Налоговая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы. Исходя из цели поставлены следующие задачи:
-рассмотреть понятия, элементы и принципы налоговой системы РФ;
- дать определение понятию налоги и сборы, рассмотреть их признаки как системообразующих категорий налогового права;
-проанализировать классификацию налогов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Налоговая система России: понятие, элементы, принципы………..6
Глава 2. Налог и сбор как системообразующие категории налогового права: понятие, признаки……………………………………………………………..12
2.1. Понятие налога и элементы налога……………………………………...12
2.2. Налог и сбор: общее и отличное ………………………………………...17
2.3. Функции налогов …………………………………………………………19
Глава 3. классификация налогов……………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованных нормативных-правовых актов и литературы…….30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИН.ПРАВО.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

     Как отмечает С.Г.Пепеляев, «при уплате пошлин и сборов всегда присутствует специальная цель и специальные интересы», при этом «не могут рассматриваться как платежи по обязательствам договорные платежи».21Он определяет сбор как «принудительный платеж, внесение которого является условием доступа к праву, получения прав или возможности реализовать право, порождающий встречное обязательство государственного органа перед плательщиком и сопоставимый с объемом и характером этого обязательства».22

     Д.В.Виницкий предлагает следующее определение  понятия «сбор»: «это установленное законно сформированным представительным органом власти фискальное взимание в денежной форме, основанное на принципе частичной (неполной)эквивалентности, обусловленное совершением уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления (их должностными лицами) в пользу плательщика определенных действий, имеющих юридическое значение, либо обусловленное передачей плательщику определенных товаров (работ, услуг), приобретение которых у государства для него обязательно по закону или вынужденно по причине наличия государственной монополии в соответствующей сфере».23

     А.И.Худяков  приводит следующие отличия налогов  и сборов: сборы призваны компенсировать расходы государственного аппарата; сбор является относительно эквивалентным платежом; сбор является разовым платежом; отношения, связанные с уплатой сбора, носят добровольный характер.24

     Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами  животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

     Таким образом, само по себе различное определение  понятий «налог» и «сбор» не меняет их сущностной характеристики. Налоги и сборы, по сути, являются финансово-правовыми обязательствами (обязанностями), которые устанавливает в одностороннем порядке государство, и обеспечиваются мерами государственного принуждении. Указанные финансово-правовые обязательства имеют односторонний характер, т.е. налогоплательщики и плательщики сборов не получают взамен какого-либо удовлетворения. 

2.3 Функции  налогов

     Более полно сущность налогов раскрывается в их функциях. Наиболее дискуссионным  вопросом в теории налогов является вопрос о названии и количестве функций. Из всего многообразия выделяемых в литературе функций налогов наибольшей популярностью и аргументированностью дифференциации обладают следующие четыре: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная.

     Из  основного назначения налога как инструмента обеспечения государства денежными средствами для выполнения своих задач вытекает главная функция налогов - фискальная. Эта функция основная, характерная для всех государств во все периоды существования. Именно она отражает причины возникновения налогов, с ее помощью реализуется качественная определенность налогов, их общественное назначение как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, и единственная функция, которая не ставится под сомнение в экономической литературе. Большинство экономистов считают, что основной функцией налогов является фискальная.

     Фискальная  функция, будучи основной для всех экономических  систем, в процессе естественного  развития закономерно порождает  возможность для вмешательства  государства в перераспределительные процессы, влияющие на экономические отношения в обществе. Вышеобозначенные доводы дают почву для появления регулирующей функции, направленной на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма.

     Налоговое регулирование зачастую подразделяют на три подфункции:

     - стимулирующая подфункция, выделяемая  отдельными авторами, как самостоятельная  поощрительная функция налогов,  направлена на развитие определенных  социально-экономических процессов;  реализуется через систему льгот, исключений, преференций;

     -дестимулирующая  подфункция посредством сознательно  увеличенного налогового бремени  препятствует развитию определенных  социально-экономических процессов.  Как правило, действие этой  подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Однако, эксплуатация данного направления регулирования проводится с особым вниманием, потому как нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;

     -подфункция  воспроизводственного назначения  реализуется посредством платежей: например, за пользование природными  ресурсами. Эти налоги, как правило,  имеют четкую отраслевую принадлежность  и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

     Наиболее  тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, которая выражает сущность налогов  как особого централизованного  инструмента распределения и перераспределения национального дохода, что позволяет создать условия для эффективного государственного управления. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых - к бедным, от работающих - к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной.

     Однако  ряд авторов высказывает сомнение в корректности выделения данной функции, утверждая, что происходит подмена понятий «налоги» и «финансы». Налоговые отношения - это экономические  отношения, которые связаны с  установлением и взиманием налогов, в то время как финансы - это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств различных экономических субъектов. Именно финансы, а не налоги выполняют распределительную функцию. Чтобы налоги выполняли эту функцию, должны осуществляться два взаимосвязанных процесса: поступление и расходование денежных средств. А действие налогов ограничивается только мобилизацией денежных средств на разных уровнях бюджета. Что касается распределения денежных средств, то это сфера действия бюджетного планирования. Расходование или предоставление кому-либо денежных средств из бюджета осуществляются уже с помощью других инструментов, например субсидий и дотаций, а не налогов.

     С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция. Механизм выполнения этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться с государством. Одновременно нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений в налоговую, социальную или бюджетную политику. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

     Разграничение функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности одной функции присущи другим. Функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны и в своем проявлении выступают как единое целое.

     Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод  о том, что налог это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собствености, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Структура налога представлена элементами налога, без которых существование налога невозможно. «Налог» и «сбор» различные определения, но сущностная характеристика у них одна. Функции налога взаимосвязаны и не могут существовать независимо и самостоятельно. 
 
 
 
 

Глава 3. Классификация налогов

     В российской литературе о налогах доминирует классификация, которую можно определить как традиционную. Эта классификация представляет собой довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. По этим основаниям нынешние налоги делятся на: прямые и косвенные; федеральные, региональные и местные; налоги с физических и юридических лиц.

     Прямые  налоги, которые взимаются непосредственно  с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на: реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц); личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций). Косвенные налоги включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, работы, услуги. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на: косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы); косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, НДС); фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах; таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).25

     Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными - налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.

     Далее, в соответствии с частью первой НК РФ «федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации». Они  регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Как и в других странах, наиболее доходные источники аккумулированы в федеральном бюджете.

     К федеральным налогам и сборам относятся:

     -налог  на добавленную стоимость;

     -акцизы;

     -налог  на доходы физических лиц;

     -налог  на прибыль организаций;

     -единый  социальный налог (с 01.01.2010г.- страховые  взносы);

     -налог  на добычу полезных ископаемых;

     -водный  налог;

     -сборы  за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;

     -государственная  пошлина.

     Первые  четыре налога создают основу финансовой базы государства.

     Региональными признаются «налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Кодексом и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ».26Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.

     К региональным налогам и сборам относятся:

     -налог на имущество организаций;

     -транспортный налог;

     -налог на игорный бизнес.

     Третий  уровень - местные налоги, т.е. налоги муниципальных образований. Представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах  налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения устанавливаются Кодексом.

     К местным налогам и сборам относятся:

     -земельный налог;

     -налог на имущество физических лиц.

     Бюджетное устройство РФ, как и многих европейских  стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисления от федеральных налогов. Согласно этому признаку налоги делятся на закрепленные и регулирующие налоги. Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты.

     По  субъектам (плательщикам) выделяются налоги с юридических и физических лиц. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй – подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения и др. Земельный налог взимается и с тех, и с других. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения зачисляются в бюджет, а целевые – во внебюджетные целевые фонды.

Информация о работе Налоговая система России