Правовое регулирование деятельности субъектов сектора инвестиционных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Цель данной курсовой работы состоит в определении субъектов инвестиционной деятельности, рассмотрении их правового положения. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
Изучить работы по вопросу правового регулирования инвестиционного рынка;
Рассмотреть теоретические аспекты правового регулирования субъектов сектора инвестиционных услуг;
Проанализировать соблюдение, использование, исполнение, применение норм права;
Оценить современное состояние инвестиционного рынка России;
Дать характеристику современного состояния инвестиционного рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности 5
1.2 Свойства, отличительные черты и правовой статус субъектов инвестиционной деятельности 9
2 СОСТОЯНИЕ СЕКТОРА ИНВЕСТИЦИОННЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 13
2.1 Анализ современного состояния сектора инвестиционных услуг в РФ 13
2.2 Правоприменительная деятельность конкретных участников в секторе инвестиционных услуг 15
3 ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СЕКТОРЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ УСЛУГ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Вложенные файлы: 1 файл

Kravtsova_I_V_FK-230_Pravovoe_regulirovanie_de.docx

— 70.10 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2 Свойства, отличительные  черты и правовой статус субъектов  инвестиционной деятельности

Инвесторы осуществляют капитальные  вложения на территории РФ с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством РФ. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а так же иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы).

Одним из способов присутствия  иностранных инвесторов на российском рынке является создание филиалов. Однако филиалы иностранных юридических  лиц в РФ не признаются юридическими лицами и, следовательно, не считаются  самостоятельными иностранными инвесторами. Льготы и ограничения на иностранных  инвесторов распространяются непосредственно  на головную организацию, которая несет  имущественную ответственность  по обязательствам в связи с деятельностью  филиала.

Заказчики – уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правом владения, пользования, распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором  и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством  РФ.2

Подрядчики – физические или юридические лица, выполняющие  работы  по договору подряда или  государственному контракту, заключаемому с заказчиком в соответствии с ГК РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию по федеральному закону.

Пользователи объектов капитальных  вложений – физические  и юридические лица, в том числе иностранные, а так же государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются объекты, а также непосредственные инвесторы создаваемых объектов.

Любой субъект инвестиционной деятельности имеет право на совмещение функций нескольких субъектов такой деятельности, если это не закреплено в договоре или государственном контракте, заключаемом между субъектами.

Инвесторы имеют равные права3:

  1. На осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных сложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральным законом;
  2. Самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений,  а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ;
  3. Владение, пользование, распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;
  4. Передачу по договору или государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством России;
  5. Осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;
  6. Объединение собственных привлеченных средств со средствами иных инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  7. Осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом согласно законодательству России.

Субъекты инвестиционной деятельности обязаны4:

  1. Осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  2. Исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства России;
  3. Использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Условия заключаемых между  субъектами инвестиционной деятельности договоров или государственных  контрактов сохраняют свою силу на весь срок выполнения проекта, за исключением  случаев, предусмотренных Законом  об инвестиционной деятельности и другими  федеральными законами.

Органы государственной  власти Российской Федерации, органы государственной  власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по согласованию между  ними могут взаимодействовать в  инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в соответствии  с Конституцией РФ, Законом об инвестиционной деятельности и другими федеральными законами.

Решения об осуществлении  государственный капитальных вложений принимают органы государственной власти в соответствии с законодательством России.

 

 

 

  1. Состояние СЕКТОРА ИНВЕСТИЦИОННЫХ УСЛУГ в современных условиях

 

    1. Анализ современного состояния сектора инвестиционных услуг в РФ

Для нормального развития экономики страны, как на макро-, так и на микроуровне необходим постоянный приток средств (инвестиционных ресурсов). В условиях рыночной экономики объем и структура привлекаемых в экономику инвестиций непосредственно зависит от уровня доходности капитальных и финансовых активов. Норма дохода, а через нее цена (курс) этих активов определяются спросом и предложением на инвестиционные товары.

Инвестиционный климат страны является наиболее обобщенной характеристикой инвестиционных процессов в субъектах РФ и представляет собой сложившуюся в течение ряда лет совокупность различных социально - экономических, природных, экологических, политических и других условий, определяющих масштабы, объем и темпы привлечения инвестиций в основной капитал  региона. В каждом регионе РФ с одной стороны объективно существуют некоторые заданные условия и предпосылки для осуществления инвестиционной деятельности (например, в виде природных богатств, географического положения, состояние производственной инфраструктуры и политической стабильности и др.) и, с другой стороны, имеет место субъективная деятельность инвесторов по использованию этих объективно существующих условий и предпосылок. Таким образом, степень благоприятности инвестиционного климата региона определяется совокупным воздействием объективных и субъективных факторов инвестирования.

Одним из важнейших условий  обеспечения экономического роста служит сбалансированная инвестиционная политика государства, стратегически нацеленная на поддержание экономической и политической стабильности в долгосрочной перспективе. В последние годы инвестиционная ситуация в России постепенно изменяется к лучшему, однако пока рано считать, что эти улучшения носят устойчивый характер. Успешное развитие российской экономики невозможно без решения целого круга проблем отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему.

Большинство статистических данных говорят в пользу улучшения инвестиционного климата России, однако некоторые сферы остаются проблемными. В их числе иностранные эксперты отмечают высокую степень коррупционности чиновников, повышение инфляций, сильные административные барьеры и некачественную инфраструктуру (в частности, дорожную сеть).

Действующее в России инвестиционное законодательство благоприятствует скорейшей легализации сферы негосударственного инвестирования, функционирующей на основе договоров между субъектами инвестиционной деятельности (застройщиками и подрядчиками) и предусматривает широкие возможности применения различных мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, включая экономические и административные методы управления инвестициями.

Комплексный характер защитных мер и гарантий государства в области инвестирования предполагает создание благоприятных условий и обеспечение равных прав и возможностей участия в инвестиционной деятельности для всех субъектов экономических отношений, включая иностранных инвесторов. В последние годы в России, хотя и наблюдалась постепенная активизация инвестиционных процессов, в то же время в абсолютном выражении суммарный объем инвестиций явно не удовлетворял реальной потребности российской экономики в средствах. По мнению аналитиков, к основным факторам, сдерживающим инвестиционную активность, относятся:

  1. высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;
  2. избыточные административные барьеры для предпринимателей;
  3. отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;
  4. недостаточный уровень развития фондового рынка.

Наиболее серьезной проблемой, с точки зрения инвесторов, раньше являлось неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем следовали проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией. Отраслевые проблемы привлечения иностранных инвестиций тесно стыкуются с не менее острыми региональными. В России возможности экономической регионализации и имеющиеся ресурсы были должным образом не задействованы во многом именно из-за недостаточного учета специфики региональных условий и факторов, что стало одной из основных причин невысокой результативности рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики.

Эффективное использование  инвестиционных ресурсов является, безусловно, одним из главных факторов, определяющих рост экономики в долгосрочной перспективе.

 

 

2.2 Правоприменительная деятельность  конкретных участников в секторе инвестиционных услуг

В настоящее время государство  проводит активную инвестиционную политику посредством использования всех ветвей власти. Через законодательные  органы осуществляется правовое регулирование  инвестиционной деятельности. В основном создана нормативная база деятельности инвесторов. Исполнительные и законодательные органы власти на основе взаимодействия реализуют меры инвестиционной политики государства и формируют инвестиционный климат.

Одной из современных тенденций  социально-экономического развития России является решение социальных задач  за счет привлечения частных инвестиций на договорной основе.

С другой стороны, осуществление  инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, полученный правоприменительный  опыт выявили многочисленные недостатки, пробелы в инвестиционном законодательстве РФ. Несовершенство нормативной базы, отсутствие единого доктринального и законодательного подхода по вопросам инвестиционных правоотношений являются благодатной почвой для возникновения  инвестиционных споров как между  самими инвесторами, так и между  государством и инвесторами. 
Поэтому для того чтобы иметь правовые возможности для защиты прав и законных интересов инвесторов, необходим надлежащий механизм для решения возникающих споров.

Для решения указанных задач исключительно особое значение имеет судебно-арбитражная практика.5 Согласно Конституции РФ только суд, а не какой-либо иной орган государственной власти или управления вправе принимать на себя функции и полномочия, находящиеся в компетенции судов, указанных в Конституции и федеральных конституционных законах. При осуществлении правосудия как особой функции государственной власти в задачи суда входит защита основ конституционного строя Российской Федерации; прав и свобод граждан; прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Как видно, защита прав и свобод граждан стоит на втором месте, но это вовсе не умаляет значимости и необходимости такой защиты. Более того, такая очередность видится оправданной и вполне логичной. Ведь права, свободы человека и гражданина, равно как и их защита государством, признаются неотъемлемой частью конституционного строя.

«Субъекты Федерации и органы местного самоуправления могут предоставлять иностранным инвесторам льготы и гарантии только в пределах своей компетенции. Не допускается предоставлять на региональном или местном уровне льготы, не предусмотренные в установленном законом порядке». Подобный случай приводится в пункте 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 января 2001 г. N 58 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов".

Информация о работе Правовое регулирование деятельности субъектов сектора инвестиционных услуг