Правовое положение налогоплательщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение правового статуса налогоплательщика
Рассмотреть правовое положение налогоплательщика, их права и обязанности, виды налогоплательщиков.
Проанализировать виды и состав налоговых правонарушений.
Изучить юридическую ответственность за неуплату налогов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Правовое положение налогоплательщика…………………….…..5
Права и обязанности налогоплательщика………………………..………5
Виды налогоплательщиков………………………………………………12
Глава 2. Правонарушения и юридическая ответственность за неуплату налогов……………………………………………………………………….…..19
2.1. Понятие и состав налоговых правонарушений …………………………19
2.2. Виды юридической ответственности за нарушение налогового законодательства……………………………………………….…………...…...22
Заключение……………………………………………………………………...27
Библиографический список…………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 55.98 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Правовое положение  налогоплательщика…………………….…..5

    1. Права и обязанности налогоплательщика………………………..………5
    2. Виды налогоплательщиков………………………………………………12

Глава 2. Правонарушения и  юридическая ответственность за неуплату налогов……………………………………………………………………….…..19

2.1.  Понятие  и состав налоговых правонарушений …………………………19

2.2. Виды юридической ответственности  за нарушение налогового законодательства……………………………………………….…………...…...22

Заключение……………………………………………………………………...27

Библиографический список…………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как     взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется, суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.1

В условиях рыночных отношений и  особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний  день оказалась, пожалуй, главным предметом  дискуссий о путях и методах  реформирования, равно как и острой критики.

Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения  и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России.

Настоящее исследование является содействие совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, для предоставления наиболее полной и справедливой защиты всем участникам налоговых правоотношений.

          Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

          Целью данной работы является изучение правового статуса налогоплательщика

  1. Рассмотреть  правовое положение налогоплательщика, их права и обязанности, виды налогоплательщиков.
  2. Проанализировать виды и состав налоговых правонарушений.
  3. Изучить юридическую ответственность за неуплату налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовое положение  налогоплательщика

1.1. Права и обязанности налогоплательщика

        Определение круга обязанностей налогоплательщика имеет большое значение, так как применение ответственности к налогоплательщику обусловлено именно нарушением какой-либо из обязанностей, установленных законодательством. С другой стороны, защита своих прав налогоплательщиком основывается в первую очередь на доказательстве факта отсутствия у него той или иной обязанности либо факта выполнения данной обязанности надлежащим образом.2

Согласно ст. 23 ч. 1 Налогового кодекса  РФ, налогоплательщики обязаны:

- уплачивать законно установленные налоги;

- встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

- представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

- представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

- предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

- в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.3

Итак, первой и главной обязанностью налогоплательщика является своевременная  и полная уплата налога. Она возникает  в силу его налогового обязательства. В связи с этим данная обязанность  универсальна и распространяется на всех налогоплательщиков. В случае уплаты налога непосредственно налогоплательщиком (а не налоговым агентом) законодательством  установлены дополнительные требования. Так, налогоплательщики обязаны  до наступления срока платежа  сдать платежные поручения соответствующим  учреждениям банка на перечисление налога в бюджет. Остальные обязанности  плательщиков налогов можно рассматривать  в качестве факультативных, поскольку  они распространяются не на всех налогоплательщиков. Вместе с тем они направлены на надлежащее выполнение налогоплательщиком его главной обязанности.

Обязанность вести бухгалтерский  учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной  деятельности, обеспечивая ил сохранность  не менее пяти лет. Данная обязанность  касается предприятий и организаций. Хотелось бы отметить, что для исчисления налога во многих случаях необходимо вести специальный налоговый  учет, который не совпадает с бухгалтерским. Вместе с тем бухгалтерский учет является основой для организации  налогового учета.

Обязанность представлять налоговым  органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и  сведения.

Данная обязанность достаточно условна, поскольку налоговое законодательство не устанавливает порядок определения  этих документов и сведений. Если в  отношении документов какие-либо неясности  не возникают, то в отношении сведений на практике иногда встречаются осложнения. Формально налогоплательщик обязан предоставить только те сведения, которые  у него есть в наличии, т. е. для  получения которых не надо производить  каких-либо дополнительных действий. В  противном случае обязанность должна заключаться не только в предоставлении, но и в получении сведений.

На практике многие налоговые органы требуют от предприятий предоставления справки о произведенных на предприятии  исправительных проводках. Однако следует  отметить, что учет производимых на предприятии исправительных проводок не предусмотрен никакими нормативными документами. Поэтому для получения  этих сведений предприятию необходимо самостоятельно проводить дополнительные действия, что не вменено в обязанности  налогоплательщика. Таким образом, если предприятие не ведет самостоятельно учет производимых исправительных проводок (т. е. данных сведений нет в наличии  к моменту запроса), то оно не обязано  предоставлять эти сведения.4

Обязанность вносить исправления  в бухгалтерскую отчетность в  размере суммы сокрытого или  заниженного дохода (прибыли), выявленного  проверками налоговых органов.

Данная обязанность проистекает  из специфической конструкции нормы  Закона об основах налоговой системы, предусматривающей применение финансовых санкций. При сокрытии (неучете) иных (кроме дохода, прибыли) объектов налогообложения  вносить какие-либо исправления  в размере данного объекта  в целях уплаты налога нет большой  необходимости, поскольку в составе  финансовых санкций взыскивается непосредственно  сумма налога. В случае сокрытия прибыли сумма налога не взыскивается в составе санкций. Поэтому необходимо внести исправления в бухгалтерскую отчетность и увеличить налогооблагаемую прибыль.

Обязанность в случае несогласия с  фактами, изложенными в акте проверки, представлять письменные пояснения  мотивов отказа от подписания этого  акта. Данная обязанность налогоплательщика  не означает, что он должен подписывать  акт проверки, поскольку изначально подписание акта - это право лица. Вместе с тем, отказываясь от подписания, налогоплательщик должен письменно  изложить мотивы отказа.

Обязанность сообщать налоговым органам  в десятидневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) юридического лица. Эта обязанность  имеет принципиальное значение, поскольку  от нее зависит возможность для  налоговых органов провести заключительную проверку предприятия, установить налоговые  обязательства и провести все  мероприятия по их погашению. Если бы данная обязанность не была установлена, то интересы бюджета зависели бы от воли случая.5

Налогоплательщики -организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных частью первой настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета:

- об открытии или закрытии счетов - в пятидневный срок;

- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

- о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

- об изменении своего места нахождения - в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6

На основании ст. 21 Налогового кодекса  РФ (часть первая) налогоплательщики  имеют право:

1) получать по месту своего учета  от налоговых органов бесплатную  информацию (в том числе в письменной  форме) о действующих налогах  и сборах, законодательстве о  налогах и сборах и принятых  в соответствии с ним нормативных  правовых актах, порядке исчисления  и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов  и их должностных лиц, а также  получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке  их заполнения;

2) получать от Министерства финансов  Российской Федерации письменные  разъяснения по вопросам применения  законодательства Российской Федерации  о налогах и сборах, от финансовых  органов субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований  - по вопросам применения соответственно  законодательства субъектов Российской  Федерации о налогах и сборах  и нормативных правовых актов  муниципальных образований о  местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы  при наличии оснований и в  порядке, установленном законодательством  о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или  инвестиционный налоговый кредит  в порядке и на условиях, установленных  настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или  возврат сумм излишне уплаченных  либо излишне взысканных налогов,  пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в  отношениях, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, лично либо  через своего представителя;

7) представлять налоговым органам  и их должностным лицам пояснения  по исчислению и уплате налогов,  а также по актам проведенных  налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении  выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой  проверки и решений налоговых  органов, а также налоговые  уведомления и требования об  уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц  налоговых органов и иных уполномоченных  органов соблюдения законодательства  о налогах и сборах при совершении  ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты  и требования налоговых органов,  иных уполномоченных органов  и их должностных лиц, не  соответствующие настоящему Кодексу  или иным федеральным законам;

Информация о работе Правовое положение налогоплательщика