Правовая характеристика государственного финансового контроля, проводимого в соответствии с нормами финансового правав РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.
Финансовый контроль является контролем законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово- хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика
государственного финансового контроля…………………………………….5
1.1. Понятие, предмет, цели и задачи
государственного финансового контроля……………………………………..5
1.2. Методы государственного финансового контроля………………………..8
1.3. Формы и принципы государственного
финансового контроля………………….............................................................12
2. Органы государственного финансового контроля………………………15
2.1. Система государственного финансового контроля……………………15
2.2. Федеральные органы государственного
финансового контроля…………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………….…………………25

Вложенные файлы: 1 файл

ГФК в РФ.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. В своей деятельности она руководствуется Федеральным законом «О счетной палате Российской Федерации»14. Счетная палата обладает организационной и функциональной независимость. Под организационной независимостью понимается ее самостоятельность как органа: она не входит в состав ни одной из палат Федерального собрания. Под функциональной независимостью понимается несовпадение функций Счетной палаты и Федерального Собрания.

Основные задачи Счетной платы – контроль своевременного исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Таким образом, предметом контроля Счетной палаты являются средства федерального бюджета и федеральная собственность.

Контрольную деятельность Счетная палата проводит посредством комплексных ревизий и тематических проверок, по итогам которых составляется отчет. За достоверность данных отчета должностные лица Счетной палаты несут персональную ответственность. Палата направляет проверяемой организации представление, содержащее основные результаты проверки или ревизии, а в случаях нарушений, наносящих государству прямой ущерб и требующих безотлагательных мер, дает обязательные к исполнению предписания для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной Палаты по согласованию с Государственной Думой вправе приостановить операции по счетам проверяемой организации.

Центральный Банк Российской Федерации (Банк России)15 является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности, установленных ими обязательных нормативов. Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Текущий контроль Банка России представлен в виде проверок кредитных организаций и их филиалов, последующий контроль – в виде анализа и прогнозирования состояния экономики страны в целом и по регионам, прежде всего состояния денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений.

Министерство финансов РФ – федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В составе Министерства создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, осуществляющая в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.

В числе основных задач Минфина России обозначена  и задача по осуществление в пределах его компетенции предварительного и последующего государственного финансового контроля.

Министерство финансов РФ16 в процессе финансового контроля осуществляет следующие основные функции:

1) проводит в пределах  своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

2) контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

3) проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;

4)· организует ревизии  и финансовые проверки в организациях  по обращениям органов государственной  власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Федеральная налоговая служба17, входящая в структуру Минфина, также наделена некоторыми контрольными полномочиями.

Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506 утверждено «Положение о Федеральной налоговой службе»18. Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, и контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

 Государственный финансовый контроль, выполняемый другими федеральными органами. Ряд федеральных органов использует в пределах своей компетенции финансовый контроль на несистематической основе при выявлении отклонений от финансового законодательства. К ним относятся: правоохранительные органы – прокуратура и Управление по экономическим преступлениям ГУВД, антимонопольные, таможенные органы и органы валютного контроля, контрольно-ревизионные органы и органы валютной исполнительной власти, а также иные органы, ответственные за контроль и поступление и расходования средств федерального бюджеты и федеральных внебюджетных фондов, федеральной исполнительной власти19.

 

Заключение

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

Организация и функционирование эффективной системы государственного финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.

Создание единой системы финансового контроля следует рассматривать прежде всего как важнейший фактор экономического роста, действие которого проявляется через объективный контроль финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, базирующийся на неуклонном и всестороннем соблюдении норм финансового права. В существовании системы финансового контроля заинтересовано и общество в целом (и государство, как выразитель интересов этого общества) и все законопослушные хозяйствующие субъекты, поскольку такая система позволит эффективно защитить финансовые интересы общества, государства, частных собственников и потенциальных инвесторов и сделать бизнес в России цивилизованным, избавит его от криминализации, поможет привлечь для его развития средства частных инвесторов, в том числе и иностранных.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований.

 Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна.

В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.

Создание на территории РФ единой системы финансового контроля необходимо для цивилизованного развития российской экономики в условиях рынка, поскольку в правовом государстве не может и не должно быть зон, свободных от финансового контроля.

Подитожывая работу можно сделать некоторые выводы.

Государственный финансовый контроль представляет собой система наблюдения и проверки финансовой деятельности управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых решений, выявления отклонений от утвержденных нормативов и принятия мер по их устранению.

Новые политические и экономические отношения, сложившиеся в России за годы появления рыночной экономики, потребовали создания развитой системы государственного финансового контроля, способной в условиях децентрализованного управления экономикой обеспечить соблюдение интересов государства и общества в целом.

Основные проблемы совершенствования государственного финансового контроля в РФ заключаются в улучшении системы государственного финансового контроля, формирование правовой базы, повышения роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства.

Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

Весьма своевременным является предоставление в законодательном порядке широких полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых странах высшим судебным и независимым органом контроля за формированием и использованием государственных средств.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1) Конституция Российской Федерации// Справочно-правовая система «Консультант – Плюс».

2) Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ// Справочно-правовая  система «Консультант – Плюс».

3) Налоговый кодекс Российской  Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 26.11.2008, с изм. от 01.01.2009).// Справочно-правовая система «Консультант – Плюс».

4) Федеральный закон от 11.01.1995 N 4-ФЗ (ред. от 09.02.2009) «О Счетной палате Российской Федерации»// Справочно-правовая система «Консультант – Плюс».

5) Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 10.01.2009) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Справочно-правовая система «Консультант – Плюс».

6) Федеральный закон от  17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, №229, 25.11.1995.

7) Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 26.06.2009) «О Министерстве финансов Российской Федерации». // Справочно-правовая система «Консультант – Плюс».

8) Постановление Правительства  РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 27.01.2009, с изм. от 24.02.2009) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // Справочно-правовая система «Консультант – Плюс».

9) Востриков.а Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. – 2007. // Справочно-правовая система «ГАРАНТ».

10) Грачева Е.А. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. Автореф. док. дисс.

11) Миляков Н.В. Финансы: Учебник. — М.: ИНФРА М, 2004.

12) Родионова В.М. Финансовый контроль: Уч. для Вузов, - М.: ИНФРА-М, 2002.

13) Румянцев А.В. Финансовый контроль: курс лекций, - М.: «Дело», 2003.

14) Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2003.

15) Терехова Т.Б. Основный направления совершенствования государственного финансового контроля в РФ// Финансы и кредит №35-2007.

 

1 Миляков Н.В. Финансы: Учебник. — М.: ИНФРА М, 2004. — С. 46

2 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2003. – С. 123; Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов // Справочно-правовая система «ГАРАНТ»

 

 

3 Родионова В.М. Финансовый контроль: Уч. для ВуЗов, - М.: ИНФРА-М, 2002. С. 15-17.

4 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2003. – С. 153

5 Миляков Н.В.Указ. соч. С. 48.

6  Там же.

7 Румянцев А.В. Финансовый контроль: курс лекций, - М.: «Дело», 2003. С.27-28.

8 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2003. – С. 154; Грачева Е.А. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. Автореф. док. дисс. С.27.

Информация о работе Правовая характеристика государственного финансового контроля, проводимого в соответствии с нормами финансового правав РФ