Основы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 01:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы определяет задачи работы:
· Рассмотреть понятие и принципы финансового контроля
· Раскрыть задачи финансового контроля
· Определить виды финансового контроля
· Выявить основные проблемы в области государственного финансового контроля в России

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Теоретические основы финансового контроля……………………4
Понятие финансового контроля и его значение …………………………4
Принципы финансового контроля………………………………………...9
Задачи финансового контроля…………………………………………...10
Глава 2. Основные элементы финансового контроля……………………...12
2.1. Виды финансового контроля……………………………………………..12
2.2. Формы финансового контроля…………………………………………...13
2.3. Методы финансового контроля……………………………………….….14
Глава 3. Финансовый контроль на современном этапе…………………....18
3.1. Актуальные проблемы финансового контроля………………………...18
3.2. Пути решения ……………………………………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 60.75 Кб (Скачать файл)

-  Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля.

-  Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово - плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

-  Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий. Таким образом, финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится её осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативно - правовых актах.5

 

1.3. Задачи финансового  контроля

     К основным задачам финансового контроля относятся:

-      обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов государственной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;

-      обеспечение устойчивого состояния государственных финансов и финансов хозяйствующих субъектов;

-      создание условий и контроль за соблюдением субъектами государственной власти и хозяйствования норм действующего финансового финансового права;

-      контроль за выполнением органами публичной власти и хозяйствующими субъектами финансовых обязательств;

-      повышение ответственности органов публичной власти и субъектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;

-      оперативное выявление резервов повышения финансовой устойчивости, предотвращение и устранение недостатков финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные элементы финансового контроля

 

2.1. Виды финансового  контроля

     В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский.

     По видам финансовый контроль подразделяется на государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

     Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

     Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурные подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов).

     Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими.

     Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.

     По сферам финансовой деятельности финансовый контроль можно условно разделить на: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.6

 

2.2. Формы финансового  контроля

Под формой финансового контроля понимают конкретное выражение и  организацию контрольных действий. Формы финансового контроля можно  классифицировать по различным критериям.

В зависимости от соотношения  времени проведения контроля и времени  совершения проверяемых финансово-хозяйственных  операций выделяют три основные формы  финансового контроля – предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Обычно он проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых планов хозяйствующих  субъектов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, учредительных  документов и т.д. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль позволяет  еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего финансового законодательства и  нецелевого или нерационального  использования средств, выявить  источники дополнительных финансовых ресурсов.

Текущий контроль, который  также называют оперативным, проводится в процессе совершения хозяйственных  и финансовых операций, исполнения финансовых планов, бюджетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризацией  и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет отслеживать и регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств.

Последующему контролю подлежат итоги формирования и использования  финансовых средств. Проверяется полнота  формирования финансовых ресурсов, законность и целесообразность их расходования при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. В результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных финансово-хозяйственных  операций, достигнутых финансовых результатов  проводится оценка. Последующий контроль отличается углубленным изучением  хозяйственной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период. Его результаты тесно связаны  с результатами предварительного или  текущего контроля, что позволяет  вскрыть недостатки их проведения.7

В зависимости от направления  воздействия субъекта на объект контроля различают: две категории: внутренний контроль, когда проверка осуществляется ведомственным органом контроля, например, проверка предприятия АПК  контрольным органом Минсельхозпрода  России; внешний контроль осуществляется внешним контрольным органом, например, Счетной палатой Российской Федерации, счетной палатой региона, Главным  контрольным управлением Президента Российской Федерации, налоговой службой  и т.д.

 

2.3. Методы финансового  контроля

Конкретные формы и  методы организации финансового  контроля – это практическое воплощение объективно присущего финансам как  экономической категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.

Среди методов финансового  контроля можно выделить следующие: проверка, обследование, анализ финансовой деятельности, надзор, наблюдение (мониторинг), ревизия.

Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной  деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушений финансовой дисциплины намечаются мероприятия  по устранению их негативных последствий. Проверки делятся на комплексные  и тематические.

Обследование предполагает более полное изучение отдельных  аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения  их финансового состояния и возможных  направлений развития. При этом определяется финансовое положение хозяйствующего субъекта, перспективы развития. Обследование может проводиться в виде анкетирования  и опроса.

Анализ как метод финансового  контроля должен быть системным и  пофакторным. Он предполагает детальное  изучение периодической или годовой  финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов  финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом  и эффективности его использования.

Надзор производится контролирующими  органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или  иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных  правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью  коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора - за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства  и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций  за использованием выданной ссуды и  финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению  условий кредитования, требованию долгосрочного  возврата ссуды.

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового  контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью  проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег  и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий  и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ, Казначейство, Центробанк, аудиторские  службы). Результаты ревизии оформляются  актом, на основании которого принимаются  меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению  виновных к ответственности.

Полная ревизия предусматривает  проверку всех аспектов финансово-хозяйственной  деятельности экономических субъектов. Частичная ревизия проводится с  целью контроля отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной  деятельности ряда однотипных экономических  субъектов с целью выявления  типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной  деятельности. Комплексная ревизия  включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе, вопросов сохранности и эффективности  использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества

(достоверности, своевременности  предоставления) финансовой отчетности.   По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в проверке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени и выборочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени. Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются и комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других — выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций. Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, конкретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии.

     Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должны содержаться описание фактов нарушений, указано время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организации, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.8

 

 

 

 

 

Глава 3. Финансовый контроль на современном этапе

 

3.1. Актуальные проблемы

Контроль  за различными сферами общественной жизни является одним из главных направлений деятельности органов государственной власти.

Финансовый контроль охватывает своим  воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной  деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования  определенных фондов денежных средств. Механизм управления государством посредством  централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить  ее эффективность и целесообразность.

Таким образом, проблемы обеспечения  единства системы финансового контроля в современной действительности занимают ключевое место.

Принятые поправки в Бюджетный  кодекс РФ не смогли решить такую актуальную проблему, как законодательное обеспечение  системы государственного финансового  контроля в России.

Информация о работе Основы финансового контроля