Основы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 01:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы определяет задачи работы:
· Рассмотреть понятие и принципы финансового контроля
· Раскрыть задачи финансового контроля
· Определить виды финансового контроля
· Выявить основные проблемы в области государственного финансового контроля в России

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Теоретические основы финансового контроля……………………4
Понятие финансового контроля и его значение …………………………4
Принципы финансового контроля………………………………………...9
Задачи финансового контроля…………………………………………...10
Глава 2. Основные элементы финансового контроля……………………...12
2.1. Виды финансового контроля……………………………………………..12
2.2. Формы финансового контроля…………………………………………...13
2.3. Методы финансового контроля……………………………………….….14
Глава 3. Финансовый контроль на современном этапе…………………....18
3.1. Актуальные проблемы финансового контроля………………………...18
3.2. Пути решения ……………………………………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 60.75 Кб (Скачать файл)

В нынешних условиях существуют факторы, ограничивающие действенность государственного финансового контроля в Российской Федерации. Основные из них заключаются  в том, что в настоящее время  в России: 

-отсутствует четкая и полная нормативно-правовая база и собственно само определение государственного финансового контроля в бюджетном законодательстве, нет единого федерального закона о системе финансового контроля;

-организационная структура органов государственного финансового контроля недостаточно отражает специфику государственного устройства Российской Федерации;

-законодательно не определены статус органов государственного финансового контроля Российской Федерации и ее регионов, место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля в его целостной системе;

-отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, что вызывает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности;

-органы контроля слабо взаимодействуют между собой, присутствует некоторая разобщенность в приоритетах деятельности контрольных органов;

-отсутствует единая информационная база, единый методологический подход к процессу осуществления контроля.

Необходимо определить основные направления  государственной политики в сфере  финансового контроля, проблемы взаимодействия различных ветвей власти в данной области, принципы их взаимодействия и  координации, обсудить пробелы и  недостатки действующего законодательства в области финансового контроля и сформулировать предложения по его совершенствованию.

Вопрос о необходимости принятия Федерального закона "О финансовом контроле в Российской Федерации" поднимался неоднократно. На современном  этапе единая система государственного контроля не сформирована. Необходимо разграничение внутреннего,

внутриведомственного контроля и  внешнего независимого финансового  контроля. Внешний финансовый контроль - это Счетная палата, внутренний - это структура, которая работает и в Минфине, и в других министерствах  и ведомствах. И самое главное, необходим единый план контрольных  мероприятий. В исполнительной власти этот единый план контролирует Контрольное  Управление Президента. Все проверки должны быть систематизированы, созданы  единые стандарты.

Одной из самых важных проблем является уровень финансовых и административных злоупотреблений в секторе системы  управления и контроля на местном  уровне. Это можно объяснить тем, что Федеральный закон о местном самоуправлении относительно новый. И, конечно, слаба система организации финансового контроля. Поэтому достаточно много злоупотреблений именно на местном уровне. И в этой связи сегодня нужно ставить вопрос о необходимости создания действительно вертикали финансового контроля: федеральный центр, региональный уровень и муниципальный. Она постепенно вырисовывается - у нас есть Счетная палата России, контрольно-счетные органы (КСО) во всех субъектах федерации. Если в 2000 году они существовали только в 28 субъектах федерации, то сейчас КСО появились во всех субъектах, с разным статусом, но три четверти из них имеет юридическое лицо и действуют на основании своего закона. Региональные счетные палаты объединены в Ассоциацию контрольно-счетных органов Российской Федерации. Здесь проводятся совместные проверки, обучение кадров. В более, чем 2800 муниципальных образованиях также существуют КСО. На данный момент нет такой задачи создавать КСО в каждом муниципалитете. Поэтому сегодня в 22 субъектах федерации созданы так называемые объединения. Их возглавляет региональная Счетная палата, которая осуществляет контроль за расходованием муниципальных средств. Надо отметить, что 40% бюджетных средств - в муниципалитетах, при этом там больше всего проблем: жилье, дороги, пенсии. Это то, чем занимаются региональные КСО. Все они объединены в ассоциацию. Таким образом, создана добровольную и эффективно работающую, вертикаль.

Согласно Бюджетному кодексу мы перешли к бюджетированию, ориентированному на результат, и на трехгодичный цикл планирования. И даже кризис показал, что основная конструкция бюджета, ориентированного на эффективность, инновации, срабатывает и сегодня. Таким  образом, Бюджетный кодекс оказался впереди многих тех решений органов  исполнительной власти, которые работают сейчас.

Но вместе с тем на данный момент Бюджетный Кодекс с точки зрения эффективности обеспечения финансового  контроля, на мой взгляд, имеет ряд  недостатков. Во-первых, некоторые статьи Бюджетного кодекса, регламентирующие исполнение бюджета, достаточно размыты и не совсем прописаны. Поэтому не всегда можно анализировать вопросы, связанные с эффективностью использования бюджетных средств в оперативном режиме. Это можно определить только по итогам. Во-вторых, в течение двух лет Министерство финансов Российской Федерации не выполняет поручение Президента, Премьера, Государственной Думы и Совета Федераций о внесении раздела о финансовом контроле в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Это самый большой и существенный пробел, на мой взгляд. Его устранение упорядочило бы весь процесс финансового контроля в стране.

На данном этапе развития Счетная  палата России во многом соответствует  современным требованиям, предъявляемым  к высшим органам государственного финансового контроля с международной  точки зрения. Также Счетная палата соответствует по основным критериям, исходя из Федерального закона " О  Счетной палате Российской Федерации  и в своей деятельности руководствуется  принципами законности, независимости, объективности гласности. Счетная  палата осуществляет оперативный, предварительный  последующий контроль, проводит анализ бюджета, сотрудничает правоохранительными  органами. Работа эффективности, стратегическому  аудиту в какой-то степени опередила  даже многие высшие органы Европы. Все  это позволяет говорить о том, что Счетная палата соответствует  международному уровню, признана одним  из лучших европейских структур среди  членов Европейской (ЕВРОСАИ). И как  следствие - три года был Президентом  ЕВРОСАИ. Сегодня Счетная палата России Национальное контрольно-ревизионное  управление Великобритании членами  Управляющего совета Международной  организации высших органов финансового  контроля (ИНТОСАИ). Членами являются сегодня ВОФК свыше 190 стран мира. Более того, Степашин Сергей Владимирович Председатель Счетной палаты Российской Федерации, возглавляет одну из ключевых Рабочих групп по выработке национальных развития. Это система экономически обоснованных понятных обществу показателей прогресса, которую разрабатывает ИНТОСАИ совместно с Организацией

экономического сотрудничества и  развития (ОЭСР). Но есть два момента, по которым Счетная палата РФ отстает. Первое. Нигде законодательно так  и не прописано, что мы являемся высшим органом финансового контроля, хотя все Счетные палаты мира являются таковыми по Лимской декларации. Второе. Счетная палата должна финансироваться  независимо от Министерства финансов России, только через Парламент. Счетная  палата в лице Экспертно-консультативного Совета при Председателе Счетной  палаты косвенно принимала участие  в подготовке антикризисного плана  Правительства Российской Федерации. На основании ее проверок были подготовлены две записки в адрес Президента страны Дмитрия Медведева и Премьер-министра Владимира Путина. Ряд ее предложений  были учтены. Антикризисный план Правительства  России направлен на сохранение финансово-бюджетного системы, спасение ряда предприятий, решение  социальных проблем. С точки зрения действенности этих мер план сам  по себе хорош. Вопрос состоит в том, чтобы он точно и четко реализовывался. Счетная палата сейчас проверила  ряд банков, в том числе Центральный  Банк, Альфа-банк. Причем, она впервые  проверяем коммерческие банки, потому что их поддерживает государство.

 

3.2. Пути решения

В последнее время все больше внимания уделяется решению проблемы снижения уровня "теневой" экономики. Поэтому средства по снижению ее масштабов  должны носить комплексный характер. Одним из таких средств является государственный финансовый контроль. Первоочередными его объектами  должны быть нецелевое использование  бюджетных средств, нерыночный сектор экономики, коррумпированность бюрократического аппарата.

Необходимо, чтобы совместные усилия контрольных инстанций получали поддержку правоохранительных и  судебных органов. Меры ограничения  финансовых возможностей "теневой" экономики без строгого наказания  нарушителей будут малоэффективными.

В последнее время в этом направлении  есть положительные сдвиги, которые  произошли благодаря настойчивым  усилиям специалистов.

Установлена административная и уголовная  ответственность за нецелевое использование  бюджетных средств, включая средства государственных внебюджетных фондов. Такие предложения неоднократно звучали на научно-практических конференциях, в служебных записках и публикациях. Теперь они реализованы. За расходование государственных средств на непредусмотренные  цели будут налагать крупный штраф  либо лишать свободы и права занимать соответствующие должности после  отбытия наказания.

Реализовано и другое предложение  по улучшению организации государственного финансового контроля. Создан контрольный  орган в системе исполнительной власти - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая получила значительные полномочия по проведению ревизий и  проверок использования бюджетных  средств. Она также будет органом  валютного контроля.9

Служба в основном сохранила  территориальный контрольно-ревизионный  аппарат, которым располагал Минфин России в субъектах Российской Федерации. При этом функции данной службы в  некотором отношении стали более  обширными, чем у прежнего Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов. Новая  служба, кроме обычных ревизий  и проверок, будет проводить мероприятия  по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной  сфере, осуществлять надзор за исполнением  законодательства органами ведомственного финансового контроля, субъектов Федерации и местного самоуправления. На нее также возложено формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора.

Важно, что служба в пределах своей  компетенции уполномочена представлять в судебных органах права и  законные интересы Российской Федерации.

Все это, несомненно, окажет положительное  влияние на повышение эффективности  государственного финансового контроля.

Вместе с тем возможности  государственного финансового контроля в деле укрепления экономической  безопасности страны используются все  еще недостаточно. В полной мере это относится и к рассматриваемой  проблеме.

В современных условиях необходимо усилить контроль государства в  финансовой сфере так, чтобы он на деле превратился в важный механизм экономической и социальной политики государства.

В настоящее время контроль характеризуется  неупорядоченностью, бессистемностью, правовой неопределенностью. В той  мере, в какой государственный  финансовый контроль осуществляется, он недостаточно эффективен. С одной  стороны, контроль не носит профилактического  характера, как правило, не предупреждает, а только фиксирует нарушения, с  другой - из-за бюрократической волокиты при реализации результатов ревизий  и проверок, отсутствия у контрольных  органов права прямого обращения  в суд возмещается весьма незначительная часть (10-20%) выявляемого ущерба.

Финансовый контроль только тогда  может успешно решать стоящие  перед ним задачи, когда государственные  средства будут охвачены им в полном объеме. Например, финансово-кредитная  сфера как на федеральном, так  и региональном уровне контролируется далеко не полностью даже в отношении  использования средств федерального бюджета. Значительная часть государственных  средств постоянно вообще остается вне контроля. Никто не может сказать, какая именно часть, поскольку учет контрольных мероприятий, проводимых разными органами, и их сводных результатов в масштабе страны не ведется.

Сохраняется закрытость для ревизий  и проверок целых секторов экономики  и финансовой деятельности. Периодичность  ревизий и проверок отсутствует.

Задачи органов, на которые возложено  осуществление функций государственного и муниципального финансового контроля, определены в общем виде, недостаточно конкретны, предметно и пообъектно недифференцированы, границы их сфер ответственности размыты. Деятельность этих органов координируется слабо, поэтому многочисленные факты постоянного  дублирования ревизий и проверок по одним и тем же вопросам и  организациям мешают нормальной производственной и коммерческой деятельности, вызывают справедливые нарекания.

Ведомственный контроль практически  отсутствует или служит узковедомственным  интересам. А без такого контроля отследить целевой характер использования  выделенных ассигнований во многих случаях  просто невозможно.

Общеизвестно, что ревизия как  один из основных методов финансового  контроля за выявлением финансовых нарушений  находится на первом месте. Однако проведение ревизий сокращается, появляется желание  вообще отказаться от них. Понятие ревизии  исключено из Бюджетного кодекса  Российской Федерации, что равносильно  запрещению проводить ревизии в  бюджетных учреждениях.

Устранение ревизии из практики государственного финансового контроля приведет к непоправимым последствиям. Последующий контроль за использованием государственных средств фактически перестанет существовать.

Таким образом, те, кто любыми способами  изгоняет ревизию из арсенала финансового  контроля, добиваются именно ослабления контроля.

При создании Службы финансово-бюджетного надзора, наряду с положительными моментами, появились и отрицательные. До последнего времени КРУ Минфина России проводило  ревизии и проверки по поручениям правоохранительных органов в организациях любых форм собственности. Новая  служба такого права лишена. Нет  его и у контрольно-счетных  органов. Следовательно, проводить  ревизии и проверки в интересах  государства в структурах рыночного  сектора, коммерческих организациях некому. Вряд ли это будет способствовать усилению борьбы с "теневиками".

Вызывает серьезную озабоченность  вопрос кадров, осуществляющих контроль. В последние годы общий уровень  квалификации финансовых ревизоров  понизился, численность их на федеральном  уровне сократилась, хотя потребность  в них возросла. В то же время  нарушения становятся масштабными, изощренными, с использованием новейших финансовых, банковских, информационных технологий.10

Информация о работе Основы финансового контроля