Государственная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть систему управления государственной собственностью и правомерности применяемых принципов и методов управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственной собственности;
- рассмотреть цели, задачи и принципы системы управления государственным имуществом;
- рассмотреть проблемы управления государственной собственностью.

Вложенные файлы: 1 файл

VVEDENIE.docx

— 86.76 Кб (Скачать файл)

2) в целях настоящего Положения имуществом, пришедшим в негодность, признается находящееся в государственной собственности Орловской области имущество, которое полностью или частично утратило свои потребительские свойства и не может быть эффективно использовано по первоначальному назначению вследствие морального и (или) физического износа, уничтожения, гибели или повреждения, в том числе в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы и иных обстоятельств, повлекших гибель, уничтожение или его повреждение, либо восстановить которое невозможно или экономически нецелесообразно.

Под физическим износом понимается несоответствие свойств имущества  его первоначальному состоянию, не позволяющее эффективно использовать его по первоначальному назначению.

Под моральным износом  понимается несоответствие имущества  современному уровню техники или  иной области знаний.

В случаях, когда в отношении  отдельных видов имущества нормативными правовыми актами Российской Федерации  установлен специальный порядок  и или (критерии) определения износа, непригодности, степень износа имущества  и его непригодность определяются с соблюдением такого порядка и критериев;

3) настоящее Положение подлежит применению при принятии решений в отношении:

- движимого и недвижимого имущества, пришедшего в негодность, являющегося имуществом казны Орловской области;

- движимого и недвижимого имущества, пришедшего в негодность, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным унитарным предприятиям и учреждениям Орловской области, которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством;

4) настоящее Положение не применяется в отношении:

- имущества, прекращающего свое существование в процессе потребления, либо имущества, в результате использования которого не возникает имущество, которое может быть использовано по иному назначению;

- имущества, не теряющего своих полезных свойств в процессе использования, в том числе денег и ценных бумаг;

- имущества, пришедшего в негодность, в отношении которого законодательством Российской Федерации и Орловской области установлен иной порядок признания пришедшим в негодность, оборота и выбытия из оборота;

5) решения в отношении имущества, пришедшего в негодность, принимаются Правительством Орловской области, а также органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в пределах его полномочий, определенных Правительством Орловской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области, а также настоящим Положением;

6) решение об имуществе, пришедшем в негодность, принимается по инициативе объекта, его составных частей.

 

 

2.3 Зарубежный опыт управления государственной собственностью

 

В качестве зарубежного опыта  управления государственной собственностью (далее зарубежная собственность), находящейся  за пределами страны, представлен  опыт Федеративной Республики Германия, в которой находится большое  количество объектов зарубежной собственности  Российской Федерации.

Зарубежная собственность  Федеративной Республики Германия насчитывает  около 1100 объектов недвижимости, среди  них более 20 резиденций, около 50 канцелярий, более 1000 служебных квартир, 15 детских  садов и школ и 7 объектов для отдыха. В ходе объединения Германии за рубежом  оказалось 206 объектов недвижимости бывшей ГДР: 122 объекта, не отвечающие потребностям ФРГ, исходя из интересов страны, были отнесены к общему недвижимому имуществу  с целью его отчуждения, 88 из этих объектов недвижимости к настоящему времени продано. Практика такова, что  объекты, не подлежащие отчуждению, обычно передаются в ведение Министерства иностранных дел ФРГ. Управлением  зарубежным имуществом ФРГ занимается Отдел № 4 Федерального Министерства финансов, который в некоторых случаях поручает управление конкретными объектами Министерству иностранных дел ФРГ. При управлении и распоряжении объектами недвижимости ФРГ за рубежом Реферат № 4 Министерства финансов ФРГ и Министерство иностранных дел ФРГ руководствуются следующими правовыми документами:

- Гражданским уложением;

- Основным законом ФРГ;

- Договором об объединении Германии;

- Положением о Федеральном бюджете и Законом об основных положениях бюджета;

- законодательством государства местонахождения недвижимого имущества.

Таким образом в ФРГ  не существует какого-либо специального закона об управлении зарубежным имуществом, Реферат является ответственным  за все федеральные строительные объекты за рубежом. Сюда относится  проектный менеджмент строительных мероприятий, эксплуатация и обслуживание коммуникаций зданий немецких посольств, представительств в международных  организациях, резиденций, служебных  жилых домов и прилегающих  скверов, а также различных культурных и политических сооружений Германии за рубежом, включая художественное оформление зданий и недвижимости. К таким строительным объектам относятся  здания Гете-института, здания для международных  встреч (Биннате павильон в Венеции, немецкая академия Вилла Массимо  в Риме и Вилла Вигоне в Менаджио), немецкие школы и студенческие общежития  за границей, а также здания различных  всемирных выставок Немецкого исторического  института, Немецкого археологического института и Немецкой академической  службы обмена. Для важных строительных объектов проводятся архитектурные  конкурсы с участием архитекторов из страны местонахождения объекта, из Германии или европейских стран.

Под руководством иностранного отдела реализуются проекты с  именитыми архитекторами. В качестве примера можно назвать: посольство в Бразилии Ганса Шароуна, канцелярию посольства в Вашингтоне Эгона Айермана, посольство при папском престоле в Риме Александра Фр. фон Бранка, посольство в Хельсинки Юха Леивискэ, посольство в Пекине Камерера и Бельца, резиденцию посла в Вашингтоне О.М. Унгерса, немецкий павильон на всемирной  выставке в Монреале Фрай Отто и  Рольфа Гутброда. Оценка зарубежной собственности  производится с помощью информации, полученной Министерством иностранных  дел на местах. Министерство назначает  трех сотрудников, имеющих высокие  должности, которые, выезжая на места, изучают условия рынка. Сотрудники учитывают также информацию, получаемую от местных маклеров по недвижимости.

Далее, при оценке стоимости  федеральное ведомство Министерства транспорта, строительства и жилищного  хозяйства опирается на опыт своих  региональных строительных бюро, которые  оно содержит для реализации федеральных  строительных проектов за рубежом. В  принятии решений о продаже недвижимости принимают участие три федеральных  министерства (Министерство финансов, Министерство иностранных дел, Министерство транспорта, строительства и жилищного  хозяйства), а также подчиненные  им ведомства[9].

В 1994 - 2004 гг. Министерством  финансов из общего недвижимого (земельного) имущества было продано 165 объектов зарубежной недвижимости. Стоимость  реализованного имущества составила 161 млн. евро. По оценке Министерства финансов ежегодно должно реализовываться 8 - 10 объектов зарубежной собственности  на сумму около 1 млн. евро. Принцип  ФРГ, касающийся вопросов управления и  использования зарубежного имущества, заключается в том, что все  неиспользуемое недвижимое имущество  ФРГ за рубежом должно быть реализовано. По представлению Федеральной Счетной  палаты нерешенными остаются вопросы  по трем объектам: в Буенос-Айресе, в  Мехико и Сантьяго де Чили. Сложность  ситуации по продаже двух этажей административного  высотного здания в городском  центре Сантьяго де Чили заключается  в следующем: этажи использовались посольством до января 2004 г. в качестве административных помещений. С согласия Министерства финансов ФРГ Министерство иностранных дел поручило маклеру  произвести продажу этой недвижимости. В силу того, что рынок в Сантьяго де Чили характеризуется избытком предложения, необходимо было найти иное решение  данного вопроса.

В апреле 2004 г. было сделано  предложение о покупке одного из этажей, но с ограниченным сроком в 4 дня. В силу того, что к этому  времени не была произведена оценка рыночной стоимости каждого этажа, а также расходов по разделу этажей заинтересованный покупатель отказался  продлить срок своего предложения.

Несмотря на то, что посольство советовало принять предложение (оно  указывало на падение цен на рынке  и на отсутствие спроса на рынке  недвижимости), длинная цепочка согласования и принятия конкретных решений не позволила осуществить сделку. Оба  этажа до сих пор не проданы. По мнению Федеральной Счетной палаты, недвижимый объект в Сантьяго наносит  финансовый ущерб, который возникает  вследствие долгой реализации недвижимости бывшей ГДР.

Еще в 2000 г. проверки экономичности  показали, что продажа недвижимости и строительство нового здания посольской канцелярии на другом месте было более  экономичным решением. Федеральная  Счетная палата, в ходе проверки действий Министерства финансов ФРГ, посчитала  затраты по определению стоимости  подлежащих продаже зарубежных объектов недвижимости завышенными, так как  получение информации федеральным  ведомством на местах от Министерства иностранных дел, региональных строительных бюро, а также маклеров, хорошо знающих  местные условия, возможно без задействования трех сотрудников, имеющих высокие  должности в федеральном ведомстве, которые непременно должны выезжать к каждому объекту.

Федеральной Счетной палатой  Министерству финансов ФРГ, Министерству иностранных дел ФРГ и Министерству строительства ФРГ было поручено активизировать свои действия по управлению недвижимостью с целью упорядочения процесса и сокращения затрат по продаже  зарубежной недвижимости, а также созданию менеджмента по недвижимости на базе информационных технологий. Новый процесс должен гарантировать своевременное принятие решения в соответствии с установленным порядком и с учетом экономичности. Таким образом, по мнению автора, несмотря на то, что ФРГ владеет точными цифрами своей зарубежной собственности, процесс принятия решений и осуществления действий по ее продаже представляется слишком длительным и тем самым недостаточно организованным для принятия оперативных решений. Нецелесообразная и медленная обработка дел в Министерствах, а также сложности, связанные с согласованием решений между всеми участвующими министерствами и ведомствами являются причинами результатов с низкой экономической эффективностью.

Опыт ФРГ мог бы быть использован в Российской Федерации с точки зрения оптимальной организационной структуры управления и четкого учета зарубежного имущества. Еще одной отличительной чертой процесса использования имущества ФРГ, находящегося за границей, которая может быть использована Российской Федерацией, является сам подход к решению проблемы: все неиспользуемое по назначению, не отвечающее потребностям страны имущество должно быть реализовано[9].

Учитывая тот факт, что  Российская Федерация обладает значительными  объемами государственной собственности  за рубежом, которая используется не эффективно, необходимо решить вопрос о применении подхода ФРГ к  такой собственности. В случае реализации данного подхода Россия может  рассчитывать на получение выгоды за счет сокращения средств на содержание собственности за рубежом и пополнения федерального бюджета за счет его  продажи.

 

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ  НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 

3.1 Проблемы управления государственной собственностью в России

 

Любое общество располагает  некоторой совокупностью материальных благ, которые в рамках отдельного государства формируют его национальное богатство. Потребление национального  богатства, осуществляемое для удовлетворения потребностей и интересов субъектов  общества (граждан и различных  общественных институтов), реализуется  путем его присвоения. Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую - форму собственности.

Процесс этого развития закрепляется в системе юридических норм, которые  в настоящее время рассматривают  право собственности в триединстве  владения, распоряжения и пользования.

С этой точки зрения понятие  собственности прежде всего является юридическим и характеризует  определенный перечень прав по отношению  к отдельным элементам национального  богатства. Другими словами, собственность - это отношение между человеком  и группой или сообществом  субъектов с одной стороны, и  любой субстанцией материального  мира (объектом), с другой стороны, заключающееся  в постоянном или временном, частичном  или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта собственности. Реализация права собственности  предполагает выделение субъекта и объекта этого процесса.

Субъект собственности - активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право  обладания объектом собственности.

Объект собственности - пассивная  сторона отношений собственности  в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей.

В Гражданском кодексе Российской Федерации, действующем в настоящее время, возможные субъекты права собственности определены следующим образом: это граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Информация о работе Государственная собственность