Правовое регулирование денежного обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть и усвоить комплекс теоретических и практических знаний, связанных с правовым регулированием денежного обращения.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность денежного оборота;
- изучить понятие денежной системы
- исследовать правовые основы денежного обращения:
- правовые основы денежной системы Российской Федерации;
- правовые основы обращения наличных денег;
- правовые основы безналичного денежного обращения;
- правила ведения кассовых операций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ 6
1.1. Понятие и сущность денежного оборота 6
1.2. Понятие денежной системы 14
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ 20
2.1. Правовые основы денежной системы Российской Федерации 20
2.2. Правовые основы обращения наличных денег 24
2.3. Правовые основы безналичного денежного обращения 26
2.4. Правила ведения кассовых операций 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 40

Вложенные файлы: 1 файл

ФП Правововое регилир денежного обращения.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Налично-денежный оборот организуется государством в  лице центрального банка. Для этого  центральный банк систематически издает документ, который называется “Порядок ведения кассовых операций в народном хозяйстве”. Последний раз этот документ в России издавался в сентябре 1993г.

Налично-денежный оборот организуется на основе следующих  принципов:

  • все предприятия и организации должны хранить наличные деньги (за исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках;
  • банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий все форм собственности;
  • обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования;
  • управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;
  • организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения;
  • наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков.

Товарно-денежные отношения требуют определенного количества денег для обращения.

Закон денежного  обращения, открытый Карлом Марксом, устанавливает  количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения  и средства платежа.

Количество  денег, потребное для выполнения функций денег средства обращения, зависит от трех факторов:

  • количества проданных на рынке товаров и услуг(связь прямая);
  • уровня цен товаров и тарифов(связь прямая);
  • скорости обращения денег(связь обратная);

Все факторы определяются условиями  производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цены. Формула в этом случае такова:

Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, так как одни и те же деньги в течении определенного  периода постоянно переходят  из рук в руки, обслуживая продажу  товаров и оказания услуг.

При функционировании золотых денег их количества поддерживалось на необходимом уровне стихийно, поскольку регулятором выступала функция сокровища. Эта функция устанавливала сравнительно правильное соотношение между денежной массой и товарами, необходимыми для обращения. Лишние деньги в обращение исключались, они уходили в сокровище. При росте товарной массы деньги возвращались из сокровищ.

С появлением функции денег как  средства платежа общее количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает  обратное влияние на количество денег. Такое уменьшение вызывается погашением путем взаимного зачета определенной части долговых требований и обязательств. Количество денег для обращения и платежа определяется следующими условиями:

  • общим объемом товаров и услуг(зависимость прямая);
  • уровнем товарных цен и тарифов на услуги(зависимость прямая, поскольку чем выше цены, тем больше требуется денег);
  • степенью безналичных расчетов(связь обратная);
  • скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег(связь обратная);

Таким образом, закон, определяющий количество денег в обращении, приобретает следующий вид:

количество денег, необходимых  в качестве средства  обращения  и средства платежа

 

 

 

=

 

 

сумма цен реализуемых товаров  и услуг

 

 

 

-

сумма проданных товаров  в кредит,    срок оплаты по которым  не наступил

 

 

 

+

 

 

сумма платежей по долговым обязательствам

 

 

 

-

 

 

сумма взаимно погашающих платежей

среднее число оборотов денег как средства обращения, так  и средства платежа


        

При металлическом обращении количество денег стихийно регулировалось функцией сокровища, т.е. денежная масса увеличивалась и сокращалась, свободно приспосабливаясь к потребностям товарного производства, количество денег всегда сохранялось на требуемом уровне. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения.

При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажно-денежного обращения, в соответствии с которым количество законов стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможным их обесценивание.

Сейчас в условиях демонетизации  золота, т.е. утраты их денежных функций, закон денежного обращения претерпел  модификацию. Теперь уже нельзя оценить  количество денег с точки зрения даже их приблизительного расчета через  золото. Оно ушло из обращения и не выполняет функции не только средства обращения и средства платежа, но и меры стоимости.

Мерой стоимости товаров и услуг  стал денежный капитал, измеряющий стоимость  не на рынке при обмене путем приравнивания  товаров к деньгам, а в процессе производства- товара к товару. Следовательно, количество неразменных кредитных денег должно определятся стоимостью всех ценностей в стране через денежный капитал. Стихийный регулятор общей величины денег при господстве кредитных денег отсутствует. Отсюда вытекает роль государства в регулировании денежного обращения. Эмиссия кредитных денег без учета реальной стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране в процессе производства, распределения и обмена неизбежно вызовет их излишек и в конечном счете приведет к обесцениванию денежной единицы. Главное условие стабильности денежной единицы страны- соответствие потребности хозяйства в деньгах фактическому поступлению их в наличный и безналичный оборот.

Итак, денежный оборот подразделяется на две формы: наличную и безналичную. Налично-денежный оборот- это движение наличных денег в сфере обращения. Безналичный денежный оборот- это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, который происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, пластиковых карточек, платежных поручений, электронных средств платежа, других расчетных документов. 

1.2. Понятие денежной системы

 

Денежная система — это форма организации денежного обращения в стране.

Денежная система состоит из ряда элементов.

В Российской Федерации денежная система  включает в себя:

официальную денежную единицу; порядок  эмиссии наличных денег; организацию  и регулирование денежного обращения.

Официальная денежная единица (валюта) Российской Федерации — рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещены.

Деньги — категория экономическая. В экономической литературе деньги определяются как особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира, который служит всеобщим эквивалентом и представляет собой «кристаллизацию меновой стоимости»4.

Деньги как экономическое явление  выполняют разнообразные функции. Прежде всего, они являются средством  платежа (расчетов) по товарным и нетоварным (налоги, штрафы и т.п.) операциям.

Деньги являются мощным регулятором  экономических и неэкономических  отношений. Кредитование, дотирование  и другие операции осуществляются с  помощью денег. Поэтому деньги — стимул развития экономики в целом, отдельных ее отраслей и подотраслей, конкретных субъектов экономической деятельности, а также социальной сферы. Сокращение нежелательных для государства и общества экономических и неэкономических операций осуществляется, помимо административно-правовых и гражданско-правовых ограничений, с помощью денег. Например, государство в целях обеспечения протекционистской политики в отношении отечественных товаров устанавливает более высокие в сравнении с другими импортируемыми товарами таможенные пошлины.

Деньги отражают глубинное состояние экономики, в первую очередь — наполненность рынка товарами и степень финансовой обеспеченности субъектов экономической и неэкономической деятельности. Так, инфляционные процессы (обесценение денег), наблюдавшиеся в России в начале 1990-х гг., в числе прочих причин были вызваны сокращением производства, низкой наполняемостью рынка отечественными товарами. Необходимость обеспечить поддержку ряда отраслей экономики и социальную поддержку ряда групп населения вызвала сознательную эмиссию большего количества денежной массы, чем это требуется законами денежного обращения. Постоянное понижение курса российского рубля по отношению к наиболее устойчивой валюте — доллару США — было вызвано в этот период расширением импорта товаров в Россию и оттоком российского капитала в страны, где существовали более благоприятные условия для инвестирования.

В Российской Федерации, в условиях перехода к рыночной экономике, деньги используются как один из важнейших  регуляторов экономических отношений, формирования их в направлении, необходимом для достижения государственных и общественных интересов, а также частных интересов, не противоречащих интересам государственным и общественным. В процессе экономических преобразований неизбежно выявлялись недостатки существовавшей ранее денежной системы, ряд параметров которой определялся не экономическими, а административными методами.

Все эти обстоятельства делают необходимым  проведение комплекса мер по становлению  и укреплению денежной системы России.

Известно, что в разных странах  в разное время функции денег выполняли самые различные товары. При этом учитывались географические, национальные и иные особенности населения, проживавшего в соответствующих странах, а также специфика хозяйственной деятельности этих стран. С течением времени практически во всех странах перешли к универсальному денежному средству — золоту, учитывая особые качества золота как вещества и товара: компактность; неизменяемость физических свойств; большое количество труда и средств, затрачиваемых на добычу и переработку золота, следовательно, и высокую его стоимость, и т.п. Однако наличное обращение золота (в слитках, монетах, изделиях) затруднено из-за необходимости постоянного перемещения его больших масс и из-за физической изнашиваемости монет, слитков, изделий.

Поэтому в XVII—XIX вв. практически во всех странах переходят на бумажные деньги, особенностью которых являлось выражение в денежной единице определенной меры (массы) золота.

Длительное время традиционно  сохранялись право владельца  бумажных денег на их обмен на определенное количество золота и соответствующая обязанность эмитента (т.е. субъекта, выпустившего в обращение деньги) обменять представленные бумажные деньги на золото. Это было характерно, в частности, для дореволюционной России и для советского государства времен новой экономической политики 1920-х гг.

Современная практика подавляющего большинства  государств и банков исходит из отсутствия права и обязанности обменять бумажные деньги на золото. Внешним  ее проявлением является отсутствие на бумажных денежных знаках некогда традиционных надписей о соответствии «бумажной» денежной единицы определенной массе золота и об обязательстве эмитента обменять бумажную купюру на соответствующее количество золота. Таких надписей нет, в частности, на бумажных денежных знаках Банка России.

В современной практике организации  денежного обращения в различных  странах становятся все более  редкими надписи на бумажных денежных знаках о том, что эти знаки  обеспечиваются золотом и другими  драгоценностями, «всем достоянием»  конкретного государства или банка-эмитента (такие надписи были, в частности, на бумажных денежных знаках Союза ССР).

Принято считать, что денежные знаки (как бумажные, так и металлические) обеспечены всеми активами эмитента.

Это положение в общей форме  закреплено в законодательных актах соответствующих государств о денежном обращении.

В частности, в ст. 30 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» указано, что банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается5.

Таким образом, российское государство  не обеспечивает рубль золотым и  т.п. содержанием. Отметим, что в последний  период существования СССР, в отличие  от предыдущих периодов также не устанавливалось  золотого содержания советского рубля. В соответствии со ст. 10 Закона СССР «О государственном банке СССР» от 11 декабря 1990 г. официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами отменено.

Поэтому нет необходимости в  специальном указании на каждой банкноте (монете) о возможности ее обмена на золото или о ином способе ее обеспеченности. Такая необходимость, вызванная психологическими мотивами, ощущалась при переходе от непосредственно золотого и ему подобного денежного обращения к традиционному обращению.

Наряду с золотом функции  денег широко выполняли другие драгоценные металлы — платина и серебро. В настоящее время лишь очень немногие государства используют серебро для изготовления монет.

В современной Российской Федерации  золотые, серебряные и платиновые монеты выпускаются как сувениры, как объект коллекционирования, причем специально обработанные и упакованные. Хотя такие монеты обязательны к приему наряду с денежными купюрами и обычными монетами, в денежном обращении их фактически нет6.

Информация о работе Правовое регулирование денежного обращения