Нормативные акты, регулирующие финансовую деятельность организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:03, контрольная работа

Краткое описание

Правовое регулирование – это воздействия права на общественные отношения с помощью различных методов и способов (убеждения и принуждения) с целью их упорядочения. Цель общего правового регулирования состоит в упорядочении общественных отношений путем создания, изменения, дополнения или отмены правовых норм и определения сферы их действия в пространстве, во времени и по кругу лиц. Финансово-правовое регулирование направлено, прежде всего, на упорядочение отношений возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т.е. деятельности направленной на формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов публичного назначения. В основе данной деятельности лежат различные группы финансовых правоотношений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Нормативные акты, регулирующие финансовую деятельность организации………………………………………………………………………………5
Система финансово-правовых актов организации…………………….10
Характеристика одного из финансово-правовых актов организации…..
Заключение…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

кр.docx

— 45.76 Кб (Скачать файл)

Акты  Правительства 

Постановления Правительства чаще всего носят  адресный характер и применяются  относительно органов исполнительной власти и самого Правительства РФ. В сфере регулирования кредитных отношений можно привести следующие акты Правительства РФ:

Постановление "О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов" 24, устанавливающее порядок определения и получения кредитов в иностранной валюте для государственных нужд, а также цели и направления использования указанных кредитов.

В отношении  получения кредитов на определенные цели и уплаты процентов по кредитам, полученным организациями различных отраслей промышленности и деятельности в российских кредитных организациях, действуют правила возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, которые определяются Правительством РФ в постановлениях. Такое возмещение осуществляется путем предоставления субсидий ежемесячно или в ином порядке в пределах необходимых сумм при условии использования кредита на определенные Правительством РФ цели, своевременной уплаты начисленных процентов и своевременного погашения кредита в соответствии с кредитными договорами.

В частности, такие правила устанавливаются  применительно к организациям легкой и текстильной промышленности 25, сельскохозяйственным производителям, организациями агропромышленного комплекса, фермерскими хозяйствами и организациями потребительской кооперации 26 и иных организаций.

Кроме этого, ЦБ РФ совместно с Правительством РФ в конце 1998 г. приняли уникальный в своем роде обобщающий документ об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 г. 27, тем самым осуществив функции определения денежно-кредитной политики государства. В указанном документе был проведен обзор ситуации в банковском секторе в 1998 г., определено использование таких инструментов, как установление обязательных резервных требований, рефинансирование банков, осуществление депозитных операций, и установление процентной политики по операциям Банка России, а также были определены условия проведения и цели денежно-кредитной политики на 1999 г.

Акты  министерств и ведомств.

Нормативные акты федеральных министерств и  ведомств традиционно обладают наименьшей юридической силой, таким образом  они должны соответствовать и применяться в части, не противоречащей иным актам, указанным выше.

В качестве примера актов, принятых в сфере  регулирования кредитных отношений, можно привести:

 Письмо  Минфина РФ от 03.11.1992 г. № 101 "О порядке корректировки ставок  за пользование государственных  кредитом на пополнение оборотных  средств";

 Письмо  Минфина РФ от 23.04.1993 г. № 51 "Об  изменении порядка расчетов за пользование целевым государственным кредитом на пополнение оборотных средств";

 Письмо  Минфина РФ от 18.06.1996 г. № 313 "Об установлении единой процентной  ставки за пользование кредитами  коммерческих банков под поручительства Минфина России";

 Письмо  Минфина РФ от 22.09.2003 г. № 15-05-29 / 1018 "О валютных операциях между  резидентами по выдаче коммерческих  кредитов и займов в иностранной  валюте;

 Приказ  Минсельходпрода РФ и Минфина  РФ "Об утверждении типового договора о предоставлении средств специального бюджетного фонда льготного кредитования организации агропромышленного комплекса в 2000 г." 28.

Международные Соглашения.

Среди международных  актов, регулирующих кредитные отношения, можно выделить:

Соглашение  стран СНГ "О единой денежной системе  и согласованной денежно-кредитной  и валютной политике государств, сохранивших  рубль в качестве законного платежного средства" 29. Указанное Соглашение определяет осуществление расчетов в соответствии с международной торговой и банковской практикой, и порядок регулирования денежно-кредитной политики в государствах рублевой зоны, а также государствами, не входящими в рублевую зону.

Одним из основных международных документов является Соглашение ЦБ РФ и Межгосударственного  банка "О порядке и правилах совершения межгосударственным банком банковской деятельности на территории РФ" 30. Данное Соглашение определяет вид и принципы осуществления  различных банковских операций и других сделок, осуществляемым Межгосударственным банком на территории РФ, порядок осуществления инвестиционной деятельности, финансовых процедур, расчетов и взаимодействия с ЦБ РФ, создание и организация работы филиалов и представительств Межгосударственного банка, а также надзор и регулирование деятельности указанного банка.

Между ЦБ РФ и национальными банками различных  государств были подписаны соглашения об организации расчетов, в которых  одним из полномочий банков-участников соглашений является взаимное кредитование в национальных валютах и в свободно конвертируемых валютах в соответствии с принятой международной банковской практикой и законами, действующими на территориях банков-участников соглашений. Это позволяет отдельным кредитным организациям различных государств организовывать корреспондентские отношения для обеспечения интересов своих клиентов. В качестве примера можно привести Соглашение между ЦБ РФ и Национальным банком Республики Беларусь 31, между ЦБ РФ и Национальным банком Таджикистана 32, ЦБ РФ и Банком Латвии 33, а также иные соглашения.

Кроме соглашений о расчетах с рядом государств были подписаны различные соглашения, регулирующие отношения в общем в банковской и в частности в кредитной сфере. Так, 17.07.1997 г. ЦБ РФ и Национальным банком Казахстана были подписаны соглашение о сотрудничестве в области надзора за деятельностью кредитных организаций, соглашение об организации корреспондентских отношений, а также соглашение о сотрудничестве в области исследований информации и статистики в банковской и финансовой сферах.

Обычаи  делового оборота.

В соответствии со ст. 5 ГК РФ одним из источников гражданско-правового  регулирования признается обычай делового оборота. В настоящее время обычаи имеют незначительный удельный вес  в массиве источников. Причиной этого  является детальное регулирование  банковских отношений императивными  нормами законами и подзаконными актами. Кроме того, банковская система  России слишком молода, а потому действительно значимые обычаи еще не сложились. К числу немногих примеров обычаев можно отнести обычаи по проведению определенных моделей кредитования (контокоррент, овердрафт). Следует отметить, что некоторые из них противоречат законодательству, прежде всего актам Банка России (например, касающиеся открытия ссудных счетов, способов погашения кредитов, минуя расчетный счет). Применение подобных обычаев недопустимо до внесения соответствующих изменений в нормативные акты.

Локальные нормативные акты.

Локальные акты не являются нормативно-правовыми, так как не имеют признака общеобязательности. Эти акты не обнародуются, а лишь доводятся до сведения уполномоченных и заинтересованных лиц в случае необходимости.

Упоминание  о таких актах целесообразно  включать в кредитный договор, также может быть предусмотрена обязанность кредитной организации в информировании клиентов о принятии локальных актов, касающихся кредитования, за исключением локальных актов, определяющих общую политику, лимиты кредитования (в том числе составляющих коммерческую тайну), которые не затрагивают права и интересы клиентов кредитной организации.

К локальным  актам кредитной организации, затрагивающим  кредитные отношения можно отнести: правила обслуживания клиентов, положения, инструкции, правила о подразделениях кредитной организации (например, положение о кредитном комитете, положение об управлении кредитования, кредитная политика, инструкции о порядке предоставления кредитов юридическим и физическим лицам, инструкция о порядке сопровождения кредитных проектов и т.д.); положения о филиалах кредитной организации; приказы, распоряжения, решения уполномоченных органов кредитной организации.

Таким образом, рассмотрев систему нормативно-правовых актов, регулирующих кредитные отношения, можно сделать вывод о многообразии законодательных актов, а также необходимости приведения различных актов в соответствие с действующим законодательством, а также поставить проблему кодификации банковского законодательства и выделения сектора кредитного законодательства для детального и четкого регулирования кредитных отношений.

  1. Характеристика одного из финансово-правовых актов организации. Характеристика ФЗ "О банках и банковской деятельности".

Основные  понятия настоящего Федерального закона

 Кредитная  организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

 Банк - кредитная организация, которая  имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

 Небанковская  кредитная организация - кредитная  организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

 Иностранный  банк - банк, признанный таковым по  законодательству иностранного  государства, на территории которого  он зарегистрирован.

 Так  же федеральный закон определяет:

 •  Банковские операции и другие  сделки кредитной организации

 •  Деятельность кредитной организации  на рынке ценных бумаг

 •  Отношения между кредитной организацией  и государством

 •  Учредительные документы кредитной  организации

 •  Уставный капитал кредитной организации

 •  Органы управления кредитной  организации

 •  Минимальный размер собственных  средств (капитала) кредитной организации

 •  Порядок регистрации кредитных  организаций и лицензирования  банковских операций

 •  Обеспечение стабильности банковской  системы, защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций

 •  Межбанковские отношения и обслуживание  клиентов

 •  Страхование вкладов

 •  Основы Бухгалтерского учета  в кредитных организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В механизме  финансово-правового регулирования  основная роль отводится различным источникам права, содержащим определенные правила поведения в финансовых правоотношениях. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Источники финансового права РФ - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главный источник финансового права - Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и основные законы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований.

В работе рассмотрена система финансово-правовых актов организации ООО «Норд». Рассмотрена система финансово-правовых актов, регулирующих кредитные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

  1. Ашмарина Е.М. Структура финансового права РФ на современном этапе // Государство и право. – 2004. - № 9 .
  2. Бланк И.А. Управление прибылью. – Киев: Ника-Центр, 2002. Финансовое право. Учебник / Отв. ред. Горбунова О.Н. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006.
  3. Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права. - М.: РАП, Эксмо, 2008.
  4. Актуальные проблемы теории и практики финансового права Российской Федерации / под ред. А.Н. Козырина, 2009 // Система ГАРАНТ.
  5. Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г. финансы организаций (предприятий): учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. 167
  6. Мандрица В.М. Финансовое право. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп.– Ростов н.: Феникс, 2003.
  7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006.
  8. Финансы: учебник / Под ред. Поляка Г.Б. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  9. Саттарова Н.А. К вопросу о финансово-правовой ответственности и финансовой безопасности // Правосудие в Поволжье. – 2008. - № 4. 168
  10. Финансовое право: учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008.

Информация о работе Нормативные акты, регулирующие финансовую деятельность организации