Правовое регулирование по делам о налоговых правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 15:06, дипломная работа

Краткое описание

С фактическим уничтожением системы государственного планирования под эгидой перехода к рыночным отношениям налоги стали основным, если не единственным источником экономического роста и рычагом властного регулирования экономики, чем и обусловливается актуальность настоящей дипломной работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность, понятие, задачи и участники производства по делам о налоговых правонарушениях 5
1.1. Производство по делам о налоговых правонарушениях 5
1.2. Задачи производства по делам о налоговых правонарушениях 11
1.3. Участники производства по делам о налоговых правонарушениях 13
Глава 2. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях 18
2.1. Возбуждение и рассмотрение дела о налоговом правонарушении 18
2.2. Обеспечение исполнения решения 48
2.3. Порядок взыскания налоговых санкций 49
2.4. Обжалование решений налогового органа 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

На существование  таких стадий также обратил внимание Конститационный суд РФ, указав, что привлечение к налоговой ответственности (производство по делам о налоговых правонарушениях) включает в себя ряд последовательных этапов и представляет собой стадийный процесс возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений, субъектами которых являются, с одной стороны, государство в лице властных органов, наделённых правомочием выявлять и доказывать совершение лицом правонарушения, налагать налоговые штрафы и осуществлять их взыскание, а с другой – лицо (физическое либо юридическое), совершившее правонарушение и обязанное претерпевать лишения в виде мер налоговой ответственности [19].

Действующее налоговое  законодательство даёт основание различать  следующие стадии налогового производства:

а) возбуждение  производства;

б) рассмотрение дела по факту выявленного налогового правонарушения;

в) пересмотр  вынесенного решения;

г) исполнение решения  о применении к лицу, признанному  виновным в совершении налогового правонарушения, определённых мер ответственности.

НК РФ каким–либо специальным образом отдельно не выделяет стадию начала (возбуждения) производства по делу о налоговом правонарушении. Однако представляется, что любая процедура привлечения лица к предусмотренной законом ответственности в любом случае имеет определённую «отправную точку», прохождение которой влечёт за собой изменение статуса лиц, принимающих участие в производстве такого рода, и подчинение всех субъектов дела о правонарушении жестко определённой схеме действий.

Такое понятие  как «возбуждение дела о налоговом правонарушении» в НК РФ отсутствует. В то же время сложившаяся судебная и арбитражная практика свидетельствует об активном использовании судами такого термина [21, с.32].

Постановление Пленума Высшого арбитражного суда РФ от 28.02.2001г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» [31]. Разъясняя порядок исчисления сроков для обращения налоговых органов в суд с иском о взыскании налоговой санкции, согласно действующей в тот период редакции НК РФ, Суд в п.7 названного постановления фактически указал, что привлечение налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах начинается с процедуры фиксации налогового правонарушения, в частности, с оформления акта по результатам выездной налоговой проверки.

Таким образом, возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении производится налоговым органом с момента обнаружения налогового правонарушения в рамках налоговых проверок или иных мероприятий налогового контроля. Следовательно, документом, фиксирующим факт правонарушения и обстоятельства его совершения, является соответствующий акт, оформление которого в окончательном виде означает инициирование уполномоченным государственным органом процедуры привлечения соответствующего лица к налоговой ответственности. Акт налоговой проверки является аналогом протокола об административном правонарушении [5], однако надо иметь ввиду, что по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики — физические лица или должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции [4, п.15. ст.101].

Поводом для возбуждения производства по делам о налоговых правонарушениях в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) служит обнаружение налоговыми органами в ходе осуществления мероприятий налогового контроля достаточных данных, свидетельствующих о неисполнении названными лицами требований законодательства о налогах и сборах [4, ст.101].

НК РФ предусматривает два порядка оформления результатов мероприятий налогового контроля, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, и соответственно два порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях.

Первый порядок регламентирует оформление результатов камеральной и выездной налоговых проверок [4, ст.100]. Результаты иных мероприятий налогового контроля, связанных с камеральными и выездными налоговыми проверками, также указываются в акте налоговой проверки.

Результаты  проведенной выездной налоговой  проверки оформляются актом, который  подписывается уполномоченными  лицами [4, п.1.ст.100]. При выездной налоговой проверке акт составляется независимо от того, выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах или нет. По результатам выездной налоговой проверки акт оформляется в течение двух месяцев со дня составления справки [13] о проведении такой проверки.

Единственное основание для составления налоговым органом акта при камеральной налоговой проверке, а именно: выявление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах [4, ст.100]. Оформление акта, производится в том же порядке, что и акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки, отводится десять рабочих дней с момента окончания камеральной налоговой проверки [4, ст.88].

Формы актов  выездной (повторной выездной) и  камеральной налоговых проверок, а также требования к их составлению утверждены приказом ФНС от 25.12.2006г. № САЭ-3-06/892 [11]. Кроме того, перечень сведений, подлежащих отражению в акте проверки, содержится в НК РФ [4, п.3 ст.100].

Акт выездной (повторной  выездной) или камеральной налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения.

Акт выездной (повторной  выездной) или камеральной налоговой  проверки  составляется на бумажном носителе, на русском языке и должен иметь сквозную нумерацию страниц. Структурно акт выездной (повторной выездной) или камеральной налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой. При этом вводные части актов камеральной и выездной (повторной выездной) налоговых проверок несколько различаются между собой.

Так, вводные части акта выездной (повторной выездной) или камеральной налоговой проверке должны содержать:

- номер и дату акта проверки;

- наименование места составления акта проверки;

- сведения о лице (лицах), проводивших проверку;

- ИНН и КПП  налогоплательщика;

- указание на то, что проверка проведена в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

- дату начала и окончания проверки;

- место нахождения организации (ее филиала, представительства или иного обособленного подразделения) или место жительства физического лица;

- сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

- иные необходимые  сведения.

В то же время, в  водной части акта выездной (повторной  выездной) налоговой проверки указывается следующая информация, не подлежащая включению в акт камеральной проверки:

- данные сотрудников внутренних дел, привлекавшихся к участию в проверке;

- период, за который проведена проверка, с указанием конкретных дат;

- место проведения  проверки;

- указание на  вопросы проверки;

- сведения о наличии лицензируемых видов деятельности, о фактически осуществляемых видах финансово-хозяйственной деятельности;

- сведения о  методе проведения проверки.

Описательная  часть акта выездной (повторной выездной) или камеральной налоговой проверки содержит информацию о документально подтвержденных фактах нарушений налогового законодательства, выявленных в ходе проверки (указание на отсутствие таковых), связанных с этими фактами обстоятельствах, имеющих значение для принятия обоснованного решения по результатам проверки, и должна отвечать требованиям объективности и обоснованности, полноты и комплексности отражения всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах, чёткости, лаконичности, доступности и системности изложения.

В итоговой части акта выездной (повторной выездной) или камеральной налоговой проверки указываются:

- сведения об общих суммах, выявленных при проведении проверки неуплаченных, об исчисленных в завышенных размерах налогах (сборах), сведения о других установленных проверкой фактах нарушений (об исчисленных для целей налогообложения в завышенных размерах суммах убытков, о неудержании и неперечислении налогов и т.д.).

- предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений;

- выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений.

- количество листов приложений;

- право представления возражений по результатам выездной (повторной выездной) или камеральной налоговой проверки.

Перечень документов, отражающих факты проведения мероприятий налогового контроля, которые касаются налоговых проверок, но не могут быть квалифицированы в качестве итогового документа налогового контроля (акта налоговой проверки), включает:

- письменные  пояснения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, вызванного на основании письменного уведомления в налоговый орган для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, полученные в определенном порядке [4, ст.31].

- документы,  составляемые по итогам инвентаризации [4,п.1.ст.3];

- справки о  наличии счетов в банке и  (или) об остатках денежных  средств на счетах, выписки по  операциям на счетах [4, ст.86];

- документы,  содержащие информацию, полученную от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ. Такая информация запрашивается в порядке, установленном в конкретном международном договоре РФ, в котором закреплены положения, касающиеся налогообложения и сборов [4, ст.7];

- протоколы  допросов свидетелей, составленные  по правилам, изложенным в НК РФ [4, ст. 90];

- протоколы  осмотра территорий, помещений, документов  и предметов, оформленные в соответствии с НК РФ [4, ст. 92];

- документы,  истребованные на основании положений ст.93 НК РФ. Речь идёт, в том числе, о документах, указанных в пп.5 п.1 ст.23 НК РФ (книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций, бухгалтерская отчётность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ [6], за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным не обязаны вести бухгалтерский учёт или освобождены от ведения такого учёта) и абз.4 п.7 ст.45 НК РФ (копия оформленного на бумажном носителе поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счёт в Федеральном казначействе);

- документы  (информацию) о налогоплательщике,  плательщике сборов и налоговом  агенте или информацию о конкретных  сделках, истребованные в соответствии НК РФ[4, ст.93];

- документы  и предметы, полученные в результате выемки [4, ст.94]

- экспертные  заключения, составленные по результатам экспертизы в порядке, указанном в НК РФ [4, ст.95].

Исключение  составляют материалы, полученные в  ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, которые связаны с налоговыми проверками [4, ст.101]. Такие сведения в акте налоговой проверки не отражаются и входят в состав дополнительных материалов налоговой проверки [28].

Следует иметь  в виду: круг доказательств, используемых в налоговом контроле, не ограничен документами, полученными в ходе контрольных мероприятий, которые непосредственно касаются данной налоговой проверки, проводимой в отношении конкретного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Доказательствами  могут служить любые документы, которые имеются у налогового органа, в частности:

- налоговые  декларации (расчёты), представленные в установленном порядке в налоговый орган по месту учета [4, п.1. ст.23];

- сообщения  налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты [4, п.2. ст.23];

- сообщения  налоговых агентов [4, п.3. ст.24];

- иные сведения  налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, указанные в части второй НК РФ;

- информация  банка [4, п3. ст.60];

- сообщения  банка об остатках денежных  средств налогоплательщика-организации,  полученные в порядке, установленном  в НК РФ [4, п.5 ст.76];

- документы,  представленные органами, учреждениями, организациями и должностными лицами и содержащие сведения, которые связаны с учётом налогоплательщиков [4, ст.85]

- информация, полученная  в результате ранее проведенных  мероприятий налогового контроля (в том числе налоговых проверок);

- сведения, выявленные  в результате мероприятий налогового  контроля в отношении иных  лиц;

- материалы,  которые получены вне рамок  налогового контроля в соответствии  с полномочиями налоговых органов,  прямо предоставленными налоговым  органам законодательством РФ, не относящимся к законодательству о налогах и сборах;

- письменные  сообщения лиц, у которых отсутствует  обязанность представления документов (информации), но предоставленные  ими в добровольном порядке  либо на основании соглашений, совместных приказов с органами государственной власти и по иным основаниям.

К акту выездной (повторной выездной) налоговой проверки могут прилагаться:

- ведомости,  таблицы и другие материалы,  содержащие сгруппированные факты  однородных массовых нарушений,  выявленные в ходе выездной налоговой проверки.

Информация о работе Правовое регулирование по делам о налоговых правонарушениях