Правовое регулирование денежного обращения и расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:20, реферат

Краткое описание

Денежная система состоит из ряда элементов. В Российской Федерации денежная система включает в себя: «официальную денежную единицу; порядок эмиссии наличных денег; организацию и регулирование денежного обращения». Деньгами в Российской федерации являются «денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки. Средства на банковских счетах и в банковских вкладах».

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое регулирование.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

       Третий  принцип - принцип свободы  выбора субъектами рынка форм  безналичных расчетов и закрепления  их в хозяйственных договорах  при невмешательстве банков в договорные отношения.

       Этот  принцип также нацелен  на утверждение  экономической  самостоятельности  всех субъектов  рынка (независимо от форм собственности)  в организации договорных и  расчетных отношений и на повышение  их материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится роль посредника в платежах. В Положении «о безналичных расчетах» принятом 9 июля 1992г., видна тенденция к превращению плательщика в главный субъект платежной операции, так как во всех формах безналичных расчетов инициатива платежа принадлежит плательщику. Данное обстоятельство соответствует рыночным отношениям в экономике страны.

       Все три названных принципа  безналичных  расчетов хотя  и не четко, но прослеживаются  в Положении «о безналичных  расчетах в Российской Федерации» от 9 июля 1992 г. Однако, в последнее время стали  добавлять еще два принципа организации  безналичных расчетов: срочность платежа и обеспеченность платежа.

       Принцип срочности платежа означает  осуществление  расчетов строго исходя из сроков, предусмотренных  в хозяйственных, кредитных, страховых  договорах, инструкциях Минфина  РФ, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Экономический смысл установления этого принципа обусловлен тем, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок. Введение принципа срочности платежа имеет важное практическое значение. Предприятие и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и смогут управлять ликвидностью своего баланса.

       Срочный платеж может совершаться:

- до начала торговой операции, т.е. до отгрузки товаров поставщиком или оказания им услуг (авансовый платеж);

- немедленно после завершения торговой операции, например платежным поручением плательщика;

- через определенный срок после завершения торговой операции -  на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформление векселя.

       На  практике могут встречаться как  досрочные, так и отсроченные  и просроченные платежи.

       Досрочный платеж - это выполнение  денежного  обязательства до  истечения оговоренного срока.

       Отсроченный  платеж характеризует невозможность  погасить денежное обязательство  в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, т.е. продление первоначально установленного срока платежа, производимое по согласованию с получателем средств.

       Просроченные  платежи возникают при отсутствии  средств у плательщика и невозможности получения банковского или коммерческого кредита при наступлении намеченного срока платежа.

       Принцип  обеспеченности платежа тесно  связан с предыдущим принципом  срочности  платежа, так как  обеспеченность платежа предполагает  для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств. В зависимости от характера ликвидных средств следует различать оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Оперативную обеспеченность обусловливает наличие у плательщика или его гаранта достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса (денежных средств долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера, а также такую форму их организации, которая гарантирует своевременное погашение обязательства). Оперативное обеспечение платежей может иметь разнообразные формы (в том числе и в виде внесения средств за счет клиента или банка для последующего их перечисления получателю).

       Принцип  обеспеченности платежей создает  гарантию платежа, укрепляет платежную  дисциплину в хозяйстве, а следовательно,  платежеспособность и кредитоспособность  всех участников расчетов.

       Все  принципы расчетов тесно связаны   и взаимообусловлены. Нарушение  одного из них приводит к нарушению  других.

       «Гражданским  кодексом РФ установлены следующие   формы безналичных расчетов: платежные  поручения, чеки, аккредитивы, расчеты  по инкассо, а также расчеты  в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике (ст. 862 ГК РФ «Формы безналичных расчетов»). Безналичные расчеты производятся через кредитные организации, которые имеют соответствующие лицензии и открывают банковские счета (п. 3 ст. 861 ГК РФ «Наличные и безналичные расчеты»)»7.

 Раздел 2.3 Порядок ведения кассовых операций.

       Ведение  кассовых операций на предприятиях  и  организациях регулирует  Положение  от 4 октября 1993 г.  № 18 «Порядок ведения кассовых операций в РФ», основные моменты которого предписывают следующее:

       Для  осуществления расчетов наличными   деньгами каждое предприятие  должно иметь кассу и вести  кассовую книгу по установленной  форме. Прием  наличных денег  предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

       Наличные  деньги, полученные предприятиями  в  банках, расходуются на цели, указанные  в чеке.

       Предприятия  могут иметь в своих кассах  наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

       Предприятия  обязаны сдавать в банк всю   денежную наличность сверх установленных   лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

       Наличные  деньги могут быть сданы в  дневные  и вечерние кассы  банков, инкассаторам и в объединенные  кассы при  предприятиях для  последующей сдачи  в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

       Предприятия,  имеющие постоянную денежную  выручку, по согласованию с  обслуживающими их банками могут  расходовать ее на оплату труда  и выплату социально-трудовых льгот (в последующем – оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

       Выдача  денег из выручки одних предприятий,  имеющих постоянную денежную  выручку, на нужды других допускается  в отдаленных местностях, где  нет банков, на основе договора  между предприятиями по согласованию  с банками, обслуживающими эти предприятия.

       Предприятия  имеют право хранить в своих  кассах наличные деньги сверх  установленных лимитов только  для оплаты труда, выплаты пособий  по социальному страхованию и  стипендий не свыше 3 рабочих  дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, – до 5 дней), включая день получения денег в банке.

       Выдача  наличных денег под отчет производится  из касс предприятий. При временном   отсутствии у предприятий кассы   разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.

       Предприятия  выдают наличные деньги под  отчет  на хозяйственно-операционные  расходы, а также на расходы  экспедиций, геологоразведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций, в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.


Информация о работе Правовое регулирование денежного обращения и расчетов