Ответственность за нарушение финансового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 14:24, контрольная работа

Краткое описание

Юридическая и финансовая ответственность соотносятся между собой как категории рода и вида. Признаки, свойственные родовому понятию юридической ответственности, обязательно проявляются в видовых понятиях. Сама юридическая ответственность по отношению к социальной ответственности выступает в качестве видового понятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПОНЯТИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. 4
2. ОРГАНЫ, ПРИВЛЕКАЮЩИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 11
3. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

07 ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы. Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 1024-р Федеральной службе финансово-бюджетного надзора переданы территориальные органы Минфина России по валютному контролю. Эти подразделения осуществляют свою деятельность непосредственно на закрепленной за ними территории и обеспечивают осуществление возложенных на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля, прав и функций по проведению валютного контроля.

Территориальный орган возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя указанной Федеральной службы. Должностные лица территориальных органов вправе возбуждать дела об административных правонарушениях и проводить административные расследования, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25, от имени органов валютного контроля вправе: руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, его заместители; руководители структурных подразделений данной Службы, их заместители, руководители территориальных органов Службы. Другие должностные лица таким правом не пользуются.

 

3. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ  ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ  ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

Вопрос о санкции правовой нормы связан с проблемой юридической ответственности. Санкции, предусматривающие юридическую ответственность, носят, как правило, относительно-определенный характер, что вытекает из принципа индивидуализации юридической ответственности в соответствии с тяжестью и последствиями правонарушения и характеристикой личности правонарушителя. Одной из наиболее важных и действенных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина является юридическая ответственность. С ее помощью решаются задачи обеспечения стабильности в государстве, охраны общества от преступных посягательств и иных правонарушений, развития и укрепления демократических основ.

Особенность финансово-правовой ответственности проявляется в том, что она выражается в лишениях имущественного (материального) характера. По своей сути финансовые правоотношения являются имущественными, поэтому и воздействие на правонарушителя происходит в присущих финансовому праву формах. Всякое финансовое правонарушение наносит вред финансовым интересам общественно-территориального образования (государству или муниципальному образованию).

Цели юридической ответственности определяют такие функции, как:

охранительная, правовосстановительная;

предупредительная (превентивная);

карательная (штрафная);

регулятивная.

Финансово-правовая ответственность связана с применением санкций как структурных элементов финансово-правовых норм. Реализация юридической ответственности в финансовом праве в любом случае связана с реализацией санкций финансово-правовой нормы, однако следует отличать санкции, являющиеся мерами ответственности, от иных мер государственного финансового принуждения. "Санкция финансово-правовой нормы - та ее часть, которая указывает на меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию данной финансово-правовой нормы". Таким образом, санкция выступает обязательным элементом нормы финансовой ответственности.

Отличительной чертой санкций, закрепляющих меры юридической ответственности, выступают содержащиеся в них указания на неблагоприятный характер последствий, которые наступают в случае нарушения диспозиции. В таких санкциях закреплено государственное осуждение и государственное принуждение правонарушителя.

Пунктом 3 ст. 114 НК РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза, по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

С учетом того, что перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим, это означает, что суду фактически предоставлены самые широкие полномочия по уменьшению размера налоговых санкций, установленных НК РФ. При этом суду не предписано руководствоваться какими-либо определенными критериями. Закон не устанавливает, как суд должен поступать в случае наличия одновременно отягчающих и смягчающих обстоятельств.

В финансовом законодательстве содержатся меры, стимулирующие правовую активность после совершения правонарушения: в п. 3 ч. 1 ст. 112 НК РФ указывается, что "иные обстоятельства могут быть признаны судом смягчающими". В роли "иного обстоятельства" может выступать добровольное возмещение причинения ущерба, представление документов, указывающих на факты совершения правонарушения, изобличение соучастников правонарушения, содействие проведению налогового расследования и т.д. Названные действия правомерны, социально полезны и связаны с достижением общепризнанного результата, поэтому их можно рассматривать в качестве основания применения мер финансово-правового поощрения, выражающегося в смягчении финансовой ответственности.

В качестве поощрительной санкции можно рассматривать применение налоговой амнистии, но лишь в том случае, если субъект выполнит указанные в акте амнистии правомерные действия. Первая налоговая амнистия была проведена в соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1773 "О проведении налоговой амнистии в 1993 году". Основным условием амнистии выступало объявление предприятиями и физическими лицами о своих долгах по налоговым платежам и их погашение. В случае совершения этих правомерных действий следовало освобождение от финансовой ответственности.

Поощрительная финансовая санкция выступает противовесом пене, штрафу и другим негативным санкциям. Любая поощрительная санкция есть правовой стимул, но не всякий стимул является поощрительной санкцией. Финансово-правовые стимулы могут выражаться в "отмене либо снижении налога как юридической обязанности, обременении (правовом ограничении), что может вылиться в конкретную льготу для определенных категорий субъектов права"10. Для некоторых категорий налогоплательщиков установлен льготный режим уплаты налогов в связи с их особым социальным положением.

Финансово-правовая поощрительная санкция обладает следующими признаками:

1) применяется за заслуженное  финансово-правомерное поведение, под  которым понимается добросовестный  правомерный поступок, связанный  со "сверхисполнением" субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата;

2) применяется в случае добровольности  поступка;

3) присутствует юридическое одобрение  позитивных действий, т.е. это форма  вознаграждения со стороны общества и государства;

4) выступает в качестве юридического  стимула, причем самого действенного11.

Санкции за нарушение правовых норм представляют собой неблагоприятные последствия в имущественной и личной сферах для лица, совершившего правонарушение. В силу имущественного характера налоговых правоотношений в конструкции налоговой ответственности преобладают санкции, связанные с лишением в основном имущественного характера (штраф, пени)12.

При наложении санкции за налоговые правонарушения суд или налоговый орган, рассматривающий дело о привлечении лица к налоговой ответственности, должен устанавливать и учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика, перечень которых не ограничен нормами НК РФ.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Возникновение финансово-правовой ответственности обусловлено происходящими в стране рыночными преобразованиями, проводимыми одновременно "с переосмыслением места и роли, функций государства в обществе и экономике, изменением форм и методов государственного управления, созданием новых структур и институтов, поиском оптимального баланса механизмов рыночной самоорганизации и государственного регулирования рынка".

Вместе с тем следует отметить, что либерализация валютных отношений, предпринимательской деятельности наряду с позитивными моментами повлекла и негативные последствия, выразившиеся, в частности, в неправомерных деяниях субъектов по поводу нарушений финансовой дисциплины. В законодательстве появились такие термины, как "налоговое правонарушение", "финансовые санкции", "бюджетная ответственность". Все это обусловило актуальность постановки вопроса о расширении видов юридической ответственности.

В современной литературе понятие финансово-правовой ответственности трактуется примерно единообразно. А.С. Емельянов и Н.Н. Черногор считают, что финансово-правовая ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности. При этом ее отраслевая принадлежность, прослеживаемая в самом названии, указывает на то, что она определяет обязанность не всякого субъекта права, а субъекта финансового права, обусловливая неизбежность исполнения именно финансовых обязанностей, которые характеризуются имущественно стоимостным и публичным характером. С.Е. Батыров считает, что финансово-правовая ответственность - это "правоотношение, возникающее из нарушения установленных законодательством финансовых обязательств, выражающееся в применении к правонарушителю мер финансово-правового характера, влекущих наступление невыгодных имущественных последствий вследствие отрицательной оценки государством его противоправного виновного деяния, наступление которых обеспечивается возможностью государственного принуждения".

Цели финансовой ответственности в законодательстве прямо не указаны, хотя выводятся из целей и задач внутриотраслевых нормативных правовых актов. В частности, в преамбуле БК РФ определено, что БК РФ служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ; в преамбуле Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" указано, что целью Закона N 173-ФЗ является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ. Нормативным порядком определены основные начала законодательства о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ), посредством решения которых достигаются цели налоговой ответственности.

Важно отметить, что государственное принуждение, закрепленное в санкции финансовой нормы, выступает обязательным признаком позитивного аспекта реализации финансовой ответственности. В отличие от негативного аспекта реализации финансовой ответственности государственное принуждение реализуется на психологическом уровне как предупреждение, угроза наступления отрицательных последствий в случае нарушения требования установленных норм. Таким образом, позитивный аспект реализации финансовой ответственности обеспечивает связь диспозиции, санкции и правомерного поведения.

Выделение финансовой ответственности как самостоятельного вида ответственности обусловлено особенностью правовой природы соответствующего правонарушения, отличной от природы административного уголовного или гражданско-правового нарушения. Это означает, что финансовому правонарушению присущи признаки, которые в совокупности позволяют утверждать, что совершение такого правонарушения повлечет не административную, не уголовную и не гражданско-правовую, а именно финансовую ответственность как разновидность юридической ответственности.

В настоящее время финансово-правовая ответственность не заняла пока своего места в системе действующего законодательства среди таких традиционных, общепризнанных видов ответственности, как гражданско-правовая, административно-правовая и уголовно-правовая ответственность.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Налоговый кодекс РФ. Ч. 1 (от 31.07.1998) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
  2. Бюджетный кодекс РФ (от 31.07.1998) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях (от 30.12.2001) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
  4. Батыров С.Е. Финансово-правовая ответственность: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003;
  5. Гойман В.И. Правонарушение и юридическая ответственность // Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 1996.
  6. Крохина Ю.А. Финансово-правовая ответственность // Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2007.
  7. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003.
  8. Мусаткина А.А. Поощрительные финансово-правовые санкции // Финансовое право. 2005. N 5. С. 48.
  9. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1995.
  10. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 1996.
  11. Сердюкова Н.В. Финансово-правовая ответственность по российскому законодательству: становление и развитие: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003;
  12. Тютина Ю.В. Ответственность за нарушения валютного законодательства РФ // Ю.А. Крохина, Ю.Л. Смирникова, Ю.В. Тютина. Валютное право: Учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2007
  13. Тютина Ю.В. К вопросу о месте налоговой ответственности в системе юридической ответственности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 2.
  14. Чибинев В.М. Проблемы привлечения к ответственности за правонарушения в налоговой сфере // Финансовое право. 2005. N 11. С. 19.

Информация о работе Ответственность за нарушение финансового законодательства