Правовое регулирование денежного обращения и расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:20, реферат

Краткое описание

Денежная система состоит из ряда элементов. В Российской Федерации денежная система включает в себя: «официальную денежную единицу; порядок эмиссии наличных денег; организацию и регулирование денежного обращения». Деньгами в Российской федерации являются «денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки. Средства на банковских счетах и в банковских вкладах».

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое регулирование.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

 

 

Кафедра государственного права

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Финансовое право

 

«Правовое регулирование  денежного обращения и расчетов».

 

 

                                             Выполнила:

                                                       студентка 3 курса 

                                                                     юридического факультета

                                                       очного отделения

                                                   Истомина Л. Г.

                                             Проверила:

                                                                            Сумарокова Юлия Витальевна                                                                 

 

 

 

 

 

 

Курск   2013

 

Глава 1. Понятие  и правовые основы денежной системы  в РФ.

Раздел 1.1 Понятие денег и денежной системы.

       Денежная  система состоит из  ряда элементов. В Российской Федерации денежная система включает в себя: «официальную денежную единицу; порядок эмиссии  наличных денег; организацию и регулирование  денежного обращения».

       Деньгами  в Российской федерации  являются «денежные знаки в  виде банкнот  и монеты Банка России, находящиеся  в обращении в качестве законного  средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые  либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки. Средства на банковских счетах и в банковских вкладах».

       Официальная денежная единица  (валюта) Российской Федерации —  рубль. Введение на территории  Российской Федерации других  денежных единиц и выпуск денежных  суррогатов запрещены.

       Денежное  обращение — движение  денег в  наличной и безналичной формах, обслуживающее  кругооборот товаров, а также  нетоварные платежи и расчеты. Имеется  два вида денежного обращения. Во-первых, это обращение наличных денег, то есть денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы).

       Во-вторых, это безналичное денежное  обращение. Оно состоит в списании  определенной денежной суммы со счета одного субъекта в банковском учреждении и зачислении ее на счет другого субъекта в этом же или ином банковском учреждении либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

 Раздел 1.2 Правовые основы денежной системы РФ.

       Денежная  система представляет  собой совокупность отношений,  связанных с обращением национальной  валюты в стране.

       Под денежным обращением понимается  движение денежной массы внутри  страны в наличной и безналичной формах. В настоящее время создана денежная система, включающая официальную денежную единицу (банкноты Банка России, а также металлическую монету); эмиссию наличных денег; организацию наличного денежного обращения. В соответствии с гл. VI Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из ста копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

       Банкноты  и монеты являются  безусловными обязательствами   Банка России, обеспечиваются всеми   его активами и обязательны  к  приему по нарицательной  стоимости  при всех видах  платежей.

       Банкноты  и монеты Банка России  не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца.

       Правовой  основой денежного обращения   выступают нормы Конституции  РФ, Закон «о Банке России», Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности», различные нормативные акты Президента и Правительства РФ.

       В сфере регулирования денежного   обращения в стране только  Банк России наделен правом осуществления эмиссии наличных денег, т.е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.

       Регулирование денежного обращения  в стране осуществляется с  помощью таких  операций, как  денежная реформа и  деноминация.

       Денежная  реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

       Деноминация, в отличие от денежной  реформы, является технической  операцией, выражающейся в замене  старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

       Предприятия, объединения, организации  и учреждения независимо от  организационно-правовых форм и  сферы деятельности обязаны   хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее – банках).

       Предприятия производят расчеты  по своим обязательствам с  другими предприятиями, как   правило, в безналичном порядке   через банки или применяют   другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в  соответствии с законодательством Российской Федерации.

       Денежная  система любого государства  является объектом правового  регулирования. «В Российской  Федерации установление правовых  основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки являются предметами ведения Российской Федерации». Следовательно, денежная система имеет конституционный статус, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права, которые детально фиксируют статус денежной системы Российской Федерации. Кроме того, с помощью норм финансового права — о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов обеспечивается ее нормальное функционирование. Нормы гражданского права регулируют вопросы собственности на деньги (денежные знаки) как объект права собственности, порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера. Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения. Наконец, нормы уголовного права предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (в основном — фальшивомонетничество). Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.

       Комплекс  финансово-правовых норм, специально посвященных денежной  системе, содержится в Федеральном  законе «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Законе РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 г., в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть первая) и в некоторых других законодательных актах Российской Федерации.

       Денежно-кредитное   регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России. В порядке указанного регулирования Банк России определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с ценными бумагами.

       В соответствии  со ст. 4 Федерального закона «О  Центральном банке Российской  Федерации (Банке России)» Банк  России во взаимодействии с  Правительством Российской Федерации  разрабатывает и проводит единую  государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля, которая представляет собой «совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства. ЦБ РФ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля».

Глава 2. Правовое регулирование наличного и безналичного денежного обращения в РФ.

Раздел 2.1 Правовое регулирование  обращения наличных денег.

       Обращение  наличных денег начинается с  их эмиссии - выпуска в обращение. «Эмиссия наличных денег организация их обращения и изъятия из обращения на территории Федерации осуществляются исключительно Банком России». Ни кто более, никакая организация, никакие другие банки не могут выпускать деньги.

       Наличные  деньги (банковские билеты-банкноты и  металлическая монета) являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

       Образцы  банкнот и монет утверждаются  Банком России по согласованию  с высшим представительным органом Российской Федерации. Официальные сообщения  о выпуске в обращение банкнот  и монет новых образцов Банк России публикует в средствах массовой информации.

       При  необходимости повысить техническую   защищенность банкнот и монет   от подделок (фальшивомонетничества) время  от времени осуществляется их модификация (как правило, наиболее крупных достоинств).

       В целях  обеспечения максимальных удобств  при обращении наличных денег  могут вводиться денежные знаки  новых достоинств.

       «Ответственность  за покупюрный состав наличных денег, находящихся в обращении и  необходимых для проведения бесперебойных  расчетов наличными деньгами на территории Российской Федерации, возлагается на Банк России».

 Раздел 2.2 Правовое регулирование безналичного  денежного обращения и расчетов.

       Безналичный  оборот составляет значительную  часть  денежного оборота страны. Безналичные расчеты - это денежные  расчеты путем записей по счетам  в банках, когда деньги списываются  со счета плательщика и зачисляются  на счет получателя.

       Безналичные  расчеты в хозяйстве организованы  по определенной системе, под  которой  понимается совокупность  принципов организации безналичных  расчетов, требований, предъявляемых  к их организации, определенных  конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

       Первый  принцип организации безналичных   расчетов в рыночных условиях  хозяйствования состоит в их  осуществлении по банковским  счетам, которые открываются клиентам  для хранения и перевода средств. В рыночных условиях хозяйствования проведение расчетов через банк должно обусловливаться экономической целесообразностью, сочетаться с экономической самостоятельностью субъектов рынка и их материальной ответственностью за свои действия. Важно подчеркнуть, что первый принцип безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение как к юридическим, так и физическим лицам.

       Второй  принцип организации безналичных   расчетов заключается в том,  что  платежи со счетов должны  осуществляться банками по распоряжению  их владельцев в порядке установленной ими  очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. Однако в связи с ухудшением платежной дисциплины в хозяйстве в условиях спада производства, инфляционных процессов на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1005 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве» ЦБР с 1 июля 1994 г. вновь была установлена календарная очередность платежей с расчетных счетов клиентов (за исключением выплат денежных средств на неотложные нужды, платежей в бюджеты всех уровней, а также в Пенсионный фонд РФ, которые должны осуществляться в первоочередном порядке). Эта административная мера продиктована заботами Правительства РФ о полноте и своевременности формирования в данный период развития экономики доходной базы бюджета и обеспечения необходимых расходов в интересах поддержания приоритетных и жизнеобеспечивающих отраслей хозяйства.

       В этом принципе закреплено  право субъектов  рынка самим  определять очередность  платежей с их счетов. Это представляет собой значительный шаг на пути к  утверждению подлинной экономической самостоятельности хозяйственников. Далее в формулировке данного принципа обращает на себя внимание отсутствие указания на источник платежа, что тоже важно для утверждения экономической самостоятельности владельца счета в распоряжении имеющимися у него в обороте средствами и ответственности обеспечения платежа. Главное требование, предъявляемое в данном случае банком к субъекту рынка - участнику расчетов, - это осуществление последним платежей в пределах имеющегося остатка средств на счете.

Информация о работе Правовое регулирование денежного обращения и расчетов