Правовое регулирование по делам о налоговых правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 15:06, дипломная работа

Краткое описание

С фактическим уничтожением системы государственного планирования под эгидой перехода к рыночным отношениям налоги стали основным, если не единственным источником экономического роста и рычагом властного регулирования экономики, чем и обусловливается актуальность настоящей дипломной работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность, понятие, задачи и участники производства по делам о налоговых правонарушениях 5
1.1. Производство по делам о налоговых правонарушениях 5
1.2. Задачи производства по делам о налоговых правонарушениях 11
1.3. Участники производства по делам о налоговых правонарушениях 13
Глава 2. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях 18
2.1. Возбуждение и рассмотрение дела о налоговом правонарушении 18
2.2. Обеспечение исполнения решения 48
2.3. Порядок взыскания налоговых санкций 49
2.4. Обжалование решений налогового органа 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

- запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика (недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг), транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений, готовой продукции, сырья и материалов, иной продукции) без согласия налогового органа;

- приостановление операций по счетам в банке.

По просьбе  лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить вышеназванные обеспечительные меры на банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок; залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном НК РФ [4, ст.73]; поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном НК РФ [4, ст.74].

При предоставлении налогоплательщиком на сумму, подлежащую уплате в бюджетную систему РФ на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, банковской гарантии банка с инвестиционным рейтингом рейтингового агентства, включенного в перечень, утверждаемый Министерством финансов РФ, налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в замене обеспечительных мер.

Копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.

 

 

2.3. Порядок взыскания налоговых санкций

 

 

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция [4, п.1 ст.114], которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных нормами гл.16 НК РФ.

После вынесения  решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности  за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган  обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной НК РФ. Налоговый орган обращается в суд с иском в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска налогоплательщиком срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налоговой санкции. Предложение уплатить добровольно сумму налоговой санкции может быть сделано обязанному лицу как непосредственно в решении о привлечении (об отказе в привлечении) этого лица к ответственности, так и путем направления этому лицу требования об уплате налога (сбора), пени и штрафов. Надо заметить, что предложение налоговым органом налогоплательщику добровольно уплатить сумму налоговой санкции до обращения с иском в суд является его обязанностью [4, п.1 ст.104], несоблюдение которой влечет возвращение искового заявления [21, с.302].

Исковое заявление  о взыскании налоговой санкции  с организации или индивидуального  предпринимателя подается в арбитражный  суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налогового контроля.

В необходимых  случаях одновременно с подачей  искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска.

Дела о взыскании  налоговых санкций по иску налоговых  органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством РФ, к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями - судами общей юрисдикции в соответствии с российским гражданским процессуальным законодательством.

Необходимо учитывать, что иски о взыскании налоговых санкций в ряде случаев могут быть предъявлены налоговыми органами, не принимавшими соответствующих решений о привлечении налогоплательщиков к ответственности. Такая ситуация может иметь место, в частности, в случае предъявления иска о взыскании с организации-налогоплательщика налоговой санкции за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения данной организации либо принадлежащего ей недвижимого имущества, транспортных средств. В данном случае истцом будет выступать налоговый орган, на территории которого расположена сама организация, в то время как решение о привлечении ответчика к налоговой ответственности принимал налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (недвижимого имущества, транспортных средств) организации-налогоплательщика.

 

 

2.4. Обжалование решений налогового органа

 

 

Порядок обжалования  актов налоговых органов регулируется, в первую очередь, ст.ст. 101.2., 139 - 141 НК РФ. Кроме того, еще в 2001г. был утверждён Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке [9], действующий до настоящего времени.

Следует сразу  отметить некоторые особенности  обжалования решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

НК РФ установил  для налогоплательщиков два вида документов, которыми может быть выражено несогласие с актами, действиями (бездействием) налоговых органов и их должностных лиц - это апелляционная жалоба [4,ст. 101, 101.2, 101.3., 139, 140] и жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица [4, ст.138,139,140,141]

Апелляционная жалоба может быть подана только на два вида решений налогового органа [4, ст.101,101.2,139]:

- на решение  о привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности  за совершение налогового правонарушения;

- на решение  об отказе в привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности.

На другие виды актов и на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов подается жалоба.

Апелляционная жалоба должна быть подана в письменном виде до момента вступления в силу решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности [4, п.2 ст.139], то есть в течение десяти рабочих дней со дня вручения его соответствующему лицу [4, п.9 ст.101]

Департамент налоговой  и таможенно-тарифной политики Минфина  РФ в письме от 27.07.2007г. № 03-02-07/1-350 [34] подчеркнул, что решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении десяти дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение [4, п.9 ст.101]. В этом случае применяется общий срок - десять рабочих дней [4, ст.6.1].

Таким образом, срок на подготовку и подачу апелляционной  жалобы для налогоплательщика не превышает десять рабочих дней со дня вручения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности либо решения об отказе в привлечении к ответственности.

В случае отправления  апелляционной жалобы по почте днем ее подачи считается дата отправки почтового отправления с описью вложения [30, с.3].

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое  не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Технически  апелляционная жалоба подается в  вынесший обжалуемое решение налоговый  орган, который обязан в течение  трех рабочих дней со дня поступления жалобы направить ее в вышестоящий налоговый орган.

Эта норма НК РФ повторяет норму Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно п.2 ст.257 которого апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции подается в вышестоящий судебный орган через суд, принявший оспариваемый судебный акт. Собственно основной смысл подачи апелляционной жалобы через налоговый орган, вынесший решение, и состоит в том, чтобы налоговая инспекция отправила материалы дела на рассмотрение вышестоящего органа.

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что с точки зрения финансовых органов нарушение порядка подачи апелляционной жалобы, например, её отправление непосредственно в вышестоящий налоговый орган вместо органа, принявшего обжалуемый акт, может рассматриваться как нарушение порядка апелляционного обжалования [16].

Соответственно  пропуск срока на апелляционное  обжалование приведет либо к необходимости  его восстановления, либо к изменению  процедуры защиты прав налогоплательщика. При этом, если до 01.01.2009г. налогоплательщик мог в случае пропуска срока на подачу апелляционной жалобы прямо обратиться в суд, то с 01.01.2009г. вступила в действие норма [4, п.5. ст.101.2], согласно которой оспаривание решения налогового органа в судебном порядке  возможно только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Пока не вполне ясно, как в этом случае будет  восстанавливаться право на апелляционное  обжалование, по-видимому, в порядке исполнения п.2 ст.139 НК РФ по усмотрению вышестоящего налогового органа или его должностного лица, либо будет только применяться абз. четвертый п.2 ст.139 НК РФ, согласно которому на решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подаётся жалоба в течение одного года с момента его вынесения.

К апелляционной жалобе применяются правила, содержащиеся в ст.ст.139 - 141 НК РФ [4, п.1 ст.101.2], регламентирующие порядок, сроки рассмотрения и принятие решений по ней.

Правда, п.2 ст.101.2. НК РФ не конкретизирует, что понимается под порядком - порядок рассмотрения жалобы или порядок ее подачи и рассмотрения. Но по смыслу перечисления следует, что речь идет именно о порядке рассмотрения жалобы.

Таким образом, можно сделать вывод, что НК РФ не предусматривает возможности  отзыва апелляционной жалобы [30, с.3].

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе:

- оставить решение  налогового органа без изменения,  а жалобу - без удовлетворения;

- отменить или  изменить решение налогового  органа полностью либо в части  и принять по делу новое решение;

- отменить решение  налогового органа и прекратить  производство по делу.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения [4, п.3 ст.140]. Вышеуказанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на пятнадцать рабочих дней.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ.

Если налоговый  орган (должностное лицо), рассматривающий  жалобу, имеет достаточные основания  полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству РФ, он вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия.

Решение о приостановлении  исполнения акта (действия) может быть принято либо руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Следует отметить, что остается неясным, применимы  правила ст.141 НК РФ к апелляционным жалобам (данный вопрос следует из системного толкования статей 138-141 НК РФ, которые, в принципе, разграничивают жалобы и апелляционные жалобы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Как видно, НК РФ содержит серьезные недостатки в том, что касается процессуально-правового регулирования производства по делам о налоговых правонарушениях. Следует констатировать, что законодатель не смог четко развести в НК РФ, как того требуют правила законодательной техники, два вида производств: производство по налоговому контролю и производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В отличие от НК РФ, КоАП РФ подробно регламентирует производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, определяя поводы для возбуждения дела; моменты, с которых дело считается возбужденным; перечень и полномочия должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях; процессуальные документы и сроки. Важным достижением явилось введение института административного расследования [3, ст.28.7]. КоАП РФ достаточно чётко регламентирует порядок рассмотрения дела [3, гл.29].

Таким образом, КоАП РФ в значительной степени лишён тех недостатков, которые свойственны рассматриваемому производству в рамках НК РФ. В то же время, как отмечает Панова И. В. [26], критерий разграничения двух производств (в рамках НК РФ и КоАП РФ) весьма зыбок, что лишний раз позволяет поставить под сомнение позицию законодателя, сохранившего в НК РФ нормы, регулирующие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Исправление выявленных недостатков правового регулирования рассмотренного производства возможно путем реализации провозглашенной законодателем в п.1 ст.1.1. монополии КоАП РФ на правовое регулирование института административной ответственности. Для этого необходимо перенести все материальные нормы об ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах из НК РФ в КоАП РФ (причем возможно их выделение в самостоятельную главу), а процессуальное производство по делам о привлечении к ответственности за указанные правонарушения осуществлять в порядке, определяемом КоАП РФ. НК РФ же должен четко регулировать производство по налоговому контролю, поскольку именно в ходе контрольных мероприятий (в большинстве случаев) устанавливаются факты, свидетельствующие о совершенных правонарушениях.

Информация о работе Правовое регулирование по делам о налоговых правонарушениях