включая законы о федеральном бюджете, содержат предписания, относящиеся к налоговой  сфере, меняющие налоговые обязательства, в том числе устанавливающие  новые коэффициенты при исчислении налогов, освобождающие определенные субъекты от налоговых взносов и  т.д., - замечает Т.Г. Морщакова. - При  этом в ряде случаев прямо указывается, что отдельные предписания включаются в законы о бюджете во изменение  налоговых законов".3

 

Глава 2. Проблемы реализации налогово-правовых норм

Реализация норм налогового права преследует определенные цели -приобретение и сохранение каких-либо социальных благ. Для государства  цель реализации налоговой нормы - это  фискальное наполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы и  регулирующее воздействие на экономику. Для налогоплательщика цель реализации налоговой нормы - осуществление  своей обязанности при условии  максимального сохранения уровня собственного благосостояния.

Реализацией нормы налогового права следует считать достижение ее конечной цели, т.е. установление, введение или уплату налога; осуществление  налогового контроля или привлечение  нарушителя налоговых норм к ответственности. Характер действия норм налогового права  законодателем должен быть определен  через цели этих норм. Издавая законодательные акты, государство заинтересовано в том, чтобы они были реализованы и на их основе складывались запрограммированные им правовые отношения. Анализ российского законодательства о налогах и сборах, позволяет выявить значительное количество норм, регламентирующих особый порядок принятия налоговых нормативно-правовых актов, которые закрепляют способы обеспечения наполнения бюджетов фискальными платежами, различные формы реализации прав и обязанностей публичных и частных субъектов, а также норм, регулирующих порядок привлечения к ответственности в случае нарушения законодательства о налогах и сборах. Многие из них нуждаются в усовершенствовании, что позволит обеспечить эффективность механизма реализации налогового права, усилить роль и значение нормотворческих органов, повысить результативность реализации налогово-правовых норм.

Реализацию налогово-правовых норм можно определить как процесс  воплощения юридических предписаний  в особом поведении субъектов  налогового права (правомерном поведении), в практической деятельности субъектов  по осуществлению субъективных прав и исполнению юридических обязанностей, а также соблюдению запретов. Иными словами, это воплощение в поступках налогоплательщиков тех требований, которые в общей форме выражены в нормах налогового права.4 Реализация норм налогового права – это непосредственный результат правового регулирования налоговых отношений, воплощенный, прежде всего, в достижении полного и своевременного пополнения бюджетной системы государства налогами и сборами. В зависимости от видов налогово-правовых норм можно выделить четыре формы (в литературе иногда называют - способы) их реализации:

Информация о работе Применение налогово-правовых норм как особая форма реализации права