Понятие и особенности финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 16:48, контрольная работа

Краткое описание

Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, толи в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………….....2
Глава I. Понятие и особенности финансов
1.1. Необходимость и сущность финансов…………………………….……………3-5
1.2. Особенности финансов……………………………………...………….……….6-7
Глава II. Функции финансов
2.1. Распределительная функция……………………………………………….……8-9
2.2. Контрольная функция…………….…………………..…………..…….……....9-10
2.3. Другие функции…..……….……………………………………………………..10
Глава III. Государственные финансы и методы их управления
3.1. Государственные финансы…………………………….………………………11-12
3.2. Методы управления финансами………...…………….…………..…………..12-14
Заключение………………………..…………………………………….……………15
Список литературы…….…..……..…………………………………………..…….16

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по финансовому праву тема №1 понятие и сущность и финансов.docx

— 51.02 Кб (Скачать файл)

Экономическое содержание государственных  финансов неоднородно; в их составе  выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет  специфические функции. В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев государство оказывает влияние на широкий спектр экономических и социальных процессов, решение отраслевых и территориальных проблем.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи, складывающиеся на федеральном, республиканском (субъектов федерации) и местном уровнях. С помощью бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода, перераспределяемого финансовым методом.

Для выполнения общих функций в границах федерации Россия формирует федеральный (центральный бюджет. Его ресурсы предназначаются для государственных целевых комплексных программ, обеспечения государственных расходов, связанных с выполнением Россией федеральных функций, а также содержания вооруженных сил и органов управления. Федеральный бюджет имеет важное значение для правильного решения экономических и социальных задач в масштабе всей России.

В системе бюджетных отношений Российской Федерации особое звено составляют республиканские бюджеты. Аккумулируемые в них финансы предназначены для выполнения республиками, входящими в Российскую Федерацию, своих государственных функций. Концентрируемые в республиканских бюджетах средства распределяются в отраслевом и территориальном разрезах в целях обеспечения прогрессивной структуры общественного производства, усиления социальной направленности развития экономики, поддержания единого уровня социальной защищенности граждан данной республики, обеспечения им гарантированных конституцией прав и свобод.

Важное значение в системе бюджетных отношений отводится местным бюджетам. В последнее время они развиваются быстрыми темпами в связи с повышением роли и влияния местных органов власти: растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов власти. Местные бюджеты все больше используются для регулирования экономических процессов, влияют на размещение производительных сил, способствуют повышению конкурентоспособности продукции, выпускаемыми местными предприятиями, созданию территориальной инфраструктуры, финансированию затрат по воспроизводству трудовых ресурсов

Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Они хотя и управляются федеральными, республиканскими и местными властями, тем не менее организационно отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. К внебюджетным фондам относятся: фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости населения, другие целевые фонды государственного и регионального значения (инновационный, природоохранительный, регионального развития и т.д.). Главное назначение внебюджетных фондов любого уровня – финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников.

Внебюджетные фонды довольно разнообразны как по функционально-целевому назначению, так и по уровням управления. В соответствии с функциональным назначением их можно подразделить на фонды, имеющие либо экономический, либо социальный, либо природоохранный  характер. По уровням управления внебюджетные фонды подразделяются на фонды общественного, республиканского и регионального  значения.

Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Государственные кредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды. Государственный кредит играет важную роль в укреплении экономики и ее финансовом оздоровлении.

3.2. Методы управления  финансами

Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного  воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление финансами - это деятельность, связанная  с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы.

Органы управления финансами

Общее управление финансами  в Российской Федерации возложено  на Федеральное Собрание и две  его палаты - Государственную Думу и Совет Федерации.

В их задачи входит:

  1. рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета о его исполнении;
  2. рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;
  3. установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга.

Оперативное управление финансами  осуществляет Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.

Министерство  финансов организует и обеспечивает:

  1. разработку и реализацию стратегических направлений финансовой политики;
  2. составление проекта и исполнение федерального бюджета;
  3. разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка ценных бумаг;
  4. осуществляет выпуск государственных внутренних и внешних займов;
  5. осуществляет контроль за бюджетными учреждениями;
  6. разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в стране;
  7. финансирует сферы деятельности.

В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. В  качестве объектов управления выступают  разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые  осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений  по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные  финансы. Им соответствуют следующие  субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Объектом финансового  планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление  финансовых планов, начиная от сметы  отдельного учреждения до сводного финансового  баланса государства. В каждом плане  определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.).

Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене  финансовых отношений специфические  методы целенаправленного воздействия  на финансы. Вместе с тем, им присущи  и единые приемы и способы управления. Так, в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.

Планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации ”узких” мест, решения вновь возникающих задач и т. п.

Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования. Различают стратегическое, или общее управление финансами, и оперативное. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ.

Научный подход к управлению финансами определяет многоплановый  характер и системный подход к  управлению ими в каждой сфере  финансовых отношений, в каждом их звене. При выработке управленческих решений  финансового характера, оформляемых  в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать: требования экономических и юридических  законов; результаты экономического анализа  не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы  управления финансами; рациональное сочетание  экономических и административных методов управления.

Управление финансами  в условиях становления и развития рыночной экономики требует усиления научного обоснования управленческих решений по финансам, реализации ныне слабо используемых методов, например, метода маневрирования финансовыми  ресурсами как элемента одной  из функций управления – регулирования, методов формирования финансового  рынка.*

За соблюдением налогового законодательства при пересечении  товарами границы РФ, правильностью  исчисления и уплаты таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ.

Каждое звено финансовой системы имеет свой аппарат оперативного управления.

Управление финансами  отраслей народного хозяйства производится финансовыми департаментами и отделами соответствующих министерств и  ведомств.

Управление финансами  на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Беляев Ю.А. «Финансы местного самоуправления»,Финансы, 2009, № 11.
  2. Блуцевская Ю.А. «Финансовые потоки между основными секторами экономики». // Вопросы экономики. №6, 2011 год
  3. Гринкевич Л.С. «Основы финансов предприятий», Томск 2009г
  4. Ковалев В.В. «Финансы», М., . 2011 год
  5. Королев Г.Н. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» 2010 г. // Банкир №2, 2010.
  6. Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / М., 2011 год.
  7. Романовский М.В. «Финансы. Денежное обращение и кредит». М.,2009 г
  8. Родионова М.В. «Финансы», 2009 год

 

* Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / М., 2010 год, 247-250

* Родионова М.В. «Финансы», 2010 год, стр. 68-70


Информация о работе Понятие и особенности финансов