Банковская тайна: проблемы правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:01, реферат

Краткое описание

Обращение к данной теме не случайно, актуальность её определяется увеличением роли информации на современном этапе социально – экономического развития общества, признанием её значимости как имущественной и не имущественной ценности для отдельной личности, общества и государства в целом. Информационные ресурсы стали ценным товаром на рынке, в том числе и международном, сопоставимым по экономическим показателям с финансовыми, природными и иными ресурсами.

Вложенные файлы: 1 файл

Статья.docx

— 31.06 Кб (Скачать файл)

Во все времена существовала информация, которую люди по каким  – либо соображениям пытались хранить в секрете. Личная, коммерческая, врачебная, налоговая, банковская тайна – это далеко не весь перечень видов конфиденциальной информации.

Обращение к данной теме не случайно, актуальность её определяется увеличением роли информации на современном  этапе социально – экономического развития общества, признанием её значимости как имущественной и не имущественной  ценности для отдельной личности, общества и государства в целом. Информационные ресурсы стали ценным товаром на рынке, в том числе  и международном, сопоставимым по экономическим  показателям с финансовыми, природными и иными ресурсами.

Можно заметить, что успех экономической деятельности неразрывно связан с институтом коммерческой и банковской тайны. Очевидно, что не стоит смешивать эти два понятия. Принципиальное отличие между ними заключается в способе отнесения тех или иных сведений к категории конфиденциальной информации. Для коммерческой тайны важна охрана содержания информации, для банковской тайны – охрана не только содержания отношений между банком и клиентом, но и самого факта этих отношений. Круг сведений, составляющих банковскую тайну, закреплен на уровне закона; перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, хозяйствующий субъект составляет сам, с учетом критериев о действительной или потенциальной коммерческой ценности в силу неизвестности их третьим лицам, отсутствия доступа. Кроме того, охрана коммерческой тайны – забота исключительно её обладателя, что позволяет ему увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке и т.д. Банковская тайна охраняется банком, и данные действия названный субъект совершает в силу того, что эта обязанность предусмотрена законом. Можно сказать, что банковская тайна является самостоятельным институтом и не должна рассматриваться как вид коммерческой тайны.1

Понятно, что для нормального  функционирования экономики институт банковской тайны не менее важен, чем институт коммерческой тайны. Основные принципиальные положения о составе сведений составляющих банковскую тайну, и о режиме этой тайны изложены в ст. 857 ГК РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ 2 и в ст.26 ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 «О Банках и Банковской деятельности»3. Статья 857 ГК РФ устанавливает, что банк гарантирует тайну банковского вклада и банковского счета, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Немного иначе это положение сформулировано в ст.26 ФЗ « О Банках и Банковской деятельности», согласно которой кредитные организации, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит указанному Федеральному закону.

Обращает на себя внимание тот факт, что между ГК РФ и  ФЗ «О банках и банковской деятельности»  имеются определенные противоречия. ГК РФ в качестве субъекта, в обязанности которого вменяется хранить тайну, определяет банк, закон – кредитную организацию. Таким образом, из сферы регулирования ГК РФ выпадают небанковские кредитные организации. При этом в соответствии со ст.1 Закона о банках небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России. Небанковские кредитные организации, осуществляющие операции по расчетам и инкассации, вправе осуществлять открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, а также осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков – корреспондентов, по их банковским счетам.

С принятием ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ « О кредитных историях» 4 прибавился еще один субъект, обязанный соблюдать банковскую тайну. Согласно указанному закону предусмотрено создание бюро кредитных историй, основная цель которого состоит в накоплении определенного перечня информации, характеризующей платежную дисциплину заемщика по исполнению договора займа (кредита) и в совокупности составляющей кредитные истории физических и юридических лиц. Так как аккумулируемая в бюро кредитных историй информация может иметь ценность в конкурентной борьбе, возникает необходимость в обеспечении защиты коммерчески ценной информации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей В ФЗ « О кредитных историях» уделяется большое внимание порядку хранения и передачи кредитных историй,  атак же надзору за деятельностью бюро. Информация может поступить в бюро только при наличии согласия заемщика. Пункт 14 ст. 6 названного закона устанавливает для пользователей кредитных историй и иных лиц, имеющих доступ на законных основаниях к такой информации, обязанность не разглашать её третьим лицам под угрозой привлечения к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Вернемся к расхождениям в нормативно – правовых документах. В ГК РФ объект защиты – сведения об операциях по вкладу, а  в законе – вообще об операциях. Согласно Закону о банках кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. В соответствии с ГК банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Как видно из приведенных формулировок, Закон о банках, в отличие от Гражданского кодекса, включает в круг сведений, относящихся к банковской тайне, все операции клиента, а не только операции по счету. Действительно, объем понятий совершенно неравнозначен. Клиенты банка кроме операций по счетам могут, к примеру, производить операции с ценными бумагами, в том числе покупать у банка векселя, покупать и продавать иностранную валюту, получать банковские гарантии и т.д. В то же время, Гражданский кодекс гарантирует тайну сведений о клиенте, что не предусмотрено Законом о банках.

За разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, банк несет  ответственность в виде возмещения причиненных убытков (ст.857 ГК) и ответственность, включая возмещение нанесенного  ущерба (ст.26 Закона о банках). Безусловно, объем ответственности по Закону о банках существенно шире и соответствует  наиболее полной защите интересов клиентов кредитных организаций от неправомерных  действий, повлекших за собой какие-либо неблагоприятные последствия. Помимо гражданско-правовой ответственности  в виде возмещения причиненных убытков  за незаконные получение и разглашение  сведений, составляющих банковскую тайну, виновные лица несут ответственность  в соответствии со ст.183 УК РФ. КоАП РФ (Кодекс РФ об административных правонарушениях), введенный в действие 1 июля 2002 г., также в ст.13.14 предусматривает  административную ответственность  за разглашение информации с ограниченным доступом лицом, получившим доступ к  такой информации в связи с исполнением служебных и профессиональных обязанностей. Причем, административная ответственность налагается на граждан и должностных лиц.

Неравнозначны и понятия  «убытки» и «ущерб». Под ущербом, как правило, понимаются расходы, которые  лицо, чье право нарушено, произвело  или должно будет произвести для  восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (ст.15 ГК). Убытки же кроме ущерба включают в себя и упущенную выгоду, то есть неполученные доходы, которые  могли бы быть получены при обычных  условиях гражданского оборота.

Таким образом, представляется, что формулировка Гражданского кодекса  не в полной мере отвечает сложившейся  практике. С другой стороны, норма  ст.26 Закона о банках является специальной  по отношению к ГК и поэтому  именно она подлежит применению. Статья 857 ГК РФ не отсылает к другим законам, нормы которых могут определить иной, отличный от установленного Кодексом объем сведений, составляющих банковскую тайну. Поэтому на основании п. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу, ст. 26 Закона о банках в части определения содержания банковской тайны на практике не  должна применяться.

Это утверждение основывается на анализе соотношения норм Гражданского кодекса РФ и Закона о банках, а также следует из природы  правоотношений, которые образуют институт банковской тайны.5 Такие правоотношения представляют собой компромисс интересов: частноправовых, обусловленных отношениями клиента и банка по поводу заключения и исполнения договора банковского счета (договора банковского вклада), и публично-правовых, обусловленных отношениями банка и государственных органов, регламентированными законодательными актами.

Теперь необходимо уточнить, кто же может получить доступ к банковской тайне?

 В соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве,  а также органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и, кроме того, в уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"6

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией руководителям (должностным лицам) федеральных  государственных органов при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, в случае проверки в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"7 сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Справки по счетам и вкладам  в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным  владельцем счета в сделанном  кредитной организации завещательном  распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах  умерших вкладчиков, а в отношении  счетов иностранных граждан - консульским  учреждениям иностранных государств.

Не так давно Государственная  дума приняла сразу во втором и  третьем чтениях поправку, вносящую изменения в Налоговый кодекс РФ и закон « О Банках и банковской деятельности». Федеральный закон принят Государственной Думой 6 июня 2012 года и одобрен Советом Федерации 27 июня 2012 года.8 Принятые изменения позволяют банкам предоставлять информацию о счетах и операциях российских физических лиц по запросу уполномоченных органов других государств в случаях, предусмотренных международными соглашениями.

 При подготовке законопроекта об электронном документообороте ко второму чтению на рассмотрение профильного комитета были предложены две альтернативные поправки. Поправкой, внесенной правительством РФ, предлагалось разрешить налоговым органам без суда получать информацию, составляющую банковскую тайну, о состоянии счетов физических лиц в случае проведения ими "мероприятий налогового контроля". Согласно действующему законодательству, информация в отношении физлиц может быть получена налоговыми органами только по решению суда.

Предлагалось просто ликвидировать  банковскую тайну в отношении  физических лиц. Нововведение могло помочь налоговикам в проверке сведений о доходах, указываемых в декларациях граждан. Комитет Госдумы по бюджету и налогам отклонил данную поправку Минфина в Налоговый кодекс РФ, которая могла разрешить инспекторам при проведении проверок запрашивать у банков справки о средствах на счетах физических лиц.

Эксперты считают, что  формально депутаты заступились  за налогоплательщиков, но не забыли и  о своих интересах. "Им стало  крайне неуютно от мысли, что любой  инспектор просто ради любопытства  сможет запрашивать у банков сведения об их счетах", – считает гендиректор  юридической компании Taxadvisor Дмитрий  Костальгин. Он также убежден, что  налоговики весьма широко трактуют понятие  мероприятий налогового контроля, и  поводом для запроса о счетах может стать даже смена владельца  автомобиля. Тайна вклада имеет первостепенное значение не только для граждан, но и для экономики, и принятие подобной поправки может повлечь за собой отток вкладов из банков.9

Отметим, что банк все  же будет обязан рассекречивать данные о счетах клиентов при поступлении  запроса от "уполномоченных органов  иностранных государств в случаях, предусмотренных международными соглашениями РФ". Эту норму депутатам пришлось принять, поскольку она необходима для вступления России в Организацию экономического сотрудничества и развития.

В ходе круглого стола о  перспективах развития коллекторской деятельности, который состоялся 29 сентября 2011 года, эту позицию высказал официальный представитель ЦБ РФ. Сейчас нередко банки добавляют в кредитный договор специальное условие: заемщик разрешает им передавать сведения третьим лицам. Имеется в виду – коллекторским агентствам на случай принудительного взыскания долгов. Фактически получатель кредита разрешает банку нарушать соответствующую норму закона. Об этом сообщила на своём сайте Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Такой подход официально одобрил представитель Центробанка. В свою очередь, Роспотребнадзор полагает, что подобное отношение к банковской тайне противоречит закону о банковской тайне. Включение в кредитные договоры пункта о переуступке прав требования кредитора третьему лицу также неправомерно, утверждает ведомство. На своем сайте оно рассказывало о ситуации, возникшей в ходе круглого стола. Роспотребнадзор подтвердил свою последовательно отстаиваемую и подтверждаемую соответствующими судебными решениями позицию относительно отсутствия в настоящее время очевидных правовых основ для привлечения банками «коллекторских агентств» для работы с гражданами-должниками, тем более в случаях неоднозачных и спорных размеров задолженности, проиллюстрировав на отдельных примерах суть проводимой «коллекторами» работы по взысканию долгов.

Информация о работе Банковская тайна: проблемы правового регулирования