Банковский надзор Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы заключается в том, что государственная социально-экономическая политика направлена на обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Для этого государство занимается повышением роли банковского сектора, который прежде всего зависит от регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора. Совершенствование банковского надзора позволит закрепить положение кредитных организаций в системе быстро меняющихся рыночных отношений и привлечь иностранные инвестиции. Значимость внутреннего банковского контроля определяется необходимостью поддержания финансовой устойчивости кредитной организации, соблюдения прав и законных интересов вкладчиков, кредиторов и других контрагентов кредитной организации.

Содержание

Введение 3
Глава1. Банковская система Российской Федерации как институт финансового права 6
1.1. Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации 6
1.2. Основы правового положения кредитных организаций 10
Глава 2. Финансово-правовой аспект Комитета банковского надзора 16
2.1. Основы правового положения Комитета банковского надзора 16
2.2 Анализ положения о Комитете банковского надзора 20
Глава 3. Меры ответственности применяемые в порядке надзора Центрального Банка по отношению к кредитным организациям 25
3.1. Правовые меры Центрального Банка применяемые в порядке надзора в отношении банковских и небанковских кредитных организаций 25
3.2. Особенности правового регулирования ответственности банковской и небанковской кредитной организации перед Центральным банком 29
Заключение 34
Список использованных источников 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_Горбыль_Банковский надзор Банка России.docx

— 98.95 Кб (Скачать файл)

Необходимо подчеркнуть, важность четкого определения порядка надзора и его функций, которое может способствовать повышению эффективности банковского надзора, получению жизнеспособной устойчивой банковской системы и снижению возможных нежелательных направлений ее развития30.

2.2 Анализ положения о Комитете банковского надзора

 

В первую очередь следует выделить структуру Комитета банковского надзора. В нее входит:

1. Председатель Комитета.

2. Заместители председателя  Комитета.

3. Департамент банковского  регулирования и надзора.

4.Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций.

5. Главная инспекция кредитных  организаций.

6. Департамент финансового  мониторинга и валютного контроля.

7. Департамент финансовой  стабильности.

8. Юридический департамент.

9. Главное управление  безопасности и защиты информации.

10.Московское главное территориальное управление Центрального банка Российской Федерации.

Комитет банковского надзора в своей деятельности руководствуется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации», иными федеральными законами, настоящим Положением, решениями Совета директоров Банка России, а также иными актами Банка России.

Комитетом руководит Председатель Комитета, назначаемый Председателем Банка России из числа членов Совета директоров Банка России. Председатель Банка России по представлению председателя Комитета назначает заместителей председателя Комитета, в том числе из числа руководителей структурных подразделений Банка России, входящих в состав Комитета.

Основной формой работы Комитета являются заседания, в которых принимают  участие с правом голоса Председатель Комитета, его заместители и руководители структурных подразделений Банка  России, обеспечивающих выполнение надзорных  функций: Департамента банковского  регулирования и надзора, Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, Главной инспекции кредитных организаций, Департамента финансового мониторинга и валютного контроля, Департамента финансовой стабильности, Юридического департамента, Главного управления безопасности и защиты информации, Московского главного территориального управления Центрального банка Российской Федерации (далее - члены Комитета) 31.

К компетенции Комитета относятся  вопросы, связанные с осуществлением регулирующих и надзорных функций  Банка России, в том числе совершенствованием методологии банковского надзора  и регулирования деятельности кредитных  организаций; отдельных функций Банка России в области валютного регулирования и валютного контроля; иных функций, возложенных на Комитет законодательством.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, Комитет проводит обсуждения, по предложению структурных подразделений Банка России, входящих в состав Комитета, иных структурных подразделений Банка России и его территориальных учреждений; подготавливает по поручению Председателя Банка России необходимую информацию Национальному банковскому совету Банка России; готовит предложения Совету директоров Банка России и Председателю Банка России. Большее внимание Комитет уделяет вопросам, связанными с кредитными организациями - это принятие решения по их государственной регистрации; выдача генеральных лицензий на осуществление банковских операций, лицензий на привлечение во вклады денежных средств физических лиц банкам; вынесение заключения к участию в системе страхования вкладов; формирование собственных средств (капитала) с использованием инвесторами ненадлежащих активов; аннулирование и отзыв лицензий на осуществление банковских операций, а также государственной регистрации кредитных организаций в связи с их ликвидацией; выдачи разрешений на создание на территории иностранного государства филиалов и дочерних организаций; применения к ним мер воздействия за допущенные нарушения в случаях, предусмотренных статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также отмены ранее принятых решений о применении мер воздействия к кредитным организациям, за исключением решений о применении мер воздействия, принятых Председателем Банка России, и решений об отзыве лицензии на осуществление банковских операций. В целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации осуществляет анализ кредитных организаций, а в случае возникновения таких ситуаций принимает меры, предусмотренные статьей 74 указанного Федерального закона, а также ходатайствует перед Советом директоров Банка России об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций32.

Заседания Комитета проводятся не реже одного раза в месяц. В заседании могут принимать участие руководители и работники структурных подразделений Банка России, как входящих так и не входящие в состав Комитета, так же могут приглашаться представители организаций, не входящих в систему Банка России, в том числе представители банковского сообщества и руководители кредитных организаций, но приглашенные лица не участвуют в голосовании. Решение Комитета принимаются при присутствии не менее половины членов Комитетов, или их представителей, и решающий голос остается за председателем Комитета, который имеет право поддержать позицию меньшинства, но при этом проинформировав и получив согласие от Председателя Банка России.

Решения Комитета исполняются  в месячный срок, если в самом решении Комитета не определено иное. Решения Комитета, принятые на его заседании, оформляются протоколом, который подписывается председателем Комитета или его заместителем и ответственным секретарем Комитета. Далее в течение трех рабочих дней оформляется протокол, подписывается не позднее следующих двух рабочих дней и направляется членам Комитета, кроме решений по вопросам вынесения заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов, которые оформляются и подписываются не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения33.

Решения Комитета, принятые путем визирования проекта решения  Комитета, имеют похожую процедуру, только оформление протокола происходит в течение одного рабочего  дня. Структурным подразделениям Банка России, не входящим в состав Комитета, направляются выписки из протоколов, подписанные ответственным секретарем Комитета, в части, их касающейся.

Из числа работников Департамента банковского регулирования и надзора формируется Рабочий аппарат Комитета. Он возглавляется ответственным секретарем Комитета и осуществляет техническую подготовку заседаний Комитета, а также контроль за выполнением решений Комитета.

Обязанности ответственного секретаря Комитета банковского  надзора возлагаются на работника  Департамента банковского регулирования  и надзора приказом заместителя  Председателя Банка России, курирующего  работу с персоналом, по представлению  директора Департамента банковского  регулирования и надзора, согласованному с председателем Комитета34.

Информация о решениях Комитета представляется ежеквартально  Совету директоров Банка России.

Положение о Комитете банковского  надзора Банка России достаточно точно и подробно определило место, роль и функции главного органа, осуществляющего регулирующие и  надзорные функции. В положении  большое внимание уделено вопросам, отнесенным к компетенциям Комитета, что подчеркивает важность и значимость этого органа. Процессу заседания и принятия решения также уделено значительное внимание, что подчеркивает его открытость и гласность.

 

Глава 3. Меры ответственности применяемые в порядке надзора Центрального Банка по отношению к кредитным организациям

3.1. Правовые меры Центрального Банка применяемые в порядке надзора в отношении банковских и небанковских кредитных организаций

 

С позиции финансового  права банковский надзор рассматривается  Л.К. Казакбиевой как наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, установленных Банком России нормативных актов (в том числе, финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности), а также применение мер государственного принуждения за нарушения банковского законодательства35.

Основными элементами системы  банковского надзора и регулирования  являются лицензирование банковской деятельности и текущий надзор. Для каждого  из этих элементов присуще как  формальные, так и содержательные аспекты36. Лицензирование банков предполагает ограничения на характер их деятельности и руководствуется такими группами требований как: к уставному капиталу, к учредителям кредитной организации, к руководящему персоналу, к технической оснащенности. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций и банковских групп Банк России может устанавливать некоторые обязательные нормативы, перечень которых представлен в 62 статье Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации».

Полномочия Банка России по установлению правил проведения банковских операций и других сделок кредитных  организаций предусмотрены законом  о Центральном банке РФ. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также устанавливает обязательные нормативы и обязывает предоставлять другую информацию, предусмотренную федеральными законами37.

Одним из важнейших условий надежности бедующей кредитной организации является наличие у нее уставного капитала38, который составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Для более эффективного противостояния финансовым кризисам кредитные организации должны иметь достаточный уровень капитала и обладать набором высоколиквидных активов39. Для регистрации банка, ходатайствующему о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, минимальный размер уставного капитала устанавливается в сумме 300 миллионов рублей, а для небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 миллионов рублей, для небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей, для небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении указанных лицензий, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей40. В современны условиях важнее не количество уставного капитала, а его качество, из-за этого иногда возникает проблема информационной прозрачности структуры собственности банков41. В этом случае ЦБ принял меры, которые выражаются  в обязательной публикации сведений о лицах, оказывающих прямое и косвенное влияние на решения, принимаемые руководством банка. Также банкам рекомендовано публиковать отчетности о расчете собственных средств и об обязательных нормативах.

В ходе осуществления банковского  надзора специальные территориальные  учреждения ЦБ анализируют финансовую отчетность кредитных организаций, осуществляющих оценку финансового  состояния и устойчивости банков и небанковских кредитных организаций. Данные, полученные на основе анализа отчетности, а также первичных документов при проведении инспекционных проверок, используются не только для применения мер воздействия к банкам в случаях нарушения законодательства РФ и нормативных актов Банка России, но и в целях государственного регулирования рыночной экономики42 (например, изменение процентной ставки рефинансирования).

Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять исключительно банковские операции, такие как открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц, но только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов. Объем операций по сравнению с банковскими кредитными организациями достаточно невелик, что объясняет усиление банковского надзора не в их пользу.

Для банковских кредитных  организаций объем полномочий очень  широк, поэтому они спокойно могут  заниматься по мимо деятельности присущей для небанковских кредитных организаций  еще и привлечением денежных средств физических и юридических лиц во вклады; куплей-продажей иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечением во вклады и размещение драгоценных металлов; выдачей банковских гарантий; осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов.

Банковская кредитная организация также вправе осуществлять операции, при открытии банковского счета на основании свидетельства государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, а также свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. К таким операциям относятся сделки по выдаче поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; по приобретению права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; по доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; по осуществлению операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации; по предоставлению в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; по лизинговым операциям; по оказанию консультационных и информационных услуг43.

Информация о работе Банковский надзор Банка России