Мировой финансовый кризис 1998 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:54, реферат

Краткое описание

Финансовый кризис в России в 1998 году являлся составной частью мирового финансового кризиса. Кризис начался с краха банковской системы в Чехии весной 1997 года, осенью того же года он охватил Малайзию и Таиланд. В начале 1998 года кризис распространился на Индонезию, Южную Корею и Японию. В августе 1998 года кризис достиг России, затем переместился в Бразилию и Аргентину.

Содержание

Введение………………………………………………….2-3
Характеристика экономики России в 1993-1998 годах и причины кризиса……………………………………….3-12
Хронология кризиса……………………………………13-18
Банковский кризис-главная составляющая кризиса августа 1998 года………………………………………..18-21
Последствия финансового кризиса……………………..21-26
Заключение……………………………………………….26-27
Список литературы………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ.docx

— 51.66 Кб (Скачать файл)

В июне 1998 года на Петербургском  экономическом форуме состоялось подробное  обсуждение нарастающих сложностей в обслуживании ГКО - ОФЗ, в результате которого были обоснованы и направлены руководителям Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации рекомендации о проведении реструктуризации части пакета ГКО - ОФЗ, находившегося в распоряжении Центрального банка Российской Федерации.

До самого последнего момента  правительство игнорировало все  предупреждения о надвигающейся  катастрофе, не предпринимая никаких  шагов, тем самым не исполняло  своих государственных обязанностей. Так продолжалось до того момента, пока не осталось средств на счетах правительства  и ЦБ для выполнения текущих платежей. С этого момента правительство  развернуло активную деятельность, принимая непродуманные, неадекватные решения, явно превышая свои полномочия.

Позже, созданная в соответствии с постановлением Совета Федерации  «Временная комиссия» по расследованию причин, обстоятельств и последствий принятия решений Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 года установила следующее: Решения от 17 августа принимались  С. В. Кириенко и С. К. Дубининым от имени соответственно Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации при участии Министра финансов РФ М. М. Задорнова и первого заместителя Председателя ЦБ РФ С. В. Алексашенко, а также А. Б .Чубайса и Е. Т. Гайдара, приглашенных в качестве экспертов Председателем Правительства Российской Федерации.

Временная комиссия установила, что подготовка и принятие  указанных  решений  проходили с грубыми  нарушениями. Проекты решений не проходили согласования в соответствующих  ведомствах, не обсуждались на заседаниях Правительства Российской Федерации  и Совета директоров Центрального банка  Российской Федерации. Фактически указанные  лица взяли на себя персональную ответственность  за принятые решения и их последствия. Временной комиссией установлено, что привлечение экспертов к  подготовке и принятию решений от 17 августа проводилось С .В. Кириенко без необходимых в таких случаях  мер по предотвращению несанкционированного разглашения конфиденциальной информации и ее использованию в коммерческих целях, а также в ущерб национальным интересам России. При этом доступ к информации о готовящихся решениях получили лица, заведомо заинтересованные в ее коммерческом использовании. В ходе подготовки решений от 17 августа А. Б .Чубайсом по согласованию с Председателем Правительства Российской Федерации и Председателем Центрального банка Российской Федерации без каких-либо утвержденных в установленном порядке директив и соблюдения необходимых требований национальной безопасности велись консультации с руководителями иностранных финансовых организаций, имеющих свои интересы на российском финансовом рынке. Им была передана информация конфиденциального характера, сознательно скрывавшаяся от российских участников рынка, представительных органов государственной власти, общественности. При этом не было принято необходимых мер, исключающих использование этой информации нерезидентами в коммерческих целях и в ущерб национальным интересам России. Таким образом, проекты государственных решений, таящие огромные негативные последствия для участников рынка, келейно обсуждались с представителями иностранных финансовых институтов, а российские инвесторы, представительные органы государственной власти, субъекты Российской Федерации дезинформировались руководителями Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в отношении проводимой ими политики и устойчивости финансового рынка. То есть при подготовке решений было допущено сознательное раскрытие конфиденциальной информации узкой группе заинтересованных лиц, включавшей руководителей некоторых коммерческих банков и представителей иностранных финансовых институтов, которые могли использовать эту информацию в коммерческих целях в ущерб другим участникам рынка и государственным интересам.

                                       Хронология кризиса.

Ниже приведена логическая цепь событий, приведших к кризису:

1. «Черный вторник» в октябре 1994 года и решение отказаться от эмиссионного кредитования бюджетного дефицита. Переход на финансирование бюджета за счет так называемых не инфляционных источников, то есть внешних и внутренних займов.

2.Раскручивание рынка ГКО плюс широкое использование казначейских обстоятельств. Пик применения этих денежных суррогатов пришелся  на конец 1995-1996 гг. Две трети налоговых поступлений в бюджет в апреле 1996 года было представлено этими бумажками. Опасность «пирамиды» ГКО  к августу 1996 года стала очевидной. Все это были попытки увернуться от жестких требований стабилизации. Правительство медлило с решительными действиями, Дума же прямо противодействовала. Налоги стали собираться хуже. Попытка дать Госналогслужбе повышенное задание на 1997 год (до 15% ВВП) - явная ошибка. Не было понимания важности организационно-технической работы в этом ведомстве. Не было и реалистичной оценки возможностей улучшения сбора налогов. ГКО оказались самым простым выходом в данный момент. О последствиях в целом стали задумываться только осенью 1996 г. Погашение инфляции не за счет сбалансированного бюджета, а в результате роста государственного долга привело к отсроченной инфляции. То, что произошло в августе 1998 г. первый ее взрыв.

3.Начало 1997 года - либерализация рынка ГКО, расширение допуска на него нерезидентов. «Горячие деньги» устремляются в Россию. К середине лета доля нерезидентов на рынке ГКО достигла 30%, в результате доходность последних упала до 18-20% годовых, снизились процентные ставки. Экономика «задышала».

4.Март 1997 года  - обновление состава Правительства РФ, приход в него А. Б. Чубайса и Б. Е. Немцова, что позволило говорить о Правительстве «молодых реформаторов». Один из первых шагов – «урезание» на 30% только что с трудом  утвержденного нереального бюджета. Шаг, вызванный ощущением опасности грядущего кризиса, встреченный в штыки практически всеми. Принятые «молодыми реформаторами» меры могли  дать «плоды», если бы они быстро добились существенных успехов и получили поддержку не только Президента РФ, но и общества. Увы, краткосрочный успех в сокращении задолженности по зарплате и пенсиям, достигнутый как условие дальнейшей поддержки Президента РФ, только затянул долговую «петлю», заставив отложить решение главных задач по предотвращению кризиса.

5. Июль 1997 года - аукцион по «Связьинвесту» и начало информационной «войны» олигархов против А.Б. Чубайса и Б.Е. Немцова. Главный итог - потеря доверия к реформаторам, к их порядочности и готовности служить обществу.

6.Осень 1997 года - полный отказ «левой» Думы от сотрудничества с Правительством «молодых реформаторов», в том числе с учетом итогов информационной «войны».

7.Ноябрь 1997 года -  до России докатываются первые отзвуки «азиатского» кризиса. Миссия МВФ отказывается одобрить очередной транш займа на том основании, что до сих пор не учитывались растущие долги бюджетных организаций за газ, энергию, тепло, а исполнение бюджета оценивалось только по фактическим ассигнованиям без учета роста его долгов. Задержка транша - это еще один толчок к потере доверия Правительству РФ. Начала расти доходность  - до 40%. ЦБР ради стабильности курса рубля отказывается поддерживать рынок ГКО. Процентные ставки поползли вверх, начался отток капитала. Ясно, что наметившийся прорыв к экономическому росту не состоится. Напротив, проблема государственного долга, ранее ослабленная  притоком зарубежных «горячих денег», теперь из-за этого же будет обостряться.

8.Весна 1997 года - крах банковской системы в Чехии, осень 1997 года - в Малайзии и Таиланде, начало 1998 года - удары кризиса настигают Южную Корею, Японию и Индонезию, летом - Россию, в начале 1999 года - Бразилию.

9.В декабре 1997 года стоимость обслуживания рынка ГКО-ОФЗ превысила поступления от их реализации. Как раз в этот момент Центральный банк РФ перешел к осуществлению третьего этапа «либерализации» порядка инвестирования средств нерезидентов на рынке ГКО - ОФЗ (принятой Советом директоров Центрального банка Российской Федерации в апреле 1997 года). При этом с 1 декабря 1997 года Центральный банк Российской Федерации отказался от операций по поддержанию рынка ГКО - ОФЗ. Сразу же после такого решения эффективность выпуска ГКО - ОФЗ в декабре 1997 года впервые стала отрицательной. Министерство финансов Российской Федерации вынуждено было выделить из федерального бюджета средства, необходимые для обслуживания облигационного долга, в сумме около 600 млрд. рублей. Фактически с этого времени рынок ГКО – ОФЗ стал работать только на погашение ранее выпущенных облигаций.

10. Март 1998 года - отставка В. Черномырдина, которая, казалось, была осуществлена в интересах реформаторов, но первый ее результат - шанс для «левого» парламента усилить давление на исполнительную  власть. И С. В. Кириенко вынужден был пойти  на уступки. Тогда уже стало предрешенным вхождение коммунистов в Правительство, чтобы добиться сотрудничества с Думой. Политическая стабильность была подорвана.31 Марта курс рубля по отношению к доллару США – 6.106 руб. за 1 дол.

11.12 мая 1998 года - начинается обвал на финансовых рынках. По мнению специалистов, помимо правительственного кризиса ему способствовали заявления председателя Счетной палаты о целесообразности одностороннего прекращения платежей по долгам, постановление Думы об уменьшении доли иностранных инвесторов капитале РАО ЕЭС. Стремительно растет доходность ГКО, достигая 70-80%,потом 100% и более. Правительство предпринимает меры для спасения положения, восстановления доверия со стороны инвесторов. Готовится и публикуется антикризисная программа, начинаются переговоры с МВФ о крупном дополнительном займе, в основном на пополнение тающих валютных резервов, чтобы уравновесить их с краткосрочными обязательствами и убедить инвесторов в способности России платить по ним. Одновременно каждую среду на очередных аукционах ГКО Минфин РФ вынужден отказываться от размещения новых облигаций из-за их высокой доходности и вместо рефинансирования старых обязательств погашать часть их из бюджета. Берется долг на еврорынке под все более высокий процент, разменивая внутренний долг на внешний. В итоге внешний долг самой России (без СССР) за короткий срок увеличивается вдвое. Переговоры с МВФ идут трудно. Фонд поначалу настаивает на том, чтобы жесткие меры, предпринимаемые для преодоления кризиса, были,  как знак национального согласия одобрены Парламентом, однако последний отвергает почти все законопроекты Правительства РФ, особенно налоговые. Дальнейшее обострение кризиса доверия сдерживается только слухами о близком соглашении с МВФ по займу на 10-12 млрд. долларов США. 1 Июня курс рубля по отношению к доллару США – 6,164  руб. за 1 дол.                           

12.В конце июля 1998 года Россия получает первый транш - 4,8 млрд. долларов. Правительство и ЦБР ожидали передышки на 2-3 месяца. Однако она продлилась всего 8-10 дней. Настало время принимать крайние меры, поскольку было ясно, что дальше удерживать сложившуюся ситуацию бессмысленно. Кризис переходил в открытую фазу. 1 Августа курс рубля по отношению к доллару США – 6,241 руб. за 1 долл.                                           

13.13 Августа 1998 года - резкое падение котировок государственных ценных бумаг на фондовых рынках.

14.17 Августа 1998 года - Правительство Кириенко объявляет об отказе платить по ГКО и замораживанию внутреннего долга. Одновременно Правительство запрещает российским компаниям и банкам проводить выплаты по долгам западным кредиторам.23 Августа - Президент Ельцин отправляет в отставку правительство Кириенко и назначает исполняющим обязанности председателя Правительства Виктора Черномырдина. 23 Августа курс рубля по отношению к доллару США – 7,005 руб. за 1 долл.

15.1 Сентября 1998 года - ЦБ РФ отказался от поддержания верхней границы валютного коридора, установленного 17 Августа в 9,5 рублей за доллар.

16.3 Сентября  1998 года - депутаты Государственной Думы приняли постановление, в котором просили Виктора Черномырдина добровольно отказаться от поста председателя Правительства. Исполняющий обязанности министра промышленности и торговли Юрий Маслюков направил президенту Ельцину письмо с просьбой об отставке. 3 Сентября курс рубля по отношению к доллару США – 12,8198 руб. за 1 дол.

17.7 Сентября - ассоциация российских банков потребовала смены руководства ЦБ РФ. Председатель ЦБ РФ Сергей Дубинин направил президенту Ельцину письмо с прошением об отставке. Исполняющий обязанности председателя ЦБ РФ стал первый заместитель Дубинина - Сергей Алексашенко. 7 Сентября курс рубля по отношению к доллару США – 16,99 руб. за 1 долл.

18.8 Сентября - налоговые счета 50 крупнейших компаний распоряжением правительства переводятся в ЦБ, Федеральное казначейство, Сбербанк РФ и Внешторгбанк. Правительство разрешило 14 российским нефтяным компаниям и РАО «Газпром» платить налоги в валюте. 9 Сентября курс рубля по отношению к доллару США – 20,825 руб. за 1 долл.

19.Государственная Дума второй раз отклонила кандидатуру Виктора Черномырдина на пост председателя правительства. Создавшийся тупик был чреват резким обострением политической обстановки, причем сразу после начала тяжелейшего экономического кризиса. Власть шатается.

20.11 Сентября - Государственная Дума утвердила Евгения Примакова председателем правительства РФ. Государственная Дума утвердила Виктора Геращенко председателем ЦБ РФ. По просьбе Геращенко Государственная Дума отправила в отставку совет директоров ЦБ РФ. Андрей Кокошин снят с должности секретаря Совета безопасности РФ. 11 Сентября курс рубля по отношению к доллару США – 12,8749 руб. за 1 долл.

21.14 Сентября - первым вице-премьером назначен Юрий Маслюков, Игорь Иванов назначен министром иностранных дел РФ, Игорь Сергеев назначен министром обороны, Сергей Степашин назначен министром внутренних дел, Сергей Шойгу назначен министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

22.15 Сентября - сформирована рабочая группа для проведения переговоров с западными кредиторами во главе с заместителем министра финансов Михаилом Касьяновым. 17 – 25 Сентября пул крупнейших западных банков, работавших в России, решили создать кредиторский комитет держателей российских ГКО-ОФЗ.25 Сентября курс рубля по отношению к доллару США – 15,6099 руб. за 1 долл.

 

Банковский кризис - главная составляющая кризиса августа 1998 года. 
 
Как было показано выше, причины кризиса лежат в сфере государственного регулирования экономики и в не эффективной работе банковской системы. Банковская система во многом сама ответственная за кризис, в результате кризиса понесла наибольший урон. 
Под банковским кризисом традиционно понимается устойчивая неспособность значительного числа банков выполнять свои обязательства перед клиентами, которая выражается в нарушении условий расчетно-кассового обслуживания, обязательств перед вкладчиками, держателями банковских обязательств, в банкротстве и ликвидации банковских учреждений. Чем больше банков охвачено кризисом, тем тяжелее его экономические последствия. Если же серьезные трудности начинают испытывать банки, на которые приходится основной объем банковских операций, то кризис можно считать системным, то есть угрожающим существованию всей банковской системы. 
Российский банковский кризис похож на «традиционные» банковские кризисы поскольку:  
1. Резко ухудшилась платежеспособность банков, возросло число банкротов. Если в первой половине 1998года  доля проблемных банков (к проблемным банкам относятся банки, испытывающие серьезные финансовые трудности и находятся в критическом финансовом положении) составляла 30% численности банковского сообщества, то в результате кризиса к 01.10.98 году она увеличилась, почти до 50% и в них было сосредоточено около 40-45% банковских активов. Число коммерческих банков сократилось на 13%. По данным председателя ЦБ РФ В. Геращенко на начало 1999 года в России действовало 480 проблемных банков (32,8%), на начало же декабря 1999года их число уменьшилось до 238 (17,5%). 
2. Значительно уменьшилась стоимость банковских активов, что было вызвано обесцениванием ценных бумаг. Активы российских банков сократились с 20% ВВП (янв.1998) до 15% (янв.1999, при «снятии» эффекта переоценки валютных кредитов, они оценивались всего в 9,6% ВВП). 
3. В ходе кризиса население и предприятия изъяли существенную часть своих сбережений из банковской системы. 
4. Российскую экономику поразил масштабный кризис, приведший к крупным потерям, как предприятий, так и бюджетной сферы. 
 
Российский банковский кризис 1998 года, несомненно, является системным и стал наиболее глубоким потрясением для банковской системы страны и для экономики в целом. Кроме того, кризис 1998 г. проявился в убыточности многих российских банков и потере банковской системой существенной части своего капитала. 
Кризис 1998 года стал результатом как внешних для российской банковской системы финансовых потрясений: фактическое банкротство государства, резкая девальвация национальной валюты и разрушение финансовых рынков, так и ее внутренних структурных слабостей: провалы и ошибки менеджмента, низкий уровень капитализации, неадекватная оценка и учет рисков, слабое развитие непосредственно банковского бизнеса. Масштабы потерь российских банков во второй половине 1998 года оцениваются в 50-60% капитала банковской системы (2-3% ВВП). 
Девальвация российского рубля привела к повышению уровня курсового риска для российских банков - размер активов банковской системы достиг 39% ВВП (на 1 января 1999 г.); оценка валютных активов банков по курсу на начало 1998 г. дает их сокращение до 22% ВВП. Столь резкая разница в значениях двух показателей демонстрирует уровень долларизации балансов российских банков. Этот факт означает, что, во-первых, доходы банков находятся в сильной зависимости от динамики курса доллара и повторение ситуации середины 1995 года  может оказать существенное негативное воздействие на их финансовое положение, во-вторых, валютные доходы имеют в немалой степени «бумажный» характер, поскольку основываются на переоценке, а не на реальных финансовых результатах. 
Отказ правительства от обслуживания внутреннего государственного долга привел к резкому ухудшению качества активов и показателей ликвидности банковской системы, в результате многие банки, проводившие отнюдь не рискованную кредитную политику, попали в тяжелое финансовое положение. 
Основным источником потерь для российских банков стали их операции на рынке валютных государственных облигаций. 
Существенный фактор развития российского кризиса - проблема внешней задолженности банковской системы. Прекращение внешнего финансирования во 2 квартале 1998 года и отрицательное внешнее финансирование, (отток капитала) начиная с 3 квартала, поставили перед российскими банками труднейшую задачу поиска достаточного объема ликвидных ресурсов, а девальвация рубля и подрыв доверия к банкам сделали ее неразрешимой. 
Тот факт, что в России кризис случился несколько позже, чем в других странах с рыночной экономикой, объясняется тем, что в отличие от стран Восточной Европы российская банковская система имела больше возможностей для экстенсивного развития. Болезненность банковского кризиса обусловлена тем, что он ударил не столько по предприятиям, сколько по населению.        

Информация о работе Мировой финансовый кризис 1998 года