Виды санкций в банковском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 05:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие содержание санкций, применяемых Центральным Банком РФ и другими государственными органами при осуществлении им своих регулятивных и надзорных функций.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
выявить правовую природу и сущность санкций, применяемых в банковском праве, дать их классификацию;
раскрыть содержание санкций, применяемых Банком России и иными государственными органами, как наиболее эффективного инструмента регулирования и надзора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА САНКЦИЙ В БАНКОВСКОМ ПРАВЕ 5
1.1. Правовая природа санкций в банковском праве 5
1.2. Классификация санкций в банковском праве 11
Глава 2. ВИДЫ САНКЦИЙ В БАНКОВСКОМ ПРАВЕ 19
2.1. Штраф 19
2.2. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций и меры по охране имущества проблемных банков 29
2.3. Отзыв лицензии 34
2.4. Иные санкции, применяемые к кредитным организациям 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 64.67 Кб (Скачать файл)

Однако следует  отметить, что существуют сферы, в  которых применение профессионального  суждения, субъективного усмотрения не может быть правилом. Прежде всего, это касается вопросов отзыва лицензии на осуществление банковских операций. Регулирование таких отношений  требует особенной ясности формулировок правовых норм, чтобы все заинтересованные субъекты четко представляли себе порядок  действий надзорного органа в конкретной ситуации.

Применение  надзорных решений на основании  профессионального суждения должно быть предметом постоянного контроля со стороны высшего надзорного органа Банка России - Комитета банковского  надзора Банка России.10

 

1.2. Классификация  санкций в банковском праве

 

Санкция предусматривает  юридические средства, которые используются субъектами правоотношений для защиты нарушаемого или уже нарушенного  права.

Ответственность - это применение определенных санкций  к конкретному лицу, которое уже  нарушило норму права. Основанием ответственности  всегда является состав правонарушения, то есть совокупность признаков конкретного  правонарушения, предусмотренного правовой нормой. Один из этих признаков - виновность конкретного лица, то есть совершение правонарушения умышленно либо по неосторожности. Одним из атрибутов ответственности - осуждение действия лица от имени государства. А для того чтобы этот атрибут реализовался, необходим элемент вины в действиях лица.

Но ответственность - это только одна разновидность  санкций. В банковском праве применяются  главным образом меры защиты.11

Меры принуждения, применяемые Банком России к кредитным  организациям, различаются прежде всего  в зависимости от задач и функций, осуществляемых Банком России. Задачи, стоящие перед Банком России, определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и непосредственно вытекают из конституционной цели деятельности - защиты и укрепления устойчивости рубля. Поэтому меры принуждения, используемые Банком России, могут быть дифференцированы на меры принуждения, применяемые:

  1. в связи с осуществлением Банком России денежно-кредитной политики;
  2. в связи с осуществлением задачи обеспечения устойчивого развития банковской системы;
  3. в рамках надзора за платежными системами.

При осуществлении  задачи обеспечения стабильности банковской системы Банк России в зависимости  от функции может применять меры принуждения:

  1. при реализации функции лицензирования деятельности кредитных организаций;
  2. при реализации функции органа, осуществляющего государственную регистрацию кредитных организаций, а также государственную регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг;
  3. при осуществлении функций органа банковского надзора;
  4. при реализации полномочий субъекта системы обязательного страхования вкладов граждан;
  5. при реализации функции контроля за деятельностью кредитных организаций в сфере противодействия отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.12

Кроме того, меры принуждения, применяемые Банком России к кредитным организациям, могут  дифференцироваться в зависимости  от стадии деятельности кредитной организации: на стадии предварительного надзора (в  процессе лицензировании деятельности кредитных организаций, решения  иных задач, обусловливающих возможность  их деятельности), на стадии текущей  деятельности кредитной организации  и, наконец, в отношении «слабых» (или «проблемных») банков.13

В зависимости  от объекта воздействия меры принуждения  могут быть дифференцированы:

      1. на имущественные, т.е. предполагающие временное или постоянное изъятие средств кредитной организации (взыскание недовзноса обязательных резервов, штраф);
      2. на личностные, ориентированные на ограничение прав кредитной организации, а в некоторых случаях - лиц, которые стремятся стать или являются руководителями кредитной организации, ее учредителями (участниками).

В зависимости  от оснований применения среди мер  принуждения, применяемых Банком России, могут быть выделены меры:

  1. являющиеся реакцией на правонарушение (нарушение требований федеральных законов и нормативных актов Банка России);
  2. являющиеся реакцией на особые ситуации, в которых оказывается конкретная кредитная организация и (или) банковская система в целом.

Меры принуждения  могут отличаться в зависимости  от федерального закона, которым предусмотрены  основания и виды соответствующих  мер.

Наконец, в  зависимости от правовой природы  меры принуждения, применяемые Банком России, могут быть дифференцированы на меры юридической ответственности  и меры защиты (иные меры), включающие в себя:

  1. меры предупреждения;
  2. меры пресечения;
  3. меры защиты права, включающие в себя правовосстановительные меры.14

Деление мер  принуждения, реализуемых в юрисдикционной форме (т.е. путем обращения к уполномоченным государством органам), на меры защиты  и меры ответственности совпадает  с делением юридических санкций  на правовосстановительные и штрафные. Меры защиты реализуются за счет применения к правонарушителю правовосстановительных санкций, а меры ответственности - за счет санкций штрафного характера.

Меры пресекательного  характера направлены на устранение правонарушения с целью предупреждения более тяжких его последствий. Данные меры не связаны с имущественным  воздействием на правонарушителя. Меры регулятивного характера направлены на упорядочение отношений между  субъектами с целью восстановления имущественной сферы потерпевшего либо компенсацией ему неимущественного вреда. Иными словами, эти меры всегда связаны с имущественным воздействием на правонарушителя.

Тем самым  получается, что с точки зрения претерпевания нарушителем негативных последствий речь идет о юридической  ответственности (данное понятие охватывает как меры защиты обоих видов, так  и меры ответственности), а с точки зрения применения ее государством - о юридических санкциях (правовосстановительных и штрафных).

Правовосстановительные  санкции призваны устранить правонарушение и его последствия, а также  принудить обязанное лицо к исполнению своих обязанностей.15

Санкции банковского  права принцип вины, по общему правилу, не учитывают. Для вкладчиков банка  и других банковских клиентов совершенно безразлично по чьей вине кредитная  организация перестала осуществлять банковские операции. Точно также  и Банк России, должен не мешкая отозвать банковскую лицензию, в случае, когда, скажем, обнаружилась реальная угроза для кредиторов кредитной организации. И делает это он, для того чтобы  предотвратить более существенный вред для интересов кредиторов. Поэтому  в банковском праве применяются  санкции, которые предусматривают  меры защиты.16

Деление юридических  санкций на правовосстановительные и штрафные необходимо учитывать  при применении этих видов санкций. Принципиальные различия между ними заключаются в следующем:

  1. для применения санкций штрафного характера необходимо наличие вины, если иное не установлено законом. Для применения правовосстановительных санкций достаточно факта объективно противоправного деяния;
  2. две санкции штрафного характера за одно правонарушение применять нельзя. В зависимости от последствий правонарушения можно применять несколько правовосстановительных санкций. Кроме того, они могут применяться одновременно с санкциями штрафного характера.
  3. размер санкций штрафного характера может изменяться судом. Конкретизация правовосстановительных санкций судом производиться не должна;
  4. при применении штрафных санкций требуется предварительный судебный контроль. Для применения иных мер государственного принуждения достаточно последующего судебного контроля.17

ФЗ о Банке  России содержит закрытый перечень санкций, которые в праве применять  Центральный Банк в отношении  кредитных организаций. Так в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев. 

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также  в случае, если эти нарушения или  совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали  реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

  1. взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;
  2. потребовать от кредитной организации:

осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том  числе изменения структуры ее активов;

замены руководителей  кредитной организации, перечень должностей которых указан в статье 60 настоящего Федерального закона;

осуществления реорганизации кредитной организации;

  1. изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
  2. ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
  3. назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;
  4. ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
  5. предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.18

Так же в научной  литературе высказывается мнение о  включении и иных санкций в перечень принудительных мер воздействия. Так Рождественская Т.Э. пишет, что «в качестве соответствующих мер принуждения должны рассматриваться не только меры, указанные в ст. 74 Закона о Банке России, но и такие, как отказ в государственной регистрации кредитной организации и отказ в предоставлении лицензии на осуществление банковских операций; отказ в согласовании кандидатур, назначаемых на должности руководителей кредитных организаций, отказ в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг; списание в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, суммы средств, недовнесенных в обязательные резервы кредитной организации, и иные меры.»19 Однако подобное расширенное толкование является спорным и достаточно слабо соотносится с правовой природой санкций в банковском праве, а также с позицией, принятой законодателем.

 

Глава 2. ВИДЫ САНКЦИЙ  В БАНКОВСКОМ ПРАВЕ

2.1. Штраф

 

Штраф является универсальной мерой ответственности, применяемой государственными органами в отношении кредитных организаций. Штраф представляет собой денежное взыскание, налагаемое на кредитную организацию.20

Во-первых, в соответствии со ст. 74 Закона о Банке России в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.21

В предписании  о наложении штрафа должны быть указаны  основания взыскания штрафа и  срок для его перечисления (не более  одного месяца). В случае уклонения  кредитной организации от добровольной уплаты штрафа его взыскание осуществляется в судебном порядке (ст. 74 Закона о Банке России). Величина штрафа за нарушение пруденциальных норм дифференцируется в зависимости от вида нарушенного экономического норматива от 0,05 до 1% минимального уставного капитала. Взыскание штрафа с кредитной организации не производится при наличии у нее на момент возникновения нарушения отрицательного капитала (кроме штрафов за нарушение порядка обязательного резервирования).22

Данное положение  предусматривает возможность применения конкретных мер в случае нарушения  не только федеральных законов, а  также подзаконных нормативных  актов, круг которых не ограничен, но и в случае нарушения предписаний  Банка России. Инструкция № 59 раскрывает содержание понятия «предписание» Банка России, которым является документ, направляемый кредитной организации, в котором надзорный орган со ссылкой на конкретные положения федеральных законов, нормативных актов Банка России констатирует выявленные нарушения (недостатки) в деятельности кредитной организации, указывает срок для их устранения, а также конкретные принудительные меры воздействия, применяемые к кредитной организации.23

Что касается штрафов, то следует обратить внимание, что она устанавливает предельный размер штрафа (до 0,1% минимального размера  уставного капитала), а конкретные размеры штрафов в зависимости  от совершенного нарушения также  установлены в Инструкции №59. В  таблице размеров штрафов перечислены  конкретные акты Банка России, содержащие те или иные требования, нарушения  которых влекут за собой наложение  штрафа.24

Информация о работе Виды санкций в банковском праве