Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:17, реферат

Краткое описание

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие налогов, их сущность, функции и классификация
1.1 Понятие налога и его сущность……………………………………….4
1.2 Функции налогов………………………………………………………..5
1.3 Классификация налогов, взимаемых на территории РФ……………..6
Глава 2. Анализ налоговой системы РФ
2.1 Понятие и структура налоговой системы РФ………………………….9
2.2 Принципы построения налоговой системы РФ,
анализ их выполнения……………………………………………………….10
2.3 Анализ структуры и динамики налоговых доходов
федерального бюджета……………………………………………………...13
Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы РФ
3.1 Недостатки налоговой системы РФ………………………………….....16
3.2 Пути снижения задолженности по налогам……………………………17
3.3 Основные направления совершенствования
налоговой системы РФ………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат финансовое право.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Федеральными признаются налоги и  сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей ее территории.

Региональными признаются налоги и  сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных налоговым законодательством, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному региональному налогу.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в  действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

К федеральным налогам и сборам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные  виды товаров (услуг);

- налог на прибыль  организаций; 

- налог на добычу  полезных ископаемых;

- налог на доходы  физических лиц; 

- водный налог; 

- государственная пошлина; 

- сбор за право пользования  объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

К региональным налогам и сборам относятся:

- налог на имущество  организаций; 

- налог на недвижимость;

- транспортный налог; 

К местным налогам и сборам относятся:

- земельный налог; 

- налог на имущество физических лиц.

По уровню бюджета, в  который зачисляется налоговый  платеж, налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулирующие (разноуровневые).  
 Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд. 

Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты  различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству. В современных условиях в налоговой системе России действуют такие регулирующие налоги, как налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц.  
 По целевой направленности введения налога можно выделить налоги абстрактные (общие) и целевые (специальные). 

Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета  в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства. 

К специальным налогам относятся, например, сбор на нужды образовательных  учреждений, взимаемый с юридических  лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.

Как правило, для целевых налоговых  платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.

Любое разбиение налогов на определенные группы может носить только условный характер, так как все без исключения налоги в той или иной мере влияют на все стороны хозяйственной деятельности и по природе своей всегда оказывают комплексное воздействие на всю гамму экономических отношений. Поэтому при отнесении того или иного налога к конкретной группе подразумевается его доминирующее влияние на какую-либо группу экономических показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ налоговой системы РФ.

2.1 Понятие  и структура налоговой системы РФ.

 

Налоговая система - это организованная на определенных принципах система общественных отношений между государством (в лице уполномоченных органов государственной власти по обеспечению соблюдения законодательства о налогах и сборах) и его гражданами (организациями и физическими лицами) по поводу установления и взимания налогов и сборов.

Структура налоговой системы любого государства определяется следующими факторами:

- уровнем экономического развития,

- общественно-экономическим устройством общества,

- господствующей в обществе экономической доктриной,

- государственным устройством  общества (унитарное или федеративное),

- историческим развитием налоговой системы.

Безусловно, налоговые системы  разных стран различаются, т.к. они  исторически складывались под влиянием неодинаковых экономических, политических и социальных условий. Отличия заключаются  в составе применяемых налогов и сборов, их структуре, способах взимания, уровнях ставок, расчётах налоговой базы, составе и порядке предоставления льгот, фискальных полномочий различных уровней власти, законодательных процедур налогообложения и, наконец, приверженности государственной власти той или иной концепции экономического развития и регулирования. Вместе с тем, есть черты, общие свойства которых присущи налоговым системам в целом. Таковыми являются: направленность налогообложения на увеличение доходов государства и обеспечение сбалансированности бюджета; приверженность общепринятым принципам экономической теории о равенстве и справедливости и эффективности налоговых платежей; устранение двойного обложения на разных стадиях продвижения товаров или разных уровнях административного управления; ориентация налоговых льгот по отдельным налогам с учетом приоритетов экономической и фискальной политики. 

Налоговая система РФ представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением и по своей структуре она является трехзвенной: присутствуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Принципы  построения налоговой системы  РФ, анализ их выполнения.

 

Современная российская налоговая  система сложилась на рубеже  
1991г. - 1992г., в период политического противостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране — вес эти факторы непосредственно повлияли на ее становление. Существующая российская налоговая система, несомненно, создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре, системе налогов и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения.

В настоящее время налоговая  система России основана на следующих  принципах: единства налоговой системы; подвижности; стабильности; множественности налогов; исчерпывающего перечня региональных и местных налогов; однократности налогообложения; равенства и справедливости налогообложения.

1. Принцип единства налоговой системы.

Единство финансовой политики, включая  налоговую, и единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции Российской Федерации и прежде всего в подпункте «б» ст. 114, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Это положение развивало одну из основ конституционного строя России - принцип единства экономического пространства.  
 В Налоговом кодексе в ст.3 указывается на то, что «не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций», а также «недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав». 

Принцип единства налоговой системы  обеспечивается также единой системой федеральных налоговых органов. Налоговые органы в субъектах федерации являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами этих субъектов.

2. Принцип подвижности (эластичности).

Принцип подвижности гласит, что  налог и некоторые налоговые  механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или  увеличения налогового бремени в  соответствии с объективными нуждами  и возможностями государства. По мере изменения общественно-политической и экономической ситуации государство должно иметь возможность адаптироваться и адекватно реагировать на новые политические и экономические условия.

Кроме того, подвижность налогообложения  проявляется в регулярном заполнении правовых провалов в налоговом законодательстве страны. В большинстве случаев подвижность выступает в качестве контрмер государства против активных действий части непослушных налогоплательщиков. Поскольку не все налоги обладают одинаковой подвижностью, налоговая система должна содержать в себе и такие налоги, которые при росте потребностей можно было бы увеличить. Однако подвижность вовсе не означает качественное реформирование налоговой системы, напротив ­ это постепенное внутреннее ее развитие.

3. Принцип стабильности.

Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Во многих зарубежных странах с давних пор сложилась нормотворческая практика, согласно которой любые изменения и дополнения налоговых законов могут вступать в силу только с начала нового финансового года. 

Реализация данного принципа в  российской налоговой системе имеет  серьезные недостатки. В частности, по мнению многих иностранных экспертов, частые и непредсказуемые изменения налогового законодательства являлись одной из самых серьезных причин, по которым они отказывались работать в России. Это было вызвано тем, что «налоговая нестабильность» не позволяла произвести точный расчет экономических показателей при инвестировании в России, что существенно снижало ее инвестиционный рейтинг.

4. Принцип множественности налогов.

Данный принцип включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинация различных налогов и объектов обложения должна образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени между налогоплательщиками. Другим аспектом этого принципа выступает недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходная часть бюджета может просто не состояться.

Множественность налогов позволяет  создать предпосылки для проведения гибкой налоговой политики государством, в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, выровнять и  сделать общее налоговое бремя  психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан и фирм, воздействовать на потребление и накопление.

 

Кроме того, из принципа множественности  следует эффект взаимодополняемости  налогов, согласно которому искусственная оптимизация по одному налогу неизменно повлечет за собой рост платежей по другому налогу.

5. Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

Единое экономическое пространство России предопределяет политику Российского  государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Данное положение - проявление государственно-правовой идеи фискального федерализма между федеральными и региональными властями, а также органами самоуправления.

В соответствии с Налоговым кодексом федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются данным Кодексом. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Принцип однократности  налогообложения.

Данный принцип означает, что  один и тот же объект налогообложения  может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

7. Принцип равенства и справедливости налогообложения.

В Налоговом кодексе отмечается, что налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных  и иных подобных критериев. Не допускается  устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала за исключением ввозных таможенных пошлин.

Принцип равенства и справедливости налогообложения на практике не осуществляется. В налоговых системах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования, в том числе в Российской Федерации, налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты.

Информация о работе Налоговая система РФ