Государственное регулирование сферы банковских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 00:23, курсовая работа

Краткое описание

Исследование теоретических основ правового обеспечения стабильности рынка банковских услуг предполагает раскрытие ряда таких основополагающих понятий, как "правовое обеспечение", "государственное управление", "государственное регулирование", "банковское регулирование", средства, с помощью которых достигается устойчивость в рассматриваемой области, а также собственно понятие того объекта, на который направлено использование перечисленных выше понятий, т.е. "рынок банковских услуг".

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы государственного регулирования банковских услуг в национальной экономике.
Введение……………………………………………………………………………………..…….2-3
1.1 Понятие и сущность банковских услуг ……………………………………………………..4-7
1.2 Классификация банковских услуг …………………………………………………………. 7-8
1.3 Понятие и сущность государственной политики в сфере банковских услуг………… ...9-13
1.4 Зарубежный опыт регулирования банковских услуг …………………………………...13-17
Глава II. Анализ состояния денежного регулирования банковских услуг в НЭ.
2.1 Нормативно-правовая база банковских услуг ……………………………………...……17-21
2.2 Органы, регулирующие деятельность банковских услуг …………………………...…..21-25
2.3 Анализ структуры и динамики банковских услуг……………………………...………..25-29
ГлаваIII. Проблемы и перспективы развития банковских услуг.
3.1 Проблемы регулирования сектора банковских услуг…………………………………...29-31
3.2 Перспективы сектора банковских услуг………………………………………………….32-33
Список литературы…………………………………………………………………………..…….34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая регулирование банк. услуг.docx

— 184.20 Кб (Скачать файл)

Другие Федеральные законы регулируют отдельные аспекты деятельности кредитных организаций. Главными из них на сегодня являются ФЗ «О банках и банковской деятельности», а также «О Центральном банке Российской Федерации». Второй закон имеет особенное значение, поскольку именно ЦБ является главным регулирующим органом финансового рынка страны, и его позиция и полномочия очень существенно влияют на развитие коммерческой банковской деятельности в целом.

Другие Федеральные законы также частично регулируют кредитные  отношения, некоторые их пункты включают такие правила и нормы:

  • Закон «О бухгалтерском учете»;
  • Закон «Об ипотеке»;
  • Закон «О кредитных историях»;
  • Закон «Об исполнительном производстве»;
  • Закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

К важным нормативно-правовым документам в сфере кредитования относятся также Положения Центрального Банка России. Они более детально регулируют все области деятельности финансовых организаций: порядок предоставления ссуд клиентам финансовых организаций  и их оформление, порядок самой  регистрации и лицензирования банковских учреждений, порядок ведения бухучета и т.д.

К документам, которые устанавливают  правила и нормы кредитной  деятельности, относятся также Указы  президента и правительства, министерств  и ведомств, а также международные  акты и соглашения в сфере финансовых услуг.

Обращение банковских карт в Российской Федерации регулируется Положением «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых  с использованием платежных карт», утвержденным Центральным Банком Российской Федерации 24 декабря 2004 года №266-П.

Согласно Положению №266-П, банковская карта признается видом  платежной карты и является инструментом безналичных расчетов, предназначенным  для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными  юридическими лицами, операций с денежными  средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством  Российской Федерации и договором  с эмитентом.

Держателем банковской карты  могут быть как физическое лицо, так и юридическое лицо и индивидуальный предприниматель.

Эмиссия банковских карт на территории Российской Федерации осуществляется кредитными организациями (банками) —  резидентами.

Для обслуживания платежной  карты между клиентом и банком-эмитентом  заключается договор, на основании  которого банк открывает клиенту  специальный карточный счет и  выдает банковскую карту.

В соответствии с Положением №266-П при расчетах банковской картой составляются документы на бумажном носителе и в электронной форме, или только в электронной.

Обязательные реквизиты  квитанций банкоматов:

идентификатор банкомата, электронного терминала или другого технического средства, предназначенного для совершения операций с использованием платежных  карт; вид операции; дата совершения операции; сумма операции; валюта операции; сумма комиссии (если имеет место); код авторизации; реквизиты платежной карты.

Банкомат - электронный программно-технический  комплекс, предназначенный для совершения без участия уполномоченного  работника кредитной организации  операций выдачи (приема) наличных денежных средств, в том числе с использованием платежных карт, и передачи распоряжений кредитной организации о перечислении денежных средств с банковского счета (счета вклада) клиента, а также для составления документов, подтверждающих соответствующие операции.

Если расчетная карта  была выдана организации на основании  заключенного договора банковского  счета и в связи с открытием  нового банковского счета, предусматривающего совершение операций с использованием банковских карт, то организация должна сообщить в налоговый орган об открытии счета. Это требования пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налогоплательщики-организации  обязаны в течение семи дней со дня открытия или закрытия счетов письменно сообщать об этом в налоговый  орган по месту нахождения организации.

Банковские услуги дистанционного управления счетами и услуги через  Интернет должны осуществляться на основании  соответствующих норм Положения  Банка России от 19 июня 2012г. № 383 –П «О правилах осуществления перевода денежных средств» и Положения Банка России от 29 июня 2012г. № 384- П «О платежной системе банка России».

Необходимо также иметь  в виду содержание следующих нормативных  актов Центрального банка РФ:

Положения от 23.06.1998 г. №36-П  «О межрегиональных электронных  расчётах, осуществляемых через расчётную  сеть Банка России»;

Положения от 12.03.1998 г. №20-П  «О правилах обмена электронными документами  между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами  Банка России при осуществлении  расчётов через расчётную сеть Банка  России» (с изменениями и дополнениями от 11 апреля 2000 г. N 774-У);

Федеральный закон от 02.12.1990 года № 395-1 ФЗ « О банках и банковской деятельности»;

Федеральный закон от 27 июня 2011 года №161-ФЗ “О национальной платежной  системе”.

Кроме того, следует знать  и пользоваться нормами Федерального закона от 10.01.2002 г. №1-ФЗ «Об электронной  цифровой подписи». Важное значение имеют правила платёжных систем и соответствующие внутренние регламенты банков.

Реальная разработка и  усовершенствование Законов России о финансовой деятельности началась относительно недавно. В Федеральный закон вносились изменения и поправки, а также создаются проекты новых Законов. Главный Закон «О банках и банковской деятельности» получил в основном позитивные оценки экспертов. Тем не менее, некоторые области работы пока не имеют никаких четких регулирующих норм. К примеру, работа с электронными деньгами, а также основы деятельности кредитных бюро, защита личных данных клиентов и другие.

 

2.2 Органы государственной  власти, регулирующие сферу бухгалтерских  услуг в РФ

Система государственного управления в сфере банковской деятельности должна обеспечивать согласованные  совместные действия уполномоченных государственных  органов, прежде всего федеральных  органов исполнительной власти. Это  ставит задачи четкого разграничения  компетенции между ними, создания условий для взаимодействия, исключения дублирования полномочий в рассматриваемой  сфере.

Важное место в управлении банковской системой занимает Президент  России, который, будучи главой государства, руководит всеми вопросами экономического, в том числе кредитно-финансового, характера, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ). Президент  представляет Государственной Думе РФ кандидатуру Председателя Банка  России и ставит вопрос об освобождении его от должности (ст. 83 Конституции  РФ); он направляет трех человек в  Национальный банковский совет; с ним  согласуют и кандидатуры членов Совета директоров Банка России. В связи с этим Центральный банк обязан обеспечить Президента РФ всей необходимой информацией о состоянии и функционировании банковской системы.

В соответствии с действующим  законодательством важное место  в системе регулирования деятельности банковской системы отводится Государственной  Думе Федерального Собрания РФ. Согласно ст. 5 Федерального закона "О Центральном  банке (Банке России)", Банк России подотчетен Государственной Думе. Государственная  Дума в сфере управления банковской деятельностью реализует следующие  полномочия:

    • назначает на должность и освобождает от нее Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;
    • назначает на должность и освобождает от нее членов Совета директоров Банка России (далее – Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;
    • направляет в Национальный банковский совет и отзывает из него своих представителей в рамках квоты (квота составляет три человека);
    • рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
    • рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
    • принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений; это решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
    • проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
    • заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Центробанка (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Очевидно, что все перечисленные  выше полномочия имеют непосредственное отношение к управлению банковской системой. Имеет отношение к руководству банковской системой и Совет Федерации РФ, который направляет двух человек в Национальный банковский совет (ст. 12 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Значительную роль в управлении банковской системой играет Правительство  РФ. Эта роль проявляется, прежде всего, во взаимоотношениях Правительства  и Банка России. Известны две модели взаимодействия центральных банков с органами государственной власти. В первом, более распространенном в мировой практике случае центральный банк подчиняется министерству финансов и проводит финансовую политику правительства. Во втором случае Центральный банк РФ сохраняет независимость от правительства и проводит более самостоятельную финансовую политику. Центральный банк Российской Федерации формально "провозглашен" Конституцией страны как независимый от других органов государственной власти субъект, подотчетный только Государственной Думе. Тем не менее его отношения с Правительством довольно тесные.

Согласно действующему законодательству Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства  РФ. Банк России и Правительство  РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное  значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации. Банк России консультирует Министерство финансов по вопросам графика выпуска  государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга  с учетом их воздействия на состояние  банковской системы России и приоритетов  единой государственной денежно-кредитной  политики.

Определенную роль в руководстве  деятельностью банковской системы  играет Счетная палата Российской Федерации, которая, согласно ст. 19 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной  палате Российской Федерации", проверяет  финансово-хозяйственную деятельность Центрального банка, его структурных  подразделений и учреждений. Указанные  проверки проводятся в соответствии с решениями Государственной  Думы, принимаемыми только на основании  предложений Национального банковского  совета.

В 2002 г. был создан еще  один орган, чья деятельность связана  с управлением банковской системой страны, – Национальный банковский совет. Согласно ст. 12 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Национальный банковский совет является коллегиальным  органом Банка России. Численность  Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации  Федерального Собрания РФ из числа  членов Совета Федерации, трое – Государственной  Думой из числа депутатов, трое –  Президентом РФ, трое – Правительством РФ.

В состав Национального банковского  совета входит также Председатель Банка  России. Указанный орган определяет важнейшие вопросы деятельности Центрального банка РФ.

Главная роль в управлении банковской системой в России отведена Центральному банку, который сам  является звеном банковской системы, но в условиях существования двухуровневой  банковской системы связан с иными  кредитными организациями отношениями  власти-подчинения, руководит их деятельностью, как и функционированием всей банковской системы. Следует согласиться  с мнением Т. Бурляевой о том, что, "…несмотря на то, что к управлению банковской системой Российской Федерации имеют отношение почти все основные органы государственной власти, в действительности монопольное право руководить этой системой принадлежит Центральному банку".

Монопольная власть Банка  России в банковской системе обусловлена  тем, что он, согласно действующему законодательству, единолично устанавливает  правила банковской деятельности в  России путем издания нормативных  актов (при этом нормотворчество  Банка России регулирует и его  собственную деятельность), выступает  надзорным органом банковской системы (в том числе и над самим  собой), выполняет контрольные функции  в отношении кредитных организаций  – субъектов второго уровня банковской системы, применяет санкции к тем, кто не выполняет его предписаний и распоряжений, осуществляет банковское лицензирование, а также отзывает лицензии на ведение банковской деятельности, выполняет расчетные функции, при этом сам устанавливает правила проведения расчетных операций в России, является эмиссионным центром России, выступает кредитором в последней инстанции, разрабатывает и проводит учетную политику, активно осуществляет коммерческую деятельность.

В современной России государственное  управление банковской системой предусматривает  использование рыночных механизмов опосредованного (косвенного) управления ею. В этих условиях становится актуальным государственное регулирование  банковской деятельности, которое призвано решать следующие задачи:

а) повысить эффективность  государственного влияния на экономику

России, включая денежно-кредитную  сферу;

б) обеспечить целостность  Российской Федерации, единство системы  ее государственной власти и экономического пространства; способствовать устойчивости экономики России, ее банковской системы  и национальной валюты, т.е. соблюдению публичных интересов в процессе банковской деятельности;

в) обеспечить свободу предпринимательства, конкуренцию кредитных организаций  в банковской сфере, их оперативную (хозяйственную) независимость и, наряду с этим, создать правовые гарантии прав и законных интересов потребителей банковских услуг.

Информация о работе Государственное регулирование сферы банковских услуг