Банковская тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

С расширением сферы банковской деятельности, с усилением роли банков, их влияния на экономику возрастает и потребность в постоянном совершенствовании банковского законодательства, судебной практики, а также научных, доктринальных разработок в этой области. В данной работе будут рассмотрены такие общие вопросы как понятие банковской тайны, содержание, система защиты банковской тайны.

Содержание

Введение
1. Понятие банковской тайны
2. Содержание банковской тайны
3. Субъекты, обязанные хранить банковскую тайну
4. Содержание правомочий клиентов по банковской тайне и пределы их осуществления
5. Предоставление кредитной организацией государственным органам сведений, составляющих банковскую тайну
6. Нарушение банковской тайны и ответственность
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

План банковское право!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

- в-третьих, в законодательных  актах о деятельности государственных  органов должны быть указаны  не только случаи и порядок  предоставления указанных сведений, но и их объем, а также ответственность госорганов и их должностных лиц за разглашение конфиденциальной информации. Предоставление кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, гарантируется на законодательном уровне конфиденциальностью получаемой госорганами информации.

Учитывая изложенное, рассмотрим случаи предоставления кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, отдельным государственным органам.

Суды, арбитражные суды (судьи) запрашивают (истребуют) у кредитных  организаций сведения, составляющие банковскую тайну, на основании ст. 63-65 ГПК РСФСР, ст. 54 АПК РФ, ст. 70 УПК РФ.

В деятельности кредитных  организаций нередки случаи, когда  судебные приставы-исполнители, ссылаясь на ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах", закрепляющую их право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки, обязывают кредитные организации предоставлять им сведения о наличии денежных средств клиента-должника и их движении по банковскому счету.

Такие требования судебного  пристава-исполнителя нельзя признать правомерными. Указанная информация является банковской тайной, а предоставление подобных сведений судебным приставам-исполнителям законодательными актами, регулирующими  правовой режим банковской тайны, не предусмотрено. В соответствии с иной точкой зрения ст. 12 ФЗ "О судебных приставах" предоставляет право судебным приставам-исполнителям получать у банков сведения, составляющие банковскую тайну.

В соответствии с п. 3 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" сведения о наличии или отсутствии у  должника - организации счетов и  вкладов в кредитной организации  судебный пристав-исполнитель запрашивает  у налоговых органов, которые  в трехдневный срок обязаны выдать ему необходимую информацию. При этом судебные приставы-исполнители и налоговые органы руководствуются совместным приказом Министерства юстиции РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 22 марта 1999 года "О порядке предоставления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов-исполнителей".

Согласно ст. 13 Федерального закона "О Счетной  палате Российской Федерации" при  проведении ревизий и проверок Счетная  палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно - финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. По требованию Счетной палаты Центральный банк РФ, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Уголовным кодексом РФ (ст. 287) предусмотрена ответственность должностных лиц за неправомерный отказ в предоставлении информации (документов, материалов), а также за предоставление заведомо неполной либо ложной информации Счетной палате РФ.

В силу п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ банки обязаны  выдавать налоговым органам справки  по операциям и счетам организаций  и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

Предоставление  налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну, неверно сводить только к предоставлению запрашиваемой ими информации. Следует учитывать, что предоставление определенного объема такой информации вменено в обязанность банков: например, банки обязаны сообщать налоговым органам по месту учета налогоплательщиков в пятидневный срок об открытии или закрытии ими счетов (п. 1 ст. 86 НК). Предоставление кредитной организацией налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну, гарантируется налоговой тайной, режим которой урегулирован ст. 102 Налогового кодекса. Режим налоговой тайны необходимо рассматривать в корреспонденции с режимом банковской тайны. В соответствии с Налоговым кодексом налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике. Исключением являются сведения, перечисленные в п. 1 ст. 102 НК РФ: 1) разглашённые налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимной сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Не вызывает сомнений, что к таким сведениям относятся и те, которые составляют банковскую тайну.

Статьей 135 Налогового кодекса установлена налоговая  ответственность за непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный НК РФ срок.

По Закону РФ "О федеральных органах налоговой полиции" у органов налоговой полиции есть право получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации (п. 9 ст. 11). Однако такое полномочие органов налоговой полиции, по мнению автора, не предоставляет им право получать от кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну, так как в приведенной норме указанное право специально не закреплено.

Спорной представляется также правомерность использования  органами налоговой полиции полномочия, закрепленного п. 2 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", в соответствии с которым указанные органы имеют право при исполнении служебных обязанностей пользоваться правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов.

Вместе с  тем полномочия органов налоговой  полиции закреплены в ст. 36 Налогового кодекса. Хотя перечень этих полномочий не носит исчерпывающего характера, стоит согласиться с мнением  о том, что нормы, закрепляющие полномочия органов налоговой полиции по самостоятельному осуществлению налоговых проверок и применению налоговых санкций, а также иные полномочия налоговых органов, предоставленные органам налоговой полиции Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции", противоречат нормам Налогового кодекса и должны быть приведены в соответствие с ним путем внесения изменений в названный Закон.

Исходя из функций  органов налоговой полиции, которые  состоят в предупреждении, выявлении, пресечении и расследовании нарушений  законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, и их полномочий, закрепленных ст. 36 Налогового кодекса, правомерно сделать вывод о том, что сведения, составляющие банковскую тайну, должны предоставляться органам налоговой полиции исключительно как органам предварительного следствия.

В иных случаях  сведения, составляющие банковскую тайну, истребуются органами налоговой  полиции через налоговые органы. Это предусмотрено нормой п. 3 ст. 36 Налогового кодекса, в силу которой  органы налоговой полиции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к полномочиям налоговых органов, обязаны направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия решения.

Таким образом, в ст. 26 Закона о банках нужно внести изменения, исключив органы налоговой полиции из перечня государственных органов, которым выдаются справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Органам предварительного следствия информация, составляющая банковскую тайну, предоставляется при наличии двух условий: во-первых, только по возбужденным уголовным делам, находящимся в их производстве, и, во-вторых, с согласия прокурора. Согласно ст. 125 УПК РСФСР органами предварительного следствия являются следователи прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и федеральных органов налоговой полиции.

Во всех иных случаях предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, органам предварительного следствия, а также иным правоохранительным органам является неправомерным.

Перечислим  такие случаи, так как они нередко  возникают в практике кредитных  организаций.

Во-первых, речь идет о ст. 109: УПК РСФСР, согласно которой следователь и орган  дознания по поступившим заявлениям и сообщениям могут истребовать необходимые материалы до возбуждения уголовного дела.

Во-вторых, право  получать от граждан и должностных  лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с  них предоставлено милиции (ст. 11 Закона РФ "О милиции").

В-третьих, истребовать  документы по возбужденным уголовным  делам могут органы дознания, перечисленные  в ст. 117 УПК РСФСР. За исключением  таможенных органов и органов  налоговой полиции, которые указаны  в ст. 26 Закона о банках, предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, иным органам дознания, в том числе милиции, является неправомерным.

В-четвертых, право  требовать от руководителей и  других должностных лиц представления  необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений имеют прокуроры (ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"). Предоставление прокурору сведений, составляющих банковскую тайну, правомерно только в связи с возбужденным уголовным делом.

Предоставление  кредитными организациями органам предварительного следствия информации, составляющей банковскую тайну, гарантируется тайной следствия (ст. 139 ГПК РСФСР).

 

 

 

 

6. Нарушение банковской тайны и ответственность

Нарушение банковской тайны состоит в раскрытии  соответствующей информации (части информации) без согласия управомоченного лица (клиента, корреспондента) или в использовании ее банковским служащим в своих интересах. Такие действия могут причинить моральный, а иногда и материальный вред (например, в соответствии с полученной информацией похищена сберегательная книжка на предъявителя, государственная облигация и по ним получены деньги).

За вред, причиненный  клиенту разглашением тайны, банк несет  договорную ответственность в соответствии со ст.222 ГК: лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет имущественную ответственность лишь при наличии вины, кроме случаев, предусмотренных законом или договором. Конкретная санкция имущественного характера в виде неустойки (штрафа) должна быть предусмотрена в отдельном договоре.

Если банковская тайна раскрыта в отношении лица, не связанного с банком каким-либо договором (например, наследник, упомянутый в  завещательном распоряжении банку), то наступает внедоговорная ответственность  банка по правилам ГК (обязательства, возникающие вследствие причинения вреда). Такие лица вправе требовать возмещения им морального вреда. Его размер определяется потерпевшим в исковом заявлении самостоятельно. При установлении размера морального вреда судом во внимание может приниматься количество осведомленных о тайне, объем разглашенной информации (если информация включает в себя целый ряд конфиденциальных сведений).

Служащие банка, виновные в нарушении банковской тайны, могут нести ответственность, предусмотренную трудовым законодательством, если обязанность хранить эту тайну включена в их должностные инструкции или контракты, заключенные с ними при приеме на работу.

Административная  ответственность банковских служащих в Кодексе об административных правонарушениях  не предусмотрена. Для сравнения отметим, что по Закону Республики Молдова о государственном национальном банке Молдовы (Национальном банке Молдовы) 1991 г. (утратил силу в 1995 г.) банковские работники, виновные в разглашении коммерческой тайны, несут административную ответственность в виде штрафа в размере от 1 до 3 месячных окладов, если действующие законы не закрепляют иное.

Согласно Закону о конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках (1991 г.) не допускается  использование и разглашение коммерческой тайны без согласия ее владельца. Хозяйствующие субъекты (в том числе банки) несут ответственность в виде штрафа в случае уклонения или несвоевременного исполнения предписания Антимонопольного комитета о прекращении нарушений.

В УК нет статьи об ответственности за разглашение банковской тайны. Но возможно привлечение служащих к уголовной ответственности, если в их действиях содержатся составы предусмотренных в Кодексе преступлений, например, получение взятки за разглашение банковской тайны.

В некоторых  случаях может быть применена  ст.76 УК (передача иностранным организациям сведений, составляющих служебную тайну). Предметом данного преступления являются сведения экономического, научно-технического и другого характера, составляющие служебную тайну. Субъектами преступления считаются лица, достигшие 16-летнего возраста, которым сведения были доверены по работе или стали известны иным путем. Такие действия являются преступлением, если совершаются умышленно путем передачи или сбора с целью передачи указанных сведений иностранным организациям или их представителям. Следовательно, разглашение служебной (в том числе банковской) тайны российским предприятиям и гражданам под действие этой статьи не подпадает и не влечет уголовной ответственности.

Заключение

В законодательстве о банковской тайне, к сожалению, больше вопросов, чем ответов. Главная проблема, на мой взгляд, недоработанные нормативно-правовые акты, будь то Федеральный Закон или какая-либо статья ГК РФ. Существуют явные противоречия и нестыковки в формулировках, также имеют место нечёткие, расплывчатые определения.

Между тем, ни у  кого не вызывает сомнений, что институт банковской тайны не маловажен для  нормального функционирования экономики. С одной стороны, он является частным  случаем коммерческой тайны, когда речь идет об обеспечении тайны об операциях, о счетах и вкладах, что может являться предметом защиты информации в процессе функционирования коммерческой организации. С другой – это одна из граней обеспечения личной тайны гражданина. С третьей – банковская тайна выполняет определенную охранительную функцию, обеспечивая недоступность сведений о финансовом положении юридических лиц и граждан, и тем самым предохраняя их от противоправных намерений и действий.

Информация о работе Банковская тайна