Контрольная работа по "Финансовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 01:07, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях развитие России как федеративного государства с рыночной формой экономики органически связано с бюджетной деятельностью и ее правовым механизмом. Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право России. Осуществление государством своих функций требует строгой регламентации отношений в области финансовых доходов и расходов. Для этого государство на законодательном уровне регулирует отношения, складывающиеся в процессе поступления, обращения, перераспределения и использования своих денежных средств.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 45.15 Кб (Скачать файл)

1.Содержание стадии рассмотрения проекта бюджета. Стадия утверждения бюджета. Понятие и содержание исполнения бюджета.

В современных условиях развитие России как федеративного  государства с рыночной формой экономики  органически связано с бюджетной  деятельностью и ее правовым механизмом. Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право России. Осуществление государством своих функций требует строгой регламентации отношений в области финансовых доходов и расходов. Для этого государство на законодательном уровне регулирует отношения, складывающиеся в процессе поступления, обращения, перераспределения и использования своих денежных средств.

Бюджетное право - это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность установленных государством общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные общественные отношения, складывающиеся в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

Следовательно, предмет бюджетного права - это совокупность возникающих вследствие государственного учреждения, закрепления или регулирования общественных отношений в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

Общественные отношения, входящие в предмет бюджетного права, многообразны и классифицируются в  обособленные группы, возникающие относительно:

- установления доходных источников  бюджетов всех уровней;

- расходования бюджетных денежных  средств;

- межбюджетного регулирования;  бюджетного процесса;

- осуществления бюджетного контроля;

- установления оснований ответственности  за нарушения бюджетного законодательства.

Предмет бюджетного права  находится в постоянной динамике. Правовое регулирование бюджетных  отношений во многом зависит от воли государства. Так, увеличение роста  правонарушений в сфере образования  и расходования бюджетных фондов повлекло необходимость включения  законодателем в БК РФ охранительных  норм, устанавливающих ответственность  за нарушение бюджетного законодательства, и, как следствие, предмет бюджетного права пополнился новым атрибутивным элементом.

Качественную сторону  бюджетных отношений отражают методы правового регулирования, поскольку  позволяют судить о характере  внутригосударственных взаимоотношений.

Поскольку бюджетное право  составляет часть финансового права, то задачей бюджетно-правовых методов  является выявление сущности, пределов и особенностей «преломления» методов  финансового права относительно регулирования бюджетных отношений.

Конституционное оформление России как федеративного государства  и признание самостоятельности  местного самоуправления определяют наличие  взаимоотношений между звеньями бюджетной системы РФ, базирующихся на правовых основах. В результате своего развития бюджетные отношения объективно требуют государственного регулирования  и становятся правоотношениями. Бюджетные  отношения обусловлены фактом существования  государства, поэтому внешне выражаются в тех формах, которые им определяет государство. В федеративном государстве  особую важность приобретают одинаковое понимание и реализация сущности бюджетных отношений, как на общефедеральном  уровне, так и субъектами РФ и  муниципальными образованиями, что  возможно только в условиях правового  оформления отношений бюджетной  сферы. Правовое оформление бюджетных  отношений означает их публичное  рассмотрение через систему представительных органов всех уровней, что позволяет  осуществлять гарантии построения бюджетной  системы на реальных федеративных началах, а не на декларативных. Именно правовая регламентация привносит в бюджетные  отношения устойчивость и гарантированность  от простого случая и произвола. В  результате правового регулирования  бюджетные отношения развиваются  как результат предметной деятельности государства.

Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями, которые отличаются от финансовых правоотношений более узкой сферой применения.

Таким образом, бюджетные  правоотношения -- это вид общественных отношений, в которых посредством специальных методов реализуется установленная или санкционированная государственной волей система финансово-правовых норм в конкретные правоотношения относительно взаимодействия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в бюджетной деятельности.

БК РФ не дает определения  бюджетных правоотношений. Статья 1 рассматривает бюджетные правоотношения в аспекте объектов регулирования  БК РФ и построена по принципу перечисления. Бюджетные правоотношения складываются не только на основании норм БК РФ. Значительное количество бюджетных правоотношений возникает на основе ежегодно принимаемых  законов (решений) о бюджетах разных уровней, указов и распоряжений Президента РФ, нормативных правовых актов федеральных  органов исполнительной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

На определенных стадиях  бюджетной деятельности в бюджетные  правоотношения вовлекаются все  субъекты бюджетного права. Объекты  бюджетных правоотношений также  разнообразны и включаются в сферу  правового регулирования в строгом  соответствии с бюджетно-правовыми  стадиями.

Возникают бюджетные правоотношения только на основе нормативного акта -- закона о бюджете на очередной финансовый год. Финансовый год -- это период, в течение которого действует утвержденный бюджет. В Российской Федерации финансовый год равен 12 месяцам. Так как закон о бюджете действует один год, то все бюджетные правоотношения носят периодический характер, т. е. действуют тоже один год.

Сферой возникновения  всех бюджетных правоотношений является бюджетная деятельность государства  и муниципальных образований. В  бюджетной сфере государство  посредством права устанавливает  виды доходов бюджетов, порядок их аккумулирования, определяет способы  использования и методы распределения  бюджетных средств и т. д.

Бюджетные правоотношения охватывают совокупность денежных отношений, связанных с аккумулированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов соответствующего территориального уровня в целях финансового обеспечения  задач и функций конкретной территории.

Классификация бюджетных  правоотношений возможна по различным  основаниям. Исходным основанием, определяющим критерием классификации бюджетных  правоотношений является трехзвенная  структура бюджетной системы  РФ, которая обусловливает деление  бюджетных правоотношений на бюджетные  правоотношения относительно федерального бюджета, бюджетные правоотношения относительно бюджетов субъектов РФ, бюджетные правоотношения относительно бюджетов муниципальных образований. Каждый из перечисленных видов обладает самостоятельностью и имеет свою специфику правового регулирования, обусловленную правовым статусом той  территории, внутри которой он складывается.

Федеративное устройство Российской Федерации является критерием  для подразделения бюджетных  правоотношений на вертикальные и горизонтальные. Первые опосредуют связи между Российской Федерации в целом, субъектами РФ и муниципальными образованиями, как правило, на основе субординации. Вторые отражают связи между равноправными по юридическому статусу территориями: субъектами РФ относительно друг друга или муниципальными образованиями соответственно. В условиях федеративного государства вертикальные бюджетные связи являются преобладающими. Подобная классификация, проведенная по соотношению правового статуса участников бюджетных правоотношений, позволяет, как бы в срезе увидеть все виды бюджетных взаимоотношений.

В свою очередь, вертикальные бюджетные правоотношения по конституционному статусу участников подразделяются на отдельные виды. Здесь отграничиваются  отношения в бюджетной сфере  между государственными территориальными образованиями, а также между  государственными и муниципальными территориальными образованиями. Выделенные группы бюджетных отношений называются межбюджетными правоотношениями.

Межбюджетные правоотношения отличаются от всей совокупности бюджетных  правоотношений более узким кругом участников -- в них вступают только Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Количественный состав участников бюджетных правоотношений позволяет выделить двухсторонние и многосторонние бюджетные правоотношения.

По объекту правового  регулирования выделяются имущественные  и неимущественные, а также отделимые  и неотделимые от материального  содержания бюджетные правоотношения. Субъекты бюджетного правоотношения принимают  участие в распределении доходов  и расходов между различными видами бюджетов, являются участником бюджетного процесса либо получают из бюджета  денежные средства в форме бюджетного финансирования или бюджетного кредитования. Субъекты бюджетного правоотношения обладают одним или несколькими одновременно из перечисленных выше оснований.

Важное место среди источников бюджетного права занимает БК РФ, принятый впервые в истории Российской финансовой деятельности в 1998 году. БК РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Предметом регулирования БК РФ являются отношения, возникающие между:

1) субъектами бюджетных правоотношений  в процессе формирования доходов  и осуществления расходов бюджетов  всех уровней бюджетной системы  РФ и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, осуществления  государственных и муниципальных  заимствований, регулирования государственного  и муниципального долга;

2) субъектами бюджетных правоотношений  в процессе составления и рассмотрения  проектов бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ, утверждения  и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением.

БК РФ состоит из пяти частей, включающих 28 глав. БК РФ устанавливает 

Впервые в Российской правовой системе в структуру бюджетного законодательства включены нормы, регулирующие кредитные отношения с участием государства и муниципальных  образований. Отдельные главы БК РФ посвящены государственному и  муниципальному долгу, государственным  кредитам, предоставляемым Российской Федерацией иностранным государствам, а также долгу иностранных  государств перед РФ.

Среди источников бюджетного права большое место занимают нормативные финансово-правовые акты субъектов РФ. Наделение субъектов  РФ правом осуществлять правотворчество  в принятии бюджетных законодательных  актов является новеллой Конституции  РФ (ч. 4 ст. 76) и обусловлено их правовым статусом, а также разграничением бюджетной компетенции между  Российской Федерацией и субъектами РФ.

Принципиальная специфика  бюджетного правотворчества регионального  уровня проявляется в объеме регулируемых бюджетных отношений, круге лиц, на которых распространяется действие нормативного акта, структуре и содержании актов, методах правового регулирования. Законодательные акты субъектов  РФ должны соответствовать законодательству РФ и обеспечивать правовое регулирование  бюджетных отношений как в  сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (основ  бюджетной деятельности местного самоуправления), так и относительно собственных  предметов ведения.

В настоящее время нормы  бюджетного права на уровне субъектов  РФ развиваются весьма стремительно и получают свое закрепление, как  в учредительных, так и специализированных законах по вопросам бюджетной компетенции субъектов РФ.

В большинстве субъектов  РФ существует законодательно установленный  особый порядок внесения бюджетных  законопроектов на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Многие субъекты РФ законодательно установили, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта РФ, о выпуске региональных займов, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет регионального бюджета, могут быть внесены в законодательный (представительный) орган субъекта РФ только при наличии заключения высшего исполнительного органа государственной власти (главы этого органа) субъекта РФ.

Наиболее строго осуществляется внесение бюджетных законопроектов в тех регионах, конституции (уставы) которых требуют именно положительного заключения главы администрации  субъекта РФ. В случае отклонения проекта  бюджетного закона главой администрации  проект в прежней редакции может быть рассмотрен законодательным (представительным) органом, но для его принятия требуется уже квалифицированное большинство голосов (т. е. не менее двух третей от общего числа депутатов). В случае внесения бюджетного законопроекта в измененной редакции он рассматривается как вновь принимаемый акт.

Федеративное устройство России обусловливает участие субъектов  РФ в разработке и принятии федеральных  законов по вопросам бюджетной деятельности, поэтому объектами законотворческого процесса регионального уровня являются не только законодательные акты соответствующего уровня, но и проекты федеральных бюджетных законов.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовое право"