Понятие и особенности финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 16:48, контрольная работа

Краткое описание

Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, толи в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………….....2
Глава I. Понятие и особенности финансов
1.1. Необходимость и сущность финансов…………………………….……………3-5
1.2. Особенности финансов……………………………………...………….……….6-7
Глава II. Функции финансов
2.1. Распределительная функция……………………………………………….……8-9
2.2. Контрольная функция…………….…………………..…………..…….……....9-10
2.3. Другие функции…..……….……………………………………………………..10
Глава III. Государственные финансы и методы их управления
3.1. Государственные финансы…………………………….………………………11-12
3.2. Методы управления финансами………...…………….…………..…………..12-14
Заключение………………………..…………………………………….……………15
Список литературы…….…..……..…………………………………………..…….16

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по финансовому праву тема №1 понятие и сущность и финансов.docx

— 51.02 Кб (Скачать файл)

Постоянно происходит переливание  кредитных ресурсов в финансовые ресурсы и наоборот. Все фонды  предприятия концентрируются на счетах в банках и являются источниками  ссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами  много общих черт, но основной является широкое использование обеих  в кругообороте и воспроизводственном  процессе.

Финансы, могут влиять на все стадии воспроизводства и  процесс в целом. Объективные  предпосылки влияния связаны  с двумя обстоятельствами:

  • финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении)
  • финансы обладают потенциальным свойством быть катализатором процессов экономики, что вытекает из распределительной функции.

Распределение начинается в  сфере материального производства. Эта сфера включает 3 стадии, где  определяющей является стадия производства.

а) сфера материального  производства, таким образом, оказывает  влияние на характер и масштабы производства;

б) сфера обращения, она  представлена торговлей. В ней характерны процессы купли - продажи. Потребительские  свойства товара не меняются, а меняется его стоимость. Товар продается, предприятие получает выручку. Затем  происходит распределение этой выручки  на фонды возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли  продажи.

в) сфера потребления, где  выделяют:

- коммерческие организации;

- бюджетные организации

В настоящее время можно  встретить организации смешанного типа, где коммерческие структуры  выделяют деньги для бюджетных организаций.

Наряду с предпосылками  существуют возможности использования  финансов. Они вытекают из экономической  природы финансов. Поскольку это  распределительная категория, то общество использует ее для своих целей. Сознательное использование финансов в интересах  общества и отдельных его элементов  превращает финансы из объективной  экономической категории в экономический  инструмент хозяйствования.

Экономический инструмент - это экономическая категория, воплощенная  в конкретных формах проявления и  сознательно используемая обществом  для достижения конкретных целей. Экономический  инструмент, в том числе и финансы, несут два начала: первое - объективное (вытекающее из экономической категории), второе - субъективное (орудие реализации экономической политики государства).

Финансы влияют двояко:

- количественно (характеризуется  пропорциями распределительного  процесса);

-качественно (характеризуется  воздействием финансов на материальные  интересы субъектов хозяйствования).

Количественная сторона  влияния характеризуется пропорциями  в распределительном процессе. Качественное влияние характеризует воздействие  финансов на материальные интересы субъектов  хозяйствования, через различные  формы организации финансовых отношений.

Экономический стимул - инструмент, который увязан с материальными  интересами субъектов хозяйствования. Сознательное использование финансов в общественном производстве приводит к результатам, в которых проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка. Общий подход к оценке результатов достигаемых с помощью финансов, позволяет рассматривать роль финансов в 3-х направлениях:

    • с позиции обеспечения потребностей расширенного воспроизводства необходимыми финансовыми источниками;
    • с точки зрения использования финансов для регулирования стоимостной структуры;
    • с позиции использования финансов, как экономического стимула.

Финансы - неотъемлемая часть  денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.

Финансы отличаются от денег  как по содержанию, так и по выполняемым  функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего  измеряются затраты труда ассоциированных  производителей, а финансы - это экономический  инструмент распределения и перераспределения  валового внутреннего продукта и  национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Процесс воспроизводства  представляет собой совокупность непрерывно повторяющихся циклов.

 

 

 

 

 

Глава 2. Функции  финансов.

2.1. Распределительная  функция.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому  их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения  занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег  не только по содержанию, но и по выполняемым  функциям, в которых проявляется  их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

Если говорить о финансах в целом, то, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

Каждая финансовая операция означает распределение общественного  продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция  проявляется при распределении  национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма  равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении  национального дохода среди участников материального производства. Они  делятся на две группы:

  1. зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
  2. доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение  национального дохода, связанное:

с межотраслевым и территориальным  перераспределением средств в интересах  наиболее эффективного и рационального  использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход  не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

перераспределением доходов  между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения  образуются вторичные, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с  физических лиц и др.). Вторичные  доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального  дохода.

Активно участвуя в распределении  и перераспределении национального  дохода, финансы способствуют трансформации  пропорций, возникших при первичном  распределении национального дохода, в пропорции его конечного  использования. Доходы, создаваемые  в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными  и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

Перераспределение национального  дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки  народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Конечная цель распределения  и перераспределения национального  дохода и ВВП, совершаемых с помощью  финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении  высокого качества жизни широких  слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения  материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и  организаций в улучшении финансово-хозяйственной  деятельности, достижении наилучших  результатов при наименьших затратах.

 

2.2. Контрольная  функция

Контрольная функция проявляется  в контроле за распределением ВВП  по соответствующим фондам и расходованием  их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен  на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных  богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной  функции финансов, общество знает  о том, как складываются пропорции  в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

Работники финансовой системы  и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового  планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной  системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной  работы, формы и методы финансового  контроля существенно меняются.

Распределительная и контрольная  функции – это две стороны  одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в  качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает  финансовая информация. Она заключена  в финансовых показателях имеющихся  в бухгалтерской, статистической и  оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные  стороны работы предприятий и  оценить результаты хозяйственной  деятельности.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться  с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц  порядок ведения финансового  хозяйства, соблюдения установленных  норм и правил, выполнения финансовых обязательств

 

2.3. Другие функции.

К числу дискуссионных  относится вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы  выполняют две функции - распределительную  и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что  финансам, помимо этих двух функций, присущи  и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, так как это  разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с  их помощью может стимулироваться  эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные  пропорции, обеспечиваться условия  для проведения режима экономии и  т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

Помимо распределительной  и контрольной функции, по мнению некоторых экономистов, финансы  выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные  расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

В условиях рыночных отношений  финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается  в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан  стабильные условия в экономических  и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку  без этого невозможно осуществление  инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается  Правительством РФ как необходимое  условие для перехода рыночной экономики  к социально ориентированному экономическому росту.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Государственные  финансы и методы их управления

3.1 Государственные финансы.

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство (в лице соответствующих структур власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.

Информация о работе Понятие и особенности финансов