Ответственность за нарушение финансового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 14:24, контрольная работа

Краткое описание

Юридическая и финансовая ответственность соотносятся между собой как категории рода и вида. Признаки, свойственные родовому понятию юридической ответственности, обязательно проявляются в видовых понятиях. Сама юридическая ответственность по отношению к социальной ответственности выступает в качестве видового понятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПОНЯТИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. 4
2. ОРГАНЫ, ПРИВЛЕКАЮЩИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 11
3. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

07 ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Тема№3. Ответственность за нарушение финансового законодательства

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Юридическая и финансовая ответственность соотносятся между собой как категории рода и вида. Признаки, свойственные родовому понятию юридической ответственности, обязательно проявляются в видовых понятиях. Сама юридическая ответственность по отношению к социальной ответственности выступает в качестве видового понятия.

На формирование понятия "финансовая ответственность" большое воздействие оказала как общая теория юридической ответственности, так и теория административной ответственности. Финансовая ответственность является разновидностью юридической ответственности, а последняя, в свою очередь, - разновидностью социальной ответственности. Следовательно, в содержание финансовой ответственности входит и позитивный аспект ее реализации.

Позитивный аспект реализации финансовой ответственности - явление, практически не исследованное.

Финансовую ответственность можно определить как юридическую обязанность субъектов финансовых правоотношений по соблюдению предписаний норм финансового законодательства, реализующуюся в правомерном поведении, а в случае совершения финансового правонарушения - обязанность правонарушителя претерпеть осуждение и ограничения имущественного или неимущественного характера.

Цель данной контрольной работы – раскрыть правовые основания и понятие финансовой ответственности, выявить органы, уполномоченные осуществлять производство в сфере финансовой ответственности, а такое процессуальный порядок ее наложения.

 

 

 

 

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ  И ПОНЯТИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

 

В последние годы институт финансово-правовой ответственности активно изучался и развивался. О финансово-правовой ответственности и ее разновидностях - налоговой и бюджетной ответственности писали и пишут многие исследователи1. Однако в научной литературе до сих пор не выработано единого подхода к определению понятия финансово-правовой ответственности, содержанию данного понятия, уяснению места в системе юридической ответственности, определению соотношения финансово-правовой ответственности с бюджетной и налоговой ответственностью.

Поскольку финансово-правовая ответственность - частный случай юридической ответственности, то рассмотрим сначала понятие ответственности в целом. Вообще юридическая ответственность - это одна из мер государственного принуждения, наряду с которой к мерам государственного принуждения относятся меры пресечения, предупредительные меры и правовосстановительные меры. Наказание, являясь мерой юридической ответственности, возможно только в рамках привлечения к юридической ответственности. Санкция - это часть правовой нормы, в которой содержатся последствия выполнения или невыполнения самого правила поведения2, а также нормативное определение мер государственного принуждения3, а не только юридической ответственности.

В теории права под юридической ответственностью понимается реакция государства на совершенное правонарушение. Юридическая ответственность всегда связана с государственным принуждением, характеризуется определенными лишениями, которые виновный должен претерпеть. Причем, как верно отмечает В.И. Гойман4, лишения - это не обязанность, которую субъект должен был ранее исполнить; исполнение обязанности - это не ответственность; ответственность - дополнительные (помимо выполненной обязанности) неблагоприятные последствия. Например, уплата недоимки по налогам и сборам является исполнением налоговой обязанности; а уплата пеней за нарушение срока исполнения налоговой обязанности - это разновидность правовосстановительных мер в государственном принуждении и также не является дополнительным лишением, т.е. наказанием (ч. 1 ст. 72, ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации)5. Юридическая ответственность всегда наступает только за совершенное правонарушение, правонарушение - основание юридической ответственности.

В законодательстве РФ не используются понятия "финансовое правонарушение" и "финансово-правовая ответственность", но в налоговом и бюджетном законодательстве РФ, которое является частью финансового законодательства РФ, содержатся нормы права, устанавливающие налоговые правонарушения и ответственность за их совершение (раздел VI НК РФ) и ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ (ч. 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации6). Что касается других правовых институтов, составляющих отрасль финансового права, - валютного регулирования и валютного контроля, правовых основ финансов государственных и муниципальных предприятий, финансово-правового регулирования банковской деятельности, правового регулирования обязательного государственного страхования и правовых основ денежного обращения и расчетов, то в соответствующем законодательстве не содержится норм, устанавливающих ответственность за совершение правонарушений в названных сферах7. Поэтому остановимся на анализе положений НК РФ и БК РФ.

В ст. 106 НК РФ содержится понятие налогового правонарушения: налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Таким образом, закрепляя понятие налогового правонарушения, законодатель закрепляет основание соответствующей ответственности, т.е. налоговой, которая, в свою очередь, является разновидностью финансовой. Сами налоговые правонарушения и ответственность за их совершение устанавливаются в главе 16 НК РФ "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" и в главе 18 НК РФ "Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение".

В то же время законодатель избегает употреблять термин "налоговая ответственность", используя более "нейтральный" - "ответственность за налоговые правонарушения", который, по сути, ничем не отличается от термина "налоговая ответственность". Стремление законодателя избегать использования термина налоговой ответственности понятно и объяснимо, поскольку в доктрине, в юридической науке отношение к налоговой ответственности является неоднозначным, спорным. Большинство ученых-правоведов (за исключением ученых в области финансового и налогового права) не поддерживают идею о выделении налоговой (финансовой) ответственности в самостоятельный вид юридической ответственности. В то же время, как показывает практика высших судов, использование термина налоговой ответственности вполне отвечает реалиям современной действительности. К тому же, в налоговом законодательстве четко сформулировано и определено основание налоговой ответственности - налоговое правонарушение.

Поэтому можно выделить в системе юридической ответственности, наряду с уголовной, административной, гражданской, дисциплинарной и материальной ответственностью такой вид юридической ответственности, как налоговая (финансовая), поскольку формальные основания ее существования установлены в налоговом законодательстве РФ8.

По-иному обстоит дело с ответственностью за нарушения бюджетного законодательства РФ. В 2000 г. вступил в силу БК РФ, ч. 4 которого посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Кроме того, с 1 июля 2002 г. был введен в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях9, в главе 15 которого предусмотрено несколько административных правонарушений в области финансов (бюджета), а также ответственность за их совершение. В Уголовном кодексе РФ содержатся два состава преступлений в бюджетной сфере: ст. 285.1 "Нецелевое расходование бюджетных средств" и ст. 285.2 "Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов". Таким образом, к настоящему времени мы имеем ряд в определенной мере систематизированных правовых норм, устанавливающих правонарушения в бюджетной сфере и ответственность за их совершение.

В ст. 281 БК РФ нарушение бюджетного законодательства определяется как неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Обращает на себя внимание тот факт, что в БК РФ законодатель использует термин "нарушение бюджетного законодательства", но не "бюджетное правонарушение". Анализируя статьи БК РФ, где устанавливаются нарушения бюджетного законодательства и ответственность за их совершение (ст. ст. 289 - 306), можно заметить, что санкции всех этих статей содержат отсылку к КоАП РФ, а при наличии состава преступления - к УК РФ. Следуя логике законодателя, можно сделать вывод о том, что он (законодатель) умышленно не выделяет понятие "бюджетное правонарушение" и его признаки (по аналогии, например, с НК РФ), сводя нарушения бюджетного законодательства в зависимости от степени общественной опасности к административным проступкам или уголовным преступлениям.

Согласно ст. 282 Бюджетного кодекса РФ мерами, применяемыми к нарушителям бюджетного законодательства РФ, являются:

1) предупреждение о ненадлежащем  исполнении бюджетного процесса;

2) блокировка расходов;

3) изъятие бюджетных средств;

4) приостановление операций по  счетам в кредитных организациях;

5) наложение штрафа;

6) начисление пени и иные меры  в соответствии с БК РФ и  федеральными законами.

К иным мерам можно отнести сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета (ст. 290 БК РФ), выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования (ст. 293 БК РФ), аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст. 300 БК РФ). Нетрудно заметить, что названные меры носят различный характер, поэтому их следует систематизировать.

Можно предложить следующий вариант классификации мер принуждения, применяемых за нарушение бюджетного законодательства РФ.

К пресекательным мерам государственного принуждения относятся:

1) блокировка расходов (ст. 231 БК  РФ);

2) приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

3) сокращение или прекращение  всех форм финансовой помощи  из соответствующего бюджета (ст. 290 БК РФ);

4) аннулирование государственных  или муниципальных гарантий (ст. 300 БК РФ).

Перечисленные меры являются пресекательными, так как направлены на прекращение, пресечение противоправных действий в бюджетной сфере, предотвращение причинения имущественного вреда общественно-территориальным образованиям. Никаких дополнительных обременений в случае применения этих мер принуждения нарушители бюджетного законодательства не несут.

Правовосстановительными мерами являются:

1) изъятие в бесспорном порядке  следующих видов бюджетных средств: а) используемых не по целевому назначению; б) подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; а также процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил (ст. ст. 289 - 291, 296 - 299, 302 - 303 БК РФ);

2) пеня (ст. ст. 290, 291, 304, 305 БК РФ);

3) выплата компенсации получателям  бюджетных средств в размере  недофинансирования (ст. 293 БК РФ).

Перечисленные меры можно отнести к правовосстановительным, так как они направлены на компенсацию, устранение вреда и убытков, причиненных как общественно-территориальным образованиям, так и бюджетополучателям неправомерными действиями в бюджетной сфере. При применении этих мер также дополнительные обременения в отношении нарушителей не наступают.

Предупреждение - предупредительная мера государственного принуждения, предусмотрена санкциями ст. ст. 292, 294 - 297, 299 - 302, 306 БК РФ.

Названные пресекательные, правовосстановительные и предупредительные меры, предусмотренные БК РФ, являются мерами государственного принуждения, более широкого по сравнению с ответственностью понятия.

Определим сущность штрафа, являющегося в соответствии со ст. 292 БК РФ одной из мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства РФ. Если соотнести ст. 282 "Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства" и ст. ст. 289 - 306 БК РФ, устанавливающие ответственность за нарушения в бюджетной сфере, со ст. 3.2 "Виды административных наказаний" КоАП РФ, то получается, что в ст. 282 БК РФ речь идет именно об административном штрафе. Заметим, что во всех статьях БК РФ, где наказание определено в виде штрафа, содержится отсылка к КоАП РФ.

Таким образом, БК РФ не устанавливает особую ответственность за нарушения бюджетного законодательства, а содержит указание на применение правовосстановительных, пресекательных и предупредительных мер государственного принуждения, а также отсылает к УК РФ и КоАП РФ, которыми устанавливаются конкретные правонарушения в бюджетной сфере и наказание за их совершение.

Следовательно, из действующего финансового законодательства РФ только в НК РФ установлены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, поэтому на сегодняшний день финансово-правовая ответственность сводится к налоговой ответственности. Учитывая важность финансовой сферы, ее огромное значение для государства, необходимость защиты финансовых интересов государства, считаем целесообразным развивать институт финансово-правовой ответственности, расширять ее содержание. Это возможно путем внесения, прежде всего, в бюджетное и валютное законодательство конкретных видов бюджетных и валютных правонарушений и ответственности за их совершение.

 

2. ОРГАНЫ, ПРИВЛЕКАЮЩИЕ К  ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Рассмотрим  органы, уполномоченные привлекать к финансовой ответственности за нарушение финансового законодательства.

Налоговые органы.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 НК РФ и Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы - управления по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Информация о работе Ответственность за нарушение финансового законодательства