Контрольная работа по «Финансовое право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 23:31, контрольная работа

Краткое описание

2вопрос Характеристика финансовых правоотношений
10 вопрос Правовой статус Счетной палаты РФ

Вложенные файлы: 1 файл

финансовое право.docx

— 123.81 Кб (Скачать файл)

3)открытие и ведение банковских  счетов физических и юридических  лиц. 

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, которая  имеет право осуществлять отдельные  банковские операции, предусмотренные  в законодательстве. Иностранный  банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Кредитные организации по кругу  совершаемых банковских операции и  других сделок, по территории своей  деятельности, по организационно-правовой форме, по источникам формирования уставного  фонда и иным критериям значительно  отличаются друг от друга.

Правоотношения в банковской деятельности вытекают из определённых в ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности»  банковских операций:

1) привлечение денежных средств  физических и юридических лиц

2) размещение указанных средств  от своего имени и за свой  счёт

3) открытие и ведение банковских  счетов физических и юридических  лиц

4) осуществление расчётов по  поручению физических и юридических  лиц, в т.ч. банков-корреспондентов,  по их банковским счетам

5) инкассация денежных средств,  векселей, платёжных и расчётных  документов и кассовое обслуживание  клиентов

6) купля-продажа иностранной валюты  в наличной и безналичной формах

Кредитные организации приобретают  статус юридического лица с момента  их государственной регистрации. Вновь  созданной кредитной организации  могут быть выданы следующие виды лицензий:

1) на осуществление банковских  операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады  средств физических лиц) 

2) на осуществление банковских  операций со средствами в рублях  и иностранной валюте (без права  привлечения во вклады средств  физических лиц) 

3) на привлечение во вклады  и размещение драгоценных металлов. Данная лицензия выдаётся ЦБ  РФ по согласованию с Минфином  РФ.

Особое положение среди органов, осуществляющих финансовую деятельность занимает Центральный Банк РФ. Правовой статус Банка России определён ФЗ от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ «О Центральном  Банке РФ». Как один из участников правоотношений он создаёт в субъектах  Федерации территориальные учреждения в соответствии с указанным законом, Положением о территориальных учреждениях  Банка России, утверждённым Советом  директоров Банка России и подписанным  председателем Центрального банка  РФ 29 июля 1998 г. № 46-П. Территориальными учреждениями Банка России являются его главные управления в краях, областях и автономных округах, а  также в городах федерального значения.

В Законе о ЦБ определены органы управления и их полномочия. В аппарате т.о. создаются  департаменты, управления, отделы.

Основными целями деятельности Банка  России является защита и обеспечение  устойчивости рубля, в т.ч. его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы  РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчётов. Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства  РФ. Председатель Банка участвует  в заседаниях Правительства. Банк России вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными  нормативных правовых актов федеральных  органов государственной власти субъектов Федерации и о.м.с.у.

В связи с переходом к рыночным отношениям, ликвидации государственной  монополии в различных сферах общественной жизни, переходом на новые  правоотношения, государственное регулирование  общественным развитием приобретает  особое значение. Государство регулирует правоотношения в части банковской деятельности разными методами и  способами, различными НПА. В первую очередь, это, конечно Конституция  РФ, которая установила важнейшие  принципы функционирования банковской системы в России, в частности  определив особое положение ЦБ РФ (ст. 71, 75). Значительную роль, например, в регулировании банковских правоотношений играет такой неэкономический метод  регулирования, как лицензирование, ведь предоставлять услуги могут  только те банки, которые обладают лицензией. В структуре Банка России создан специальный Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самое время сделать некоторые  выводы о проделанной работе. Итак, предметом данной курсовой работы было изучение, анализ и систематизация видов финансовых правоотношений. Кроме  того, в Первой Главе мы затронули  и некоторые их признаки и понятие, сущность самого правоотношения.

Финансово-правовые отношения возникают  в связи с тем, что соответствующие  субъекты осуществляют финансовую деятельность государства и местного самоуправления, т.е. деятельность, направленную на создание, распределение и использование  денежных средств и эта деятельность регулируется нормами финансового  права. Каждый вид финансового правоотношения имеет свою цель, т.е. регулирование  отношений в соответствующей  области финансового права.

Мы выяснили, что финансовые правоотношения, вне зависимости от их вида, в  юридической литературе подразделяют на материальные и процессуальные. Особенно чётко это деление можно  установить в бюджетных и налоговых  правоотношениях.

В данной работе были представлены такие  виды финансовых правоотношений как:

1) бюджетные правоотношения;

2) налоговые правоотношения;

3) правовые отношения по страхованию; 

4) валютные правоотношения;

5) правоотношения в области банковской  деятельности.

Всем названным выше финансовым отношениям присущи особенности, которые  и являются основанием для разделения их на отдельные самостоятельные  виды. Эти особенности характеризуют  их субъективный состав; объекты, по поводу которых возникают и т.д. Поэтому  указанные виды финансовых отношений  урегулированы нормами отдельных  подотраслей, разделов, институтов финансового  права.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской  Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская  газета от 25 декабря 1993 г. N 237.

2. Гражданский кодекс  Российской Федерации. - М.: ЗАО «ГроссМедиа  Ферлаг», 2004. - 384 с.

3. Налоговый кодекс Российской  Федерации. Часть 1. Часть 2. СПб.: «Издательский дом Греда», 2001.

4. . Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // Собрание  законодательства Российской Федерации  от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823.

5. Федеральный закон от 23 декабря  2003 г. N 181-ФЗ "О внесении изменений  и дополнений в Федеральный  закон "О банках и банковской  деятельности" // Собрание законодательства  Российской Федерации от 29 декабря  2003 г. N 52 (часть I) ст. 5033

6. Федеральный закон от 23 декабря  2003 г. N 180-ФЗ "О внесении изменения  в статью 69 Федерального закона "О  Центральном банке Российской  Федерации (Банке России)" // Собрание  законодательства Российской Федерации  от 29 декабря 2003 г. N 52 (часть I) ст. 5032

7. Федеральный закон от 10 декабря  2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании  и валютном контроле" // Собрание  законодательства Российской Федерации  от 15 декабря 2003 г. N 50 ст. 4859.

8. Положение ЦБ РФ от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации  наличного денежного обращения  на территории Российской Федерации" // См.: Вестник Банка России. 1998. N 1.

9. Винницкий Д. В. Категория  "финансовая деятельность государства"  в науке российского финансового  права // Государство и право. - 2003. - N 2.

10. Финансовое право: Учебник  / Отв. Ред. Н.И. Химчива. 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Юристъ, 2002 - 600 с.

11. Финансовое право: учеб. Под  ред. О.Н. Горбуновой, 2 изд. М.: Юристъ, 2000. с. 365

12. Финансовое право в вопросах  и ответах: учеб. Пособие / отв.  Ред. Е.Ю. Грачёва. - 2е изд., перераб.  И доп. - М.: ЬК Велби, изд-во Проспект, 2006. с. 229

13. Общая теория финансов. - М.: "Банки  и биржи", Издательское объединение  "ЮНИТИ", 2004.

Понятие и признаки финансовых правоотношений

2.                 Виды финансовых правоотношений:                       

 бюджетные правоотношения                       

 налоговые правоотношения                       

 отношения по страхованию                       

 валютные правоотношения                       

 правоотношения в области  банковской деятельности

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

 

В науке финансового права содержатся различные определения финансово-правовых отношений. Это правоотношение можно  определить как общественное отношение, возникающее при создании, распределении, использовании фондов денежных средств  и урегулированное нормами финансового  права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами  и обязанностями.

М.В. Карасёва, например, отмечает, что  «финансовое правоотношение есть общественное отношение, основанное на финансово-правовой норме, являющееся, в сущности, экономическим  отношением, возникающим в сфере  финансовой деятельности государства  и муниципальных образований, имеющим  властно-имущественный характер и  выражающим публичные интересы».

Общим в определениях финансового  правоотношения является указание на сферу их возникновения, наличие  у его участников соответствующих  юридических прав и обязанностей, предусмотренных нормами финансового  права. Как и любое другое правоотношение, эти отношения возникают между  определёнными субъектами и отличаются многообразием видов. Каждый вид  имеет содержание, раскрывающееся через  соответствующие юридические права  и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, вид  финансового правоотношения имеет  специфические признаки, обусловленные  особенностью сферы их возникновения. Финансовые правоотношения всегда являются имущественными денежными отношениями, ибо они возникают только по поводу денежных средств.

Данная работа будет представлена в следующем виде: в первой главе  мы поподробнее остановимся на понятии  и особенностях финансовых правоотношений, присущих только им. На наш взгляд это  необходимо, т.к. без основных понятий  и их сущности невозможно раскрыть виды. Всё взаимосвязано. Вторая глава  будет посвящена непосредственно  видам финансовых правоотношений, что  и будет отражать суть работы.

Задачей данной курсовой работы будет  являться обстоятельное изучение темы, раскрываться, которая будет согласно содержанию.

Тема, на наш взгляд, весьма актуальна. Это обусловлено тем, что в  настоящее время в науке финансового  права существует ряд видов данных правоотношений, а также сложностью их регулирования и целью нашей  работы является раскрытие и систематизация представленных в ней видов. Кроме  того, тема предполагает плотное изучение Законодательства о каждом виде правоотношений.

1. Понятие и особенности  финансовых правоотношений

 

Для раскрытия в полной мере всех видов финансовых правоотношений необходимо раскрыть саму их сущность, т.е. ответить на вопросы для чего, зачем и  по каким основаниям возникают соответствующие  правоотношения. В данной главе мы попытаемся определить, что же это  такое и какие отличительные  особенности им присущи.

В различных источниках по финансовому  праву существует ряд определений, однако, на наш взгляд, следующее  будет наиболее содержательным. Финансовые правоотношения – это урегулированные  нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают  как носители юридических прав и  обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Правовая урегулированность этих отношений необходима для достижения целей, поставленных государством и  органами местного самоуправления в  области финансовой деятельности. Именно будучи урегулированными нормами финансового  права отношения, становятся финансово  правовыми, т.е. возникают на основе норм финансового права, их участники  находятся во взаимной связи через  субъективные юридические права  и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.

Следует, однако, иметь в виду, что  в процессе финансовой деятельности государства возникают также  отношения, не нуждающиеся в правовой регламентации (напр. При осуществлении  организационной, подготовительной, информационной, аналитической, массово-разъяснительной  и иной деятельности государственных  органов и органов м.с.у.). Однако именно финансово-правовые отношения  выражают основное содержание этой деятельности, придают ей целенаправленность и  четкую организованность. Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Только при взаимосвязанных  юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется  мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение  государством и органами м.с.у. запланированных  доходов, их распределение и использование  соответственно намеченным программам и планам. Т.о. выясняем, что финансовые правоотношения обязательно должны быть формально определены и закреплены правом.

Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют  и особенности. Основная особенность, которая определяет и другие отличительные  черты финансовых правоотношений, заключается  в том, что они возникают в  процессе планового образования, распределения  и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов я доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства  и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, имеющих  публичный характер, так как возникают  по поводу денежных средств, точнее —  финансовых ресурсов государства и  муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности. Такой  объект правоотношений налицо, например, при возникновении их между государством и предприятиями в случаях  внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований; при оказании финансовой помощи органом государственного управления подведомственным организациям, между  Центральным банком РФ и Правительством РФ при использовании банковского  кредита для покрытия бюджетного дефицита; между государством или  и органами местного самоуправления и гражданами в связи с уплатой  налогов и т.д.

Информация о работе Контрольная работа по «Финансовое право»