Бюджетный дефицит и управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Целями этой работы было:
· детальное рассмотрение теоретических аспектов проблемы;
· анализ ситуации в Украине;
· освоение и обработка научной базы, относительно расчетов бюджетного дефицита и факторов, на него влияющих.
Никто не будет отрицать актуальность этой темы. Ведь сейчас практически, ни больше не меньше — решается судьба будущих поколений в Украине.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Балаболка В.А..docx

— 165.35 Кб (Скачать файл)

Задолженность правительственных  органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные  займы - это завтрашние налоги. Некоторые  налогоплательщики являются владельцами  государственных ценных бумаг. Они  получают проценты по этим бумагам  и одновременно платят налоги, которые  частично идут на выплату государственных  займов и кредитов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью  проценты и в срок погашать государственные  займы. Постоянно нуждаясь в стредствах, правительства прибегают ко все новым займам; покрывая старые долги, они делают еще больше новые.

Государственный долг растет в разных странах разными  темпами. Превышение государственного долга над ВВП более чем  в 2,5 раза считается опасным для  стабильности экономики, особенно для  устойчивого денежного обращения.[4,с.188].

Государственный долг может быть представлен в  форме:

1)кредитных соглашений  и договоров, заключенных от  имени государства как заемщика  с кредитными организациями, иностранными  государствами и международными  финансовыми организациями;

2)государственных  займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг от имени государства;

3)договоров и  соглашений о получении государством  бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других  уровней бюджетной системы государства;

4)договоров о  представлении государству государственных  гарантий;

5)соглашений и  договоров, в том числе международных,  заключенных от имени государства,  о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств государства  прошлых лет [5,c.26].

Государственный долг подразделяют на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму  с высокими процентами. Такую задолженность  можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатной процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств.

По условиям привлечения  средств различают внутренний и  внешний долг.

Внутренний государственный  долг - это совокупность обязательств государства перед резидентами, т.е. задолженность государства всем гражданам, которые держат внутренние государственные облигации.

Внешний государственный  долг - это совокупность долговых обязательств государства, которые возникли в результате займов государства на внешнем рынке.

Внешний долг государства имеет такие  составные:

- долг органов  государственной власти и управления, который возник в результате  привлечения кредитов иностранных  государств и выпуска государственных  ценных бумаг, которые размещаются  на международных рынках капиталов;

- долг субъектов  хозяйствования, гарантированный правительством. Он погашается и обслуживается  субъектами хозяйствования - заемщиками.

Состояние внешнего долга государства можно  охарактеризовать с помощью таких  показателей:

А) соотношение внешнего долга к валовому внутреннему  продукту;

Б) соотношение плановых платежей касательно обслуживания долга  валютных поступлений государства. Он свидетельствует о платежеспособности страны в ближайшей перспективе;

В) соотношение дисконтированной стоимости долга и экспорта. Этот показатель используется для оценки долгосрочной платежеспособности [4,c.188-189,191].

Внешний долг представляет особое внимание. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений  от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые  займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под  более высоки проценты, требуя залогов или особых поручительств. В некоторых развивающихся и среднеразвитых странах ежегодные обязательства выплаты по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Государственный долг можно разделить на две составляющие:

- капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных  государством долговых обязательств  и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты по этим обязательствам;

- основной долг - это номинальная стоимость всех  долговых обязательств государства  и гарантированных им заимствований  [5].

Государственный долг существенно влияет на экономику  в целом, а именно на параметры  монетарной и фискальной политики и  на экономическую конъюнктуру. Эффективное  управление государственным долгом предусматривает не только знание его  эффектов, но и возможность и качественной и количественной оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5.Причины возникновения бюджетного  дефицита и увеличение  государственного долга

Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических  отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся  у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. [11, с. 269]

Такие дополнительные доходы образуются главным образом в  результате эмиссии денег, выпуска  государственных ценных бумаг, осуществления  внутренних и внешних займов.

Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать  исключительно с чрезвычайными  обстоятельствами. Дефицит может  быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерения  правительства осуществлять крупные  государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре  общественного производства.

Однако чаще всего дефицит  отражает кризисные явления в  экономике, ухудшение показателей  финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение  экономических связей, неэффективность  налоговой системы и т.д.

В исключительных случаях  превышение расходов над доходами становиться  результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться  изыскивать дополнительные источники  финансирования чрезвычайных расходов.

Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием:

· Чрезмерных государственных  расходов;

· Ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования лили из-за низкой собираемости доходов);

· Циклических спадов в  экономике.[11, с. 261]

Вынужденный дефицит является следствием сокращения объемов ВВП и соответственно ограниченности финансовых ресурсов страны. Примером вынужденного бюджетного дефицита является циклический бюджетный дефицит.

Сознательный  бюджетный дефицит возникает вследствие дискреционной фискальной политики, которая предусматривает целенаправленные действия в размере государственных затрат, налогов и сальдо государственного бюджета. Сознательный дефицит бюджета возникает при условии, когда для стимулирования совокупного спроса в период экономического спада правительство целенаправленно снижает ставки налогообложения и увеличивает государственные затраты.

Структурные затраты и  поступления в большинстве состоят  из дискреционных программ, введенных  законодательством. А циклические  затраты и дефициты состоят из налогов и затрат, которые автоматически  приспосабливаются к состоянию  экономики. Так, в случае спада производства каждый процентный пункт роста нормы  безработицы увеличивает на соответствующую  сумму циклический дефицит. Это  происходит потому, что налоговые  поступления уменьшаются, а государственная  помощь с безработицы растет.

Когда же правительственные  структуры ставят за цель уменьшить  бюджетным путем повышения налоговых  ставок и снижение расходов, то соответственно уменьшается структурный дефицит  при полной занятости или потенциальном  объеме производства. Если государственный  законодательный орган решит  ввести программу, которая субсидирует  социальное обеспечение материнства, это приведет к росту структурных  затрат, соответственно увеличит структурный  дефицит.

Статистические исследования показывают, что определенные мероприятия  правительства, которые изменяют структурный  дефицит, изменяют фактический дефицит  в том же самом направлении.

Активный бюджетный  дефицит является следствием сознательного увеличения государственных затрат, которое создает невозможность сбалансировать бюджет. Таким образом, отличие между структурный и активным дефицитом состоит в том, что последний возникает в результате проведения политики дефицитного финансирования с целью стимулирования достижения максимальной занятости имеющихся производственных ресурсов, что побуждает экономику развиваться относительно независимо от циклических колебаний. Таким образом, активный дефицит своим импульсным содержанием отличается от структурного дефицита.

Пассивный дефицит  бюджета возникает под действием экономической конъюктуры как первопричина накопления запланированного объема бюджетных ресурсов и его можно сопоставить с циклическим бюджетным дефицитом [2,c.20-23].

Всякий рост государственных  расходов, не подкрепленный увеличением  доходов, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное  сальдо, с одной стороны, но с другой -- причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.

К важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание  объема ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в  периоды депрессии, когда ВВП  низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как  в периоды подъема наблюдается  положительное бюджетное сальдо. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной частях бюджета. Здесь имеется в виду, что во время спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль и др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находиться в противофазе с циклом [11,c.262].

Если правительству удается  увеличить долю выпуска государственных  ценных бумаг для финансирования первичного дефицита бюджета, то растут основная сумма государственного долга  и коэффициент его обслуживания, т.е. в национальной экономике увеличивается  бремя долга. Сумма процентов  за государственный долг равняется  произведению государственного долга  и реальной процентной ставки. Если в национальной экономике реальная процентная ставка превышает темпы  роста реального ВВП, то весь прирост  последнего идет на выплату процентов  по обслуживанию государственного долга, т.е. отношение государственного долга  к ВВП.

Основные причины резкого  скачка бюджетного дефицита:

низкая эффективность  общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических  связей.

нерациональная структура  бюджетных расходов, усиленная стремлением  жить не по средствам, осуществляя крупные  государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко  безвозмездную) развивающимся странам.

неэффективный бюджетный  механизм, не позволяющий государству  использовать его в качестве стимула  развития экономики и социальной сферы.

Важным фактором дестабилизации финансового состояния хозяйства  страны, снижения государственных доходов  и роста бюджетного дефицита явилась  финансовая система страны.

Стремление к равновесию бюджетных расходов и доходов  путем сбалансированности государственного бюджета - это сегодня одна из главных  задач.

При этом следует учитывать, что способы решения данной задачи во многом определяются тем, до какого предела (нулевого или иного) и какими темпами нужно стремиться к сбалансированию  бюджета.

Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:

увеличение государственных  расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;

циклические спады и «встроенные  стабилизаторы» экономики;

дефицит может быть связан с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений в развитие экономики.

дефицит может отражать кризисные  явления в экономике, ее развал, неэффективность  ее финансово-кредитных связей, неспособность  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране. В  этом случае дефицит - явление чрезвычайно  тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических  мер, но соответствующих политических решений.

Информация о работе Бюджетный дефицит и управление государственным долгом