Государственная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть систему управления государственной собственностью и правомерности применяемых принципов и методов управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственной собственности;
- рассмотреть цели, задачи и принципы системы управления государственным имуществом;
- рассмотреть проблемы управления государственной собственностью.

Вложенные файлы: 1 файл

VVEDENIE.docx

— 86.76 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Российской Федерации  государственная собственность  долгое время оставалась ведущей  формой собственности и имела  наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной  собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы  и правомочий других собственников, исключение частной собственности  как таковой не дало положительных  результатов.

В настоящее время законодательством  закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, включая  и государство (ст.2 ГК РФ). Условиями, обеспечивающими равенство субъектов  в отношениях собственности, явилось  лишение государства ряда преимуществ (отказ от нераспространения исковой  давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых  других льгот) и закрепление за всеми  собственниками равного права на защиту их собственности (п.4 ст.212 ГК РФ).

Действующее законодательство рассматривает государственную  и частную собственность не как  противостоящие друг другу формы  собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющие политической окраски.

В сложной системе экономических  отношений государственная собственность  представляет собой форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества  других организаций и граждан. Совпадение общенародных и государственных  интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном  положении, согласно которому носителем  и единственным источником власти в  Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч.1 ст.3 Конституции РФ).

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что постоянно  идет реформирование и разделение прав владения на объекты федеральной  собственности.

Объектом в данной работе является вся государственная собственность, принадлежащая Российской Федерации.

Предмет - государственные мероприятия по оперативному управлению федеральной собственностью, с целью минимизации затрат на ее содержание, а также максимизации прибыли от ее использования, а также для привлечения иностранного капитала.

Цель курсовой работы: рассмотреть  систему управления государственной  собственностью и правомерности  применяемых принципов и методов  управления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие  государственной собственности;

- рассмотреть цели, задачи  и принципы системы управления  государственным имуществом;

- рассмотреть проблемы  управления государственной собственностью.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложения.

В качестве источников информации использовались нормативно-правовые акты, учебники, а также интернет ресурсы.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СОБСТВЕННОСТЬЮ

1.1 Понятие и состав  государственной собственности

 

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) [Приложение А].

Земля и другие природные  ресурсы, не находящиеся в собственности  граждан, юридических лиц либо муниципальных  образований, являются государственной  собственностью.

Имущество, находящееся в  государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями  и учреждениями во владение, пользование  и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное  имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности  и к собственности субъектов  Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Объекты, составляющие основу национального богатства страны:

- ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации;

- охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение);

- объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации;

- объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;

- государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды);

- имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР;

- высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров;

- предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов;

- предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений;

- предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны;

- государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение;

- предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации;

- объекты оборонного производства (все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях - независимо от доли военных заказов; защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период);

- объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства (предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья); предприятия топливно-энергетического комплекса; предприятия и объекты электроэнергетики; предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации; федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации; предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры; государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии)[4].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 [2] Правительством РФ было установлено:

1) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений;

2) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации;

3) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы;

4) основными функциями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в пределах установленных полномочий являются:

- проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;

- осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

- разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;

- осуществление полномочий собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;

- защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;

- осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.

Установлена предельная численность  работников центрального аппарата Федерального агентства по управлению федеральным  имуществом в количестве 530 единиц (без  персонала по охране и обслуживанию зданий) и предельную численность  работников территориальных органов  в количестве 3251 единицы (без персонала  по охране и обслуживанию зданий).

 

 

1.2 Система управления государственной собственностью

 

Реализация права государства  на объекты собственности достигается  через функционирование системы  управления государственной собственностью, под которой понимается совокупность органов государственной и исполнительной власти, территориальных органов (агентств) Федерального органа по управлению государственной  собственностью (Мингосимущества России), органов управления собственностью субъектов Российской Федерации и объектов государственной собственности.

Органы исполнительной власти на любом уровне системы управления имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в собственность. В качестве одного из вариантов построения многоуровневой системы управления можно рассмотреть следующий[1]:

1) макроуровень (федеральный) – уровень взаимодействия федеральных органов законодательной и исполнительной власти, включающий Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды;

2) мезоуровень – уровень взаимодействия элементов системы управления Мингосимущества России со структурными подразделениями других министерств и ведомств, территориальными органами, другими организациями и учреждениями Министерства;

3) микроуровень – уровень взаимодействия структурных подразделений аппарата Мингосимущества России между собой.

До настоящего времени  не установлено разграничение прав и обязанностей по отношению к  государственной собственности  между различными институтами федеральной  власти. Практически все названные  органы разрабатывают и утверждают в этой области нормативно-правовые документы, принимают решения в  отношении конкретных объектов федеральной  собственности.

Систему федеральных органов  исполнительной власти возглавляет  Правительство Российской Федерации, которому Конституцией Российской Федерации  поручено, в частности, управление государственной  собственностью. Осуществляя процесс  управления государственной собственностью, Правительство Российской Федерации  вступает во взаимоотношения:

 

  • с федеральными органами государственного управления;
  • с органами государственного управления субъектов Российской Федерации;
  • государственными предприятиями и учреждениями или акционерными обществами с государственным участием, другими субъектами системы управления госсобственностью.

Информация о работе Государственная собственность