Понятие и классификация источников финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

Довольно важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений. В 1998г. принят Налоговый Кодекс РФ (часть первая), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершением налогового правонарушения.

Содержание

5. Понятие и классификация источников финансового права_________3стр.
56. Понятие и элементы валютного регулирования. Полномочия органов валютного контроля___________________________________________5стр.
77. Задача____________________________________________________11стр.
Литература__________________________________________________21стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Гармай.docx

— 37.01 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

5. Понятие и классификация источников финансового права_________3стр.

56. Понятие и элементы  валютного регулирования. Полномочия органов валютного контроля___________________________________________5стр.

77. Задача____________________________________________________11стр.

Литература__________________________________________________21стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Понятие и  классификация источников финансового  права.

Источниками финансового  права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые отношения.

Основным источником финансового  права в Российской Федерации  является нормативный правовой акт. К нормативно-правовым актам как  источникам финансового права относятся:

Конституция РФ. Многие ее нормы  имеют прямую финансово-правовую направленность. Это норма ст. 57, устанавливающая  обязанность каждого платить  законно установленные налоги и  сборы; норма ч.3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемая  в федеральный бюджет, и общие  принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным  законом и т.д.

Финансово-правовые нормы  содержатся также в законодательных  актах РФ и субъектов РФ, прежде всего, в некоторых федеральных  конституционных законах (т.е. тех, которые  приняты по вопросам, предусмотренным  Конституцией РФ). В их числе –  ФЗ «О счетной палате Российской Федерации» от 18 ноября 1994г., принятый  в соответствии со ст. 101 Конституции РФ и определяющий компетенцию и порядок деятельности органа государственного финансового контроля.

Довольно важное место  в системе источников финансового  права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений. В 1998г. принят Налоговый Кодекс РФ (часть первая), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершением  налогового правонарушения. Кроме того, кодифицированным источником финансового  права является Бюджетный Кодекс РФ, принятый 17 июля 1998г. и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления  расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных  и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга и т.д.

К законодательным актам  РФ относятся и федеральные законы, содержащие финансово-правовые нормы  и являющиеся поэтому источниками  финансового права.

Источниками являются и законы субъектов РФ, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в  пределах компетенции этого субъекта в области финансов. Среди них  – ежегодно принимаемый закон  о бюджете субъекта РФ на предстоящий  финансовый год.

Среди нормативно-правовых актов как источников финансового  права выделяются указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента в сфере   финансового регулирования разнообразны. В основном, указы Президента в сфере  финансов носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют  порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов.

Постановления Правительства  РФ также являются источниками финансового  права в     случаях, когда содержат финансовые нормы. 

Часто источником являются ведомственные нормативные акты. Основное место среди     них занимают инструкции Министерства по налогам и сборам РФ, Министерство     финансов РФ, а также Государственного таможенного комитета РФ.

Источником финансового  права можно считать и локальные  нормативные акты, содержащие финансовые нормы. В частности, таковыми являются уставы и решения ученых советов  государственных высших учебных  заведений, затрагивающие вопросы  их финансовой деятельности.

Помимо нормативно-правового  акта в качестве источника финансового  права в последние годы стал выступать  нормативный договор. Нормативный  договор – это договорной акт, устанавливающий правовые нормы (правила  поведения), обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникают или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения.

В данном случае в качестве источника финансового права  выступают международные договоры Российской Федерации с другими  странами в сфере налогообложения.

 

 

56. Понятие и  элементы валютного регулирования.  Полномочия органов валютного  контроля.

Валютное регулирование  представляет собой комплекс осуществляемых государственными органами мер (законодательных, административных, экономических и  организационных), направленных на:

- создание и обеспечение  функционирования государственных  органов валютного регулирования  и валютного контроля;

- установление и реализацию  определенного порядка проведения  операций с валютными ценностями  на внутреннем валютном рынке;

- установление порядка  перемещения валютных ценностей  за пределы государства или  на его территорию из-за рубежа  и режима осуществления иностранных  инвестиций;

- обеспечение и защиту  имущественных прав на валютные  ценности;

- регламентацию международных  расчетов;

- поддержание стабильного  курса национальной валюты и  национального платежного баланса;

- обеспечение желательного (интеграционного или изоляционистского)  режима взаимодействия страны  с мировым валютным рынком.

К основным элементам валютного  регулирования можно отнести:

Установление порядка  проведения валютных операций;

Определение условий и  порядка формирования валютного  резерва страны и валютных фондов;

Валютный контроль.

В сфере валютного  контроля Правительство РФ выполняет две функции: обеспечивает координацию федеральных органов исполнительной власти — органов валютного контроля и взаимодействие указанных органов, а также не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Банком России (ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ).

Банк России как орган валютного контроля осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами, а также осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля (ч. 4, абз. 3 ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ).

Банк России выдает три вида валютных лицензий:

•  лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной  валюте (без права привлечения  во вклады денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков (за исключением банков офшорных зон, к которым относятся государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим и/или не предусматривающие раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций). Лицензия может быть выдана как вновь созданному, так и действующему банку для расширения его деятельности. При наличии или одновременно с этой лицензией банку может быть выдана лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

•  лицензия на привлечение во вклады денежных средств  физических лиц в рублях и иностранной  валюте. Она может быть выдана банку при наличии первой лицензии или одновременно с ней при условии, что с даты государственной регистрации банка прошло не менее двух лет;

•  генеральная  лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление  всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Банк, имеющий генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке создавать филиалы за границей Российской Федерации и/или приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций - нерезидентов.

В числе функций  Росфиннадзора — осуществление контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (подп. 4 п. 4; аналогичное полномочие закреплено в подп. 5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. №278); организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации (подп. 5 п. 4).

Полномочия таможенных органов по валютному контролю закреплены в п. 7 ст. 403 ТК РФ, в соответствии с которым те органы осуществляют в пределах своей компетенции  контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой  службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 с последующими изменениями, налоговая служба осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства РФ только в пределах компетенции налоговых органов (п. 1). Такая формулировка сужает предмет проверок до норм Федерального закона № 173-ФЗ и принятых в соответствии с ним федеральных законов (поэтому налоговые органы не могут проводить проверки соблюдения актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля). Кроме того, полномочия Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов ограничены только контролем за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями (подп. 5.1.5 Положения о Федеральной налоговой службе).

Основные отличия  органов валютного контроля от агентов  валютного контроля состоят в  том, что первые обладают более широкими полномочиями в сфере валютного контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ органы и агенты валютного контроля, и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1)  проводить  проверки соблюдения резидентами  и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2)  проводить  проверки полноты и достоверности  учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3)  запрашивать  и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса (дата получения запроса подконтрольным субъектом).

Органы валютного  контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ):

  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Согласно Федеральному закону № 173-ФЗ уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым контрактам. При этом законом ограничений по сумме взимаемого уполномоченными банками вознаграждения за осуществление ими функций агентов валютного контроля не установлено.

Агенты валютного  контроля и их должностные лица обязаны:

- осуществлять  контроль за соблюдением резидентами  и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

- представлять  органам валютного контроля информацию  о валютных операциях, проводимых  с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные  лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии  информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФ иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

Информация о работе Понятие и классификация источников финансового права