Правовое регулирование денежного обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть и усвоить комплекс теоретических и практических знаний, связанных с правовым регулированием денежного обращения.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность денежного оборота;
- изучить понятие денежной системы
- исследовать правовые основы денежного обращения:
- правовые основы денежной системы Российской Федерации;
- правовые основы обращения наличных денег;
- правовые основы безналичного денежного обращения;
- правила ведения кассовых операций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ 6
1.1. Понятие и сущность денежного оборота 6
1.2. Понятие денежной системы 14
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ 20
2.1. Правовые основы денежной системы Российской Федерации 20
2.2. Правовые основы обращения наличных денег 24
2.3. Правовые основы безналичного денежного обращения 26
2.4. Правила ведения кассовых операций 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 40

Вложенные файлы: 1 файл

ФП Правововое регилир денежного обращения.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Безналичные расчеты (обращение) лишены этих недостатков. Себестоимость одного безналичного расчета ничтожна. Поэтому государство всемерно стимулирует безналичные расчеты, используя в необходимых случаях и прямые юридические запреты на совершение некоторых финансовых действий с использованием наличных денег.

Политика расширения безналичных расчетов и ограничения наличных расчетов изложена в Указе Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г.16 и в некоторых других нормативных актах. В настоящее время вопросы безналичных расчетов регулируются Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком России 9 июля 1992 г. с изменениями от 26 декабря 1997 г.17

Организационно-технические и технико-юридические  аспекты безналичных расчетов устанавливаются Банком России.

Вторая разновидность безналичного денежного обращения — это расчеты с помощью векселей и им подобных безусловных денежных обязательств.

Проблема вексельного обращения  приняла особую актуальность в связи  с так называемым кризисом неплатежей — явлением, широко распространенным в российской экономике.

Суть векселя состоит в том, что один субъект, имеющий задолженность  перед другим субъектом (векселедатель), выдает ему вексель как обязательство  уплатить в определенный срок требуемую сумму. Лицо, получившее вексель (векселедержатель), вправе погасить свое денежное обязательство перед третьим лицом путем предъявления ему полученного от первого лица векселя.

Эта цепочка может быть продолжена. В конечном счете лицо, имеющее  вексель, вправе предъявить его векселедателю с требованием уплатить обозначенную в векселе сумму. При отсутствии нужной суммы предъявитель векселя вправе претендовать на соответствующее имущество векселедателя, которое послужило гарантией векселя.

Гражданское законодательство (ст. 815 ГК РФ) определяет вексель как ценную бумагу, удостоверяющую ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (векселедержателю).

Указом Президента РФ «Об улучшении  расчетов в хозяйстве и повышении  ответственности за их своевременное  проведение» от 19 октября 1993 г. введена новая разновидность векселя — простые финансовые векселя как срочное долговое обязательство предприятий и других организаций всех форм собственности перед коммерческими банками по просроченной кредиторской задолженности предприятий и других организаций18. Однако в настоящее время более широкому использованию векселей препятствует ряд нерешенных организационно-технических и правовых вопросов и отсутствие должной культуры и традиций в использовании этого финансового инструмента. Отметим, что в дореволюционной России и в Советском Союзе периода нэпа система вексельного обращения была весьма развитой.

Третья разновидность безналичного денежного обращения — это кредитные карточки банков. Они широко распространены в развитых странах и начинают достаточно активно использоваться в Российской Федерации.

Кредитные карточки технически исполняются таким образом, что при помещении их в специальные считывающие устройства обеспечивают мгновенную связь с банком, в котором находится счет владельца карточки. С помощью несложных манипуляций оператора (например, продавца-кассира магазина) со счета владельца карточки списывается требуемая сумма и записывается на счет субъекта, продавшего товар, оказавшего услуги и т.п. Наличные деньги в обороте при этом не участвуют.

Законодательных актов о кредитных  карточках и соответствующей системе расчетов в Российской Федерации пока нет.

Нормативной базой для расчетов с помощью кредитных карточек являются правила, положения и иные нормативные акты банков, выпускающих  кредитные карточки, и договоры банков с предприятиями, осуществляющими торговлю, бытовое и иное обслуживание населения.

Есть и некоторые иные разновидности  безналичного денежного обращения, носящие менее распространенный, чем описанные выше, характер. Они  обычно не предусмотрены законодательством, а в известных ситуациях могут и противоречить ему. В частности, в период массовых неплатежей начала 1990-х гг. некоторые предприятия учитывали долговые записи (расписки) в денежном выражении своих работников, данные ими предприятиям торговли и иным обслуживающим население предприятиям, а затем, при поступлении средств на выплату заработной платы, производили расчеты с предприятиями-кредиторами.

2.4. Правила ведения кассовых операций

 

Кассовые операции — совокупность материально-технических процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег. Указанные процедуры урегулированы нормами финансового права, которые представляют собой специальный финансово-правовой институт.

В зависимости от того, в отношении  каких именно субъектов осуществляется государственное регулирование кассовых операций, можно выделить такое регулирование в отношении операций:

а)  банков и других кредитных  организаций;

б)  предприятий, учреждений и иных организаций;

в) предприятий и других организаций  по непосредственному приему от населения  платежей за товары, услуги и работы.

Регулирование порядка ведения  кассовых операций обеспечивает также  органическое сочетание интересов  государства и субъектов налично-денежного  обращения.

В первом и втором случае государственное  регулирование кассовых операций имеет основной целью обеспечить максимально возможное сокращение находящейся в обороте наличной денежной массы. Кроме того, скрупулезное соблюдение правил ведения кассовых операций гарантирует частные интересы банков предприятий и других субъектов — сохранность наличных денег.

В третьем случае преследуются интересы прежде всего государства — обеспечить точный учет налогооблагаемых сумм. Вместе с тем учетные данные о поступающих от населения наличных деньгах дают возможность собственнику предприятия осуществлять внутренний контроль за состоянием денежного оборота на данном предприятии.

Правовое регулирование кассовых операций всех названных видов осуществляется в наиболее общей форме высшими  органами государственной власти Российской Федерации.

Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г.19 установлено, что предприятия, организации и учреждения (включая организации торговли) независимо от их организационно-правовой формы, а следовательно, и собственности:

• обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков;

• должны производить расчеты по своим обязательствам с другими

  предприятиями в безналичном  порядке через учреждения банков;

• могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов,

  установленных учреждениями  банков по согласованию с 

  руководителями предприятий;

• обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных

  лимитов остатка наличных  денег в кассе в порядке  и сроки, 

  согласованные с учреждениями  банка;

• имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх

  установленных лимитов только  для оплаты труда, выплаты

  пособий по социальному страхованию,  стипендий, пенсий и только  на 

  срок не свыше трех рабочих  дней, включая день получения  денег в 

  учреждении банка.

Указ содержит и некоторые другие предписания относительно налично-денежного  обращения.

В порядке развития изложенной политики государства по ограничению налично-денежного  обращения на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации при необходимости принимаются нормативные акты и по отдельным аспектам наличного денежного обращения.

Регулирование кассовых операций относится  к функциям Банка России. Юридической  основой такой регулирующей функции  именно Центрального банка страны является Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Детально порядок ведения кассовых операций устанавливается Банком России в его нормативных актах, обязательных для исполнения всеми банками, предприятиями, учреждениями и иными организациями вне зависимости от их организационно-правовой формы и подчиненности20.

Необходимо отметить, что устанавливаемые  Банком России правила ведения кассовых операций не остаются неизменными. Они  корректируются Банком в соответствии с потребностями денежного обращения, следовательно, финансовой и экономической систем в целом.

Основные положения порядка  ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями и иными организациями. Все наличные деньги, поступающие  на предприятия, в учреждения и иные организации, должны в обязательном порядке документально оприходоваться. Все наличные деньги, выдаваемые предприятиями, учреждениями и иными организациями, также должны документально оформляться.

Основные денежные документы — приходный и расходный кассовые ордера, которые оформляются на основе первичных документов — договоров, заявлений и т.п.

В кассовой книге должна быть отражена каждая операция по приему и расходованию денег по каждому операционному  дню.

Получатель средств — руководитель предприятия, учреждения, иной организации или специально уполномоченное им должностное лицо подписывает приходные и расходные ордера, а также чеки на получение денег в кредитных организациях.

На предприятии, в учреждении, иной организации наличные деньги могут  храниться лишь в пределах лимита, специально установленного обслуживающим его банком для данного предприятия и т.д. с учетом его потребности в наличных деньгах. По окончании рабочего дня сверхлимитные суммы наличных денег должны сдаваться в банк. В кассе предприятия, учреждения, иной организации может оставаться (в пределах установленного лимита) лишь такая сумма денег, которая необходима для осуществления на следующий день неотложных небольших платежей. Исключения из этого правила специально оговариваются в правительственных постановлениях или в нормативных актах Банка России.

Должна быть обеспечена сохранность  денег, для чего помещение кассы  оборудуется надлежащим образом (наличие  сейфов, решеток на окнах и т.п.); занимающие должности кассиров оформляются  как материально ответственные лица и т.п.

Специальный порядок ведения кассовых операций установлен для субъектов, получающих от населения деньги за продаваемые товары, оказываемые  услуги и выполняемые работы. Цель этого порядка — обеспечить точный учет доходов для нужд налогообложения, защитить права граждан-потребителей.

В соответствии с Законом РФ «О применении контрольно-кассовых машин  при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июня     1993 г. установлено, что денежные расчеты с населением по торговым операциям или оказанию услуг производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования ими юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин21.

Законом на указанных субъектов  возложен ряд обязанностей, в том  числе: иметь контрольно-кассовые машины; регистрировать их; использовать только исправные машины для осуществления денежных расчетов с населением; выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору между покупателем (клиентом) и соответствующим субъектом; обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин беспрепятственный доступ к этим машинам. Кроме того, Закон обязывает субъектов, осуществляющих торговые операции и операции по оказанию услуг, вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.

Правительством РФ утверждается перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. Это, в частности, предприятия, организации и учреждения в части оказания услуг населению с выдачей квитанций, путевых билетов, талонов, знаков почтовой оплаты или других приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации; выездные бригады предприятий бытового обслуживания при производстве мелкого ремонта вне стационарного специализированного помещения и т.д.22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Денежная система — это форма организации денежного обращения в стране.

В Российской Федерации денежная система включает в себя: официальную денежную единицу; порядок эмиссии наличных денег; организацию и регулирование денежного обращения.

Официальная денежная единица (валюта) Российской Федерации — рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещены.

Деньги являются мощным регулятором  экономических и неэкономических  отношений. Кредитование, дотирование  и другие операции осуществляются с  помощью денег. Поэтому деньги — стимул развития экономики в целом, отдельных ее отраслей и подотраслей, конкретных субъектов экономической деятельности, а также социальной сферы.

Денежная система любого государства  является объектом правового регулирования.

Конституция Российской Федерации  относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации. Следовательно, денежная система имеет конституционную основу, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права.

Информация о работе Правовое регулирование денежного обращения