Государственная регистрация юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

1 июля 2002 года вступил в силу ФЗ от 8.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридического лица» (далее – закон) и другие нормативно-правовые акты, существенно изменившие порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, а также внесении изменений в их учредительные документы (далее - регистрация).
Целью настоящей курсовой работы является определение понятия государственной регистрации юридических лиц, ее значения, рассмотрение порядка регистрации.

Содержание

Введение………………………………………………….
Глава 1. Юридические лица
1.1. Понятие юридического лица
1.2. Государственная регистрация юридических лиц
1.3. Единый государственный реестр
Глава 2. Порядок государственной регистрации юридических лиц
2.1 Государственная регистрация юридических лиц при их создании
2.2 Особенности государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации
2.3 Особенности государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией
2.4 Отказ в государственной регистрации
2.5 Ответственность за нарушение порядка государственной регистрации
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по праву.docx

— 52.25 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Порядок государственной  регистрации юридических лиц

2.1 Государственная регистрация  юридических лиц при их создании

 

     Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, а созданным оно считается  с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ). В соответствии со ст. 12 Закона при государственной регистрации  создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие  документы:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации9;
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
  • учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя;
  • документ об уплате государственной пошлины10.

 

     В заявлении подтверждается, что  представленные учредительные документы  соответствуют установленным законодательством  РФ требованиям к учредительным  документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что  сведения, содержащиеся в этих учредительных  документах, иных представленных для  государственной регистрации документах, заявлении о государственной  регистрации, достоверны, что при  создании юридического лица соблюден установленный для юридических  лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.      

Выписка из реестра иностранных  юридических лиц и бизнес-сертификат для физических иностранных лиц (разрешение на занятие предпринимательской  деятельностью) должны быть легализованы или содержать штамп "апостиль", переведены на русский язык, а перевод удостоверен нотариально.      

Государственная регистрация юридических  лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту  нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту  нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

 

 

2.2 Особенности государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации

 

     Выше были рассмотрены положения  Закона, составляющие его общую часть, вне зависимости от конкретных порядков государственной регистрации. Кроме того, были рассмотрены вопросы государственной регистрации юридического лица при его создании. Поэтому далее перейду к рассмотрению особенностей государственной регистрации, начиная с государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации.      

Состав документов, представляемых при регистрации  юридического лица, в данном случае отличается от состава документов, необходимых для государственной  регистрации юридического лица при  его создании тем, что в регистрирующий орган подаются учредительные документы  по числу вновь возникающих юридических  лиц, создаваемых путем реорганизации, а также представляется договор  о слиянии или присоединении  в случаях, когда его наличие  необходимо в соответствии с федеральными законами. Представляются решение о реорганизации юридического лица и передаточный акт или разделительный баланс.      

Заявление подается о государственной регистрации  каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В заявлении, в том числе подтверждается, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов и что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации.      

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых  путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту  нахождения реорганизуемых юридических  лиц.      

В случае если местонахождение юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от местонахождения реорганизуемого  юридического лица, это не препятствует государственной регистрации и все вопросы, связанные с этим, разрешают регистрирующие органы, порядок взаимодействия которых определяется Правительством РФ.      

Если  реорганизация влечет за собой прекращение  деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган  вносит в государственный реестр запись о прекращении деятельности таких юридических лиц только после получения информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной  регистрации вновь возникших  юридических лиц, за исключением  случаев, когда реорганизация юридического лица происходит в форме присоединения (в этом случае не происходит возникновения  нового юридического лица).      

Во всех случаях  реорганизации (кроме присоединения) момент государственной регистрации  вновь возникшего юридического лица совпадает с моментом прекращения  деятельности реорганизованных юридических  лиц (ст. 16 Закона).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Особенности государственной  регистрации юридического лица  в связи с его ликвидацией

 

     Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое  лицо - прекратившим существование  после внесения об этом записи в  единый государственный реестр юридических  лиц (п. 8 ст.63 ГК РФ). Несомненно, новым  в порядке государственной регистрации  юридического лица в связи с его  ликвидацией является то, что Законом  предусмотрено внесение в государственный  реестр записи о том, что юридическое  лицо находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона). Такая запись в  реестре совершается на основании  уведомления учредителей (участников) юридического лица или органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица. Указанные лица обязаны в  трехдневный срок в письменной форме  уведомить о принятии решения  о ликвидации юридического лица регистрирующий орган по местонахождению ликвидируемого юридического лица с приложением  указанного решения (п. 1 ст. 20 Закона). Внесение указанной записи в реестр не означает, что юридическое лицо прекратило свою деятельность.      

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны также  уведомить регистрирующий орган  о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а  также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона). Однако срок для такого уведомления  не установлен.      

После завершения предусмотренных гражданским законодательством  процедур ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляются:      

а) заявление;      

б) ликвидационный баланс;      

в) документ об уплате государственной пошлины (ст. 21 Закона).      

В заявлении  подтверждается, что соблюден установленный  Законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами  завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных Законом случаях.      

При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляются:      

а) определение  арбитражного суда о завершении конкурсного  производства;      

б) документ об уплате государственной пошлины.      

Кроме того, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана уведомить регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица. Такое уведомление  должно быть сделано не ранее чем  через два месяца с момента  помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о  ликвидации юридического лица.      

Не вполне ясно, какими могут быть последствия  нарушения данного срока. Неясно также, каковы последствия непредставления  такого уведомления вообще. Если процесс  ликвидации завершен и документы, предусмотренные  ст. 21 Закона, представлены, в таком  случае нет оснований для отказа в государственной регистрации. Одновременно возникает проблема, как  проверить дату публикации о ликвидации юридического лица, если представление  документа об этом Законом не предусмотрено, а требовать представления документов, не предусмотренных Законом, регистрирующий орган не вправе.      

В соответствии с п. 6 ст. 22 Закона регистрирующий орган  публикует информацию о ликвидации юридического лица. Однако не установлено, в какие сроки и в каком печатном органе должна быть опубликована эта информация. Принятие специального акта Правительства РФ по этому вопросу Законом не предусмотрено.

 

2.4 Отказ в государственной регистрации  

Правовые системы разных стран  предусматривают различный порядок  регистрации субъектов предпринимательской  деятельности. При этом все существующие варианты принципиально могут быть сведены к двум: нормативно-явочному и разрешительному. Правило абзаца второго п. 1 ст. 51 ГК РФ, действовавшей до 1 июля 2002 г., устанавливает нормативно-явочный порядок регистрации юридических лиц - регистрирующий орган проверяет соответствие представленных учредительных документов и действий учредителей нормам права, но вступать в обсуждение вопроса о целесообразности или полезности создаваемого юридического лица он не вправе. Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного. Основным критерием разграничения порядков регистрации является то, по каким основаниям следует отказ в регистрации и, тем самым, по каким основаниям не допускается создание субъекта права.  По ранее действовавшему законодательству отказ в регистрации мог последовать только в случае нарушения установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону.      С 1 июля 2002 г. вступила в силу новая редакция ст. 51 ГК РФ, в соответствии с которой отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Данная редакция введена в соответствии с подп. 9 ст. 2 Федерального закона от 21.03.02 N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц"".     

Оснований, по которым допускается  отказ в регистрации, теперь всего  два:      

а) непредставление необходимых  для государственной регистрации  документов;      

б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (п. 1 ст. 23 Закона).

Т.о. регистрирующий орган не может отказать в регистрации  при несоответствии его учредительных документов закону, представлении документов ненадлежащим лицом; отсутствии нотариального удостоверения подписи заявителя, представлении необходимых для государственной регистрации документов, содержащих взаимно несоответствующие сведения (наименование организации в заявлении не соответствует наименованию организации в учредительном документе; сведения об организационно-правовой форме юридического лица в заявлении не соответствуют таким же сведениям в учредительном документе данного юридического лица.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 20 Закона о регистрации с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начавшейся процедуре ликвидации юридического лица не допускается государственная  регистрация изменений, вносимых в  учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная  регистрация юридических лиц, учредителем  которых выступает указанное  юридическое лицо, или государственная  регистрация юридических лиц, которые  возникают в результате его реорганизации. Вместе с тем, в пункте 1 статьи 23 Закона о регистрации отсутствует соответствующее основание для отказа в государственной регистрации в вышеуказанных случаях. При этом согласно пункту 2 указанной статьи Закона о регистрации решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 Закона о регистрации.

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Ответственность за  нарушение порядка государственной  регистрации

Упрощение процедуры регистрации было сбалансировано установлением уголовной и административной ответственности субъектов хозяйственной  деятельности за нарушение порядка  регистрации.       

Регистрирующий  орган несет ответственность, установленную  ст. 24 Закона, за нарушение порядка  государственной регистрации.      

К нарушениям порядка регистрации относятся:

  • необоснованный отказ в регистрации;
  • неосуществление государственной регистрации в установленные сроки;
  • иное нарушение порядка государственной регистрации;
  • отказ в представлении или несвоевременное представление сведений, содержащихся в Государственном реестре.

Информация о работе Государственная регистрация юридических лиц