Виды санкций в банковском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 05:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие содержание санкций, применяемых Центральным Банком РФ и другими государственными органами при осуществлении им своих регулятивных и надзорных функций.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
выявить правовую природу и сущность санкций, применяемых в банковском праве, дать их классификацию;
раскрыть содержание санкций, применяемых Банком России и иными государственными органами, как наиболее эффективного инструмента регулирования и надзора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА САНКЦИЙ В БАНКОВСКОМ ПРАВЕ 5
1.1. Правовая природа санкций в банковском праве 5
1.2. Классификация санкций в банковском праве 11
Глава 2. ВИДЫ САНКЦИЙ В БАНКОВСКОМ ПРАВЕ 19
2.1. Штраф 19
2.2. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций и меры по охране имущества проблемных банков 29
2.3. Отзыв лицензии 34
2.4. Иные санкции, применяемые к кредитным организациям 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 64.67 Кб (Скачать файл)

Банк России может потребовать от кредитной  организации осуществления ею мер  по финансовому оздоровлению и реорганизации, назначить временную администрацию. Названные принудительные меры, помимо всего прочего, выступают в качестве мер по предупреждению банкротства  кредитных организаций и являются наиболее важными мерами, обеспечивающими  стабильность банковской системы.

В соответствии со ст. 7 Закона о банкротстве кредитных организаций мерами финансового оздоровления кредитной организации являются: оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами; изменение структуры активов и пассивов кредитной организации; изменение организационной структуры кредитной организации, приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала); иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.35

В соответствии со ст. ст. 11 и 12 Закона о банкротстве кредитных организаций и гл. 2 и 3 Инструкции ЦБ РФ от 11 ноября 2005 г. № 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» применение указанных мер осуществляется кредитной организацией либо по собственной инициативе, либо по требованию Банка России. В соответствии с избранным путем выхода из финансового кризиса кредитная организация обязана разработать план мер по финансовому оздоровления либо план мероприятий по реорганизации, который подлежит представлению в Банк России для последующего контроля за ходом его выполнения.36

В соответствии со ст. ст. 17 и 32 Закона о банкротстве  кредитных организаций Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации:

1) если кредитная  организация не удовлетворяет  требования кредиторов (кредитора)  по денежным обязательствам (обязательству)  и (или) не исполняет обязанность  по уплате обязательных платежей  в сроки, превышающие семь дней  и более с момента наступления  даты их удовлетворения и (или)  исполнения, в связи с отсутствием  или недостаточностью денежных  средств на корреспондентских  счетах кредитной организации;

2) кредитная  организация допускает снижение  собственных средств (капитала) по  сравнению с их (его) максимальной  величиной, достигнутой за последние  12 месяцев, более чем на 30% при  одновременном нарушении одного  из обязательных нормативов;

3) в течение  последнего месяца кредитная  организация нарушает норматив  текущей ликвидности более чем  на 20%.

Требование  о реорганизации кредитной организации  направляется Банком России в кредитную  организацию с указанием причин, вызвавших необходимость реорганизации, а также сроков и формы ее проведения. Реорганизация кредитной организации  может осуществляться в форме  слияния или присоединения.37

Банк России вправе принять решение об уменьшении размера уставного капитала банка  до величины собственных средств (капитала) при наличии одновременно следующих двух условий: во-первых, когда величина собственных средств (капитала) банка оказывается меньше размера уставного капитала банка, определенного зарегистрированными в установленном порядке учредительными документами банка; и, во-вторых, когда к моменту принятия данного решения учредители (участники) банка не приняли решения об уменьшении размера уставного капитала банка (ч. 1 ст. 7 Закона N 175-ФЗ). Например, в соответствии с п. 2.1 Положения ЦБ РФ от 29 октября 2008 г. N 325-П «Об особенностях выпуска (дополнительного выпуска) и регистрации акций банка при осуществлении Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» мер по предупреждению банкротства банка, являющегося участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Банк России вправе принять решение об уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала) после направления в Агентство предложения об участии АСВ в предупреждении банкротства банка.38

Статья 17 ФЗ № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» устанавливает право и обязанность назначения временной администрации. Банк России вправе назначить временную администрацию при наличии экономических и административных критериев, о которых было сказано выше. Обязанность Банка России ввести временную администрацию возникает в случае отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций не позднее дня, следующего за днем отзыва лицензии. В случае такой обязанности деятельность временной администрации подчинена иным целям, чем предупреждение банкротства. Задача деятельности временной администрации при отзыве лицензии не только финансовое оздоровление, но и обеспечение сохранности имущества, выявление признаков банкротства.

Назначение  временной администрации связано  с самостоятельностью исполнительных органов кредитной организации, которая может касаться принятия управленческих решений в распоряжении имуществом кредитной организации.39

Цель деятельности такой администрации в основном носит превентивный характер и заключается  в предотвращении фактов хищения  имущества кредитной организации  после отзыва у нее банковской лицензии.

Порядок назначения и деятельности временной администрации  Банка России урегулирован Положением ЦБ РФ от 9 ноября 2005 г. № 279-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией». Он может быть вкратце охарактеризован следующим образом. Временная администрация назначается Банком России на срок выполнения поставленных перед нею задач, но не более чем на шесть месяцев (п. 5 ч. 2 ст. 74 Закона о Банке России). Временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет свою деятельность с момента своего назначения до момента назначения ликвидатора или конкурсного управляющего (п. 4 ст. 18 Закона о банкротстве кредитных организаций). Деятельность временной администрации прекращается по истечении срока ее действия, а также досрочно в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения, либо невозможности обеспечить личную безопасность руководителя, членов временной администрации и ее представителей.

В состав временной  администрации входят руководитель, заместитель руководителя, один или  несколько членов временной администрации. В состав временной администрации  по согласованию с государственной  корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» могут включаться ее служащие. Руководитель временной администрации должен являться служащим Банка России. Заместитель руководителя временной администрации может быть служащим Банка России или Агентства по страхованию вкладов. Члены временной администрации могут не являться служащими Банка России или АСВ. Руководитель временной администрации и его заместитель должны иметь высшее экономическое или высшее юридическое образование, стаж работы в Банке России не менее одного года, а при отсутствии указанного образования - стаж работы в Банке России не менее одного года и (или) опыт руководства подразделением кредитной организации, связанной с осуществлением банковских операций, не менее двух лет. Решение о назначении временной администрации принимается Комитетом банковского надзора или Председателем Банка России и оформляется приказом.40

В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона о банкротстве кредитных организаций в период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации могут быть ограничены или приостановлены приказом Банка России. В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация проводит обследование кредитной организации, устанавливает наличие оснований для отзыва банковской лицензии, участвует в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и контролирует их реализацию, контролирует распоряжение имуществом кредитной организации, выполняет иные функции, установленные федеральным законодательством (ст. 21 Закона о банкротстве кредитной организации).41

В случае приостановления  полномочий исполнительных органов  кредитной организации временная  администрация реализует полномочия исполнительных органов кредитной  организации, проводит обследование кредитной  организации, устанавливает наличие  оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение, принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации, устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам, принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией, обращается в Банк России с ходатайством в введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации, выполняет иные функции в соответствии с федеральным законодательством (ст. 22 Закона о банкротстве кредитных организаций). При назначении временной администрации в кредитную организацию после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций полномочия исполнительных органов управления кредитной организацией (единоличного и коллегиального) считаются приостановленными. Такая временная администрация обладает полномочиями, рассмотренными выше, за исключением обязанности разработать план мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации (п. 1 ст. 22.1 Закона о банкротстве кредитных организаций).42

 

2.3. Отзыв лицензии

 

Основания для  отзыва лицензии у кредитной организации перечислены в ст. 20 Закона о банках. Указанные основания разделены на две группы. Часть 1 ст. 20 Закона о банках содержит основания, при наличии которых Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций, если сочтет такое решение целесообразным. В части 2 ст. 20 Закона о банках, напротив, перечислены случаи, когда Банк России обязан отозвать банковскую лицензию.

Банк России может отозвать у кредитной организации  лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

1) установления  недостоверности сведений, на основании  которых выдана указанная лицензия;

2) задержки  начала осуществления банковских  операций, предусмотренных этой  лицензией, более чем на один  год со дня ее выдачи;

3) установления  фактов существенной недостоверности отчетных данных;

4) задержки  более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);

5) осуществления,  в том числе однократного, банковских  операций, не предусмотренных указанной  лицензией;

6) неисполнения  федеральных законов, регулирующих  банковскую деятельность, а также  нормативных актов Банка России, если в течение одного года  к кредитной организации неоднократно  применялись меры, предусмотренные  Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

7) неоднократного в течение одного  года виновного неисполнения  содержащихся в исполнительных  документах судов, арбитражных  судов требований о взыскании  денежных средств со счетов (с  вкладов) клиентов кредитной организации  при наличии денежных средств  на счетах (во вкладах) указанных  лиц;

8) наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом;

9) неоднократного  непредставления в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях;

10) неисполнение кредитной организацией, являющейся управляющим ипотечным  покрытием, требований Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, а также неустранение нарушений в установленные сроки, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Банк  России обязан отозвать лицензию на осуществление  банковских операций в случаях:

1) если  достаточность капитала кредитной  организации становится ниже 2 процентов.

2) если размер собственных средств  (капитала) кредитной организации  ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации. Указанное основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций не применяется к кредитным организациям в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций;

3) если кредитная организация не  исполняет в срок, установленный  Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);

4) если  кредитная организация не способна  удовлетворить требования кредиторов  по денежным обязательствам и  (или) исполнить обязанность по  уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;

5) если банк не достиг на 1 января 2015 года минимального размера  собственных средств (капитала) и  не подает в Банк России  ходатайство об изменении своего  статуса на статус небанковской  кредитной организации;

6) если банк в период после  1 января 2015 года в течение трех  месяцев подряд допускает снижение  размера собственных средств  (капитала) ниже минимального размера  собственных средств (капитала), за исключением снижения вследствие  изменения методики определения  размера собственных средств  (капитала), и не подает в Банк  России ходатайство об изменении  своего статуса на статус небанковской  кредитной организации;

7) если банк, размер собственных  средств (капитала) которого на 1 января 2007 года равен 180 миллионам  рублей или выше, а также банк, созданный после 1 января 2007 года, в течение трех месяцев подряд  допускают снижение размера собственных  средств (капитала) ниже минимального  размера собственных средств  (капитала), за исключением снижения  вследствие изменения методики  определения размера собственных  средств (капитала), и не подают  в Банк России ходатайство  об изменении своего статуса  на статус небанковской кредитной  организации;

8) если банк, размер собственных  средств (капитала) которого на 1 января 2007 года менее 180 миллионов  рублей, не достиг на соответствующую  дату размера собственных средств  (капитала), или если этот банк  в течение трех месяцев подряд  допускает уменьшение размера  собственных средств (капитала), за исключением случаев такого  снижения вследствие применения  измененной методики определения  размера собственных средств  (капитала) банка, до значения, меньшего, чем большая из двух величин:  размера собственных средств  (капитала), имевшихся у него на 1 января 2007 года, или размера собственных  средств (капитала) и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

Информация о работе Виды санкций в банковском праве