Анализ финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 16:22, контрольная работа

Краткое описание

Формирование правового государства в условиях демократизации общественного развития и новой системы федерализма предопределяет роль финансового обеспечения для всех направлений государственной политики. Бюджет, налоги, кредиты и иные элементы финансового рынка выступают важнейшими инструментами для эффективного функционирования российской экономики. Финансовая деятельность приобретает новые свойства, от которых зависят все сферы жизнедеятельности государства.
Финансовое право, в отличие от других отраслей российского права, строится на основе фундаментального понятия, объединяющего отдельные, институты в единый финансовый механизм, которым является финансовая деятельность государства. Вместе с тем сущностная сторона финансовой деятельности осталась недостаточно разработанной.

Вложенные файлы: 1 файл

финансовой деятельности государства и муниципальных образований.docx

— 35.43 Кб (Скачать файл)

5. Социальная  направленность финансовой деятельности  в Российской Федерации вытекает  из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию  как социальное государство, политика  которого направлена на создание  условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие  человека (ст. 7).

6. Распределение  функций в области финансовой  деятельности происходит на основе  разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. Исходя  из этого принципа,  Конституция  РФ определяет полномочия законодательных  (представительных) и исполнительных  органов власти.

7. Участие  граждан РФ в финансовой деятельности  государства и органов местного  самоуправления обеспечивается  ст. 32 Конституции РФ, утверждающей  право граждан РФ участвовать  в управлении делами государства  как непосредственно, так и  через своих представителей.

8. Основы  принципа гласности также установлены  нормами Конституции РФ, требующими  официального опубликования законов,  что непосредственно относится  и к законам, регулирующим финансовую  деятельность. Любые нормативные  акты, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15).

9. Принцип  плановости выражается в том,  что деятельность государства  по образованию, распределению  и использованию финансовых ресурсов  осуществляется на основе финансовых  планов, разрабатываемых в соответствии  с государственными и местными  планами и программами, а также  планами предприятий, организаций  и учреждений.

В качестве принципов финансового федерализма, определяющих финансовую деятельность современной России, отнесены специальные  начала. Это принцип сочетания  общегосударственных финансовых интересов  с интересами регионов и муниципальных  образований. Это принцип единства финансовой деятельности государства (финансовой политики, организации  финансовой системы) и финансовой самостоятельности  государственных и муниципальных  образований. Далее, это принцип  разграничения предметов ведения, полномочий (компетенции) органов государственной  власти Федерации и регионов, определения  уровня самостоятельности полномочий для органов местного самоуправления в сфере финансов. Наконец, это  принцип финансового равноправия  субъектов Федерации и муниципальных  образований между собой и  во взаимоотношениях с вышестоящими органами государственной власти.

 

III. Методы осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований

3.1. Методы аккумуляции

Финансовая  деятельность государства характеризуется  тем, что в ходе ее осуществления  организуются и практически осуществляются аккумулирование, распределение и  использование денежных фондов в  целях выполнения своих задач  и функций.

Экономические отношения по собиранию, распределению  и использованию государственных  денежных средств, а также смежные  с ними отношения можно дифференцировать исходя из форм и методов аккумуляции  и распределения этих средств. Группа однородных отношений образует финансовый институт или звено финансов.

Важнейшим институтом финансовой системы Российской Федерации является налоговая система, поскольку подавляющая масса  денежных средств бюджетной системы  аккумулируется при помощи налогов. Вообще же, источниками образования  финансовых ресурсов государства являются:

1) национальный  доход. На основе распределения  и перераспределения национального  дохода создаются денежные фонды  государства (государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды,  государственные страховые фонды). Это основной источник формирования  финансовых ресурсов государства.  Их формирование осуществляется через налоговую и бюджетную системы страны, то есть часть национального дохода через налоги направляется в централизованные денежные фонды государства;

2) доходы  от имущества, находящегося в  государственной и муниципальной  собственности (в форме прибыли  государственных и муниципальных  предприятий, амортизационных отчислений, выручки от продажи (приватизации) государственного имущества, арендной  платы за имущество, передаваемое во временное пользование частным собственникам);

3) налоговые  и неналоговые платежи населения  (налог на доходы физических  лиц, налог на имущество и  другие обязательные платежи);

4) эмиссия  государственных ценных бумаг.  За счет этого государство  привлекает и использует временно  свободные денежные средства  населения и юридических лиц  своей страны, а также может  размещать займы за пределами  страны, то есть заимствовать  денежные средства у населения  других государств, у самих государств, а также у международных финансовых  организаций;

5) отчисления  от прибыли Центрального Банка  России (ежегодно ЦБ России вносит  в государственный бюджет 50% получаемой  им прибыли);

6) доходы  от внешнеэкономической деятельности  государства (например, от экспорта  оружия, нефти);

7) в отдельные  сложные исторические периоды  государства вынуждены использовать  и такой источник финансовых  ресурсов, как продажа части национального  достояния (территорий, культурных  ценностей, запасов драгоценных  металлов и камней);

8) государство  может прибегнуть и к такому  способу получения остро недостающих  финансовых ресурсов, как дополнительная  эмиссия денег (это может быть  в случае необходимости покрытия  дефицита государственного бюджета,  когда у государства нет других  источников финансовых ресурсов, и в то же время требуется  осуществить расходы, без которых  невозможно обойтись).

Таким образом, доходы бюджета носят налоговый  и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и  доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработанная плата, добавленная стоимость, ссудный  процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления. Неналоговые  доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределению уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

3.2. Методы распределения  и использования

Основой распределения финансов государства  и муниципальных образований  являются бюджеты – государственный и местные. Сегодня значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

С помощью  бюджета власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических  задач, то есть для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь, основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  определяет тем самым налоговую  политику в стране. Бюджет фиксирует  конкретные направления расходования средств, перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать  в качестве эффективного регулятора экономики. Кроме того, как экономическая  категория бюджетные отношения  являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща  денежная форма и основные функции  финансов.

Бюджет  выполняет следующие задачи:

- перераспределение  ВВП;

- государственное  регулирование и стимулирование  экономики;

- финансовое  обеспечение бюджетной сферы  и осуществления социальной политики  государства;

- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Расходы бюджета – денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления. В расходной части  бюджета планируются и утверждаются конкретные виды расходов органов государственной  власти и местного самоуправления по следующим направлениям:

- законотворческая, судебная, правоохранительная и  управленческая деятельность;

- реализация  конституционных социальных прав  граждан;

- обеспечение  внутренней и внешней безопасности  государства;

- международная  деятельность;

- государственное  регулирование экономики и научно-технического  прогресса;

- формирование  государственных (муниципальных)  резервов;

- управление  государственным (муниципальным)  долгом;

- прочие  направления расходования.

Через бюджетные  расходы финансируются бюджетополучатели  – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями  бюджетных средств. Отсюда следует  вывод, что расходы бюджета носят  транзитный характер, поскольку в  бюджете определяются только размеры  бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. За счет расходов бюджета  происходит перераспределение бюджетных  средств по уровням бюджетной  системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы  бюджета носят в основном безвозвратный  характер. На возвратной основе предоставляются  только бюджетные кредиты и бюджетные  ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно  в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы от экономической  ситуации и общественных приоритетов.

3.3. Методы реализации  функций финансовой деятельности

Отдельно  следует отметить, что помимо методов  аккумуляции, распределения, использования  финансовых фондов, традиционно представленных в специальной литературе, существуют еще методы реализации отдельных  функций финансовой деятельности (планирования, прогнозирования, регулирования, координации, контроля).

Финансовое  планирование как функция, охватывающая бюджетное, налоговое, кредитное, денежно-расчётное  и валютное планирование, осуществляется посредством прежде всего системного и балансового методов его реализации. Система бюджетных планов, основанных на них смет и балансов, взаимосвязь их с планированием движения валютных, страховых и кредитных ресурсов, обеспечивает взаимодополнение, а также и частичную взаимозаменяемость отдельных видов денежных средств.

Балансовый  метод позволяет путём применения необходимых расчётов проверять  реальность и сбалансированность плана. Соблюдение пропорций необходимо для  формирования распределительных отношений  между централизованными и децентрализованными  денежными фондами, их доходами и  расходами, федеральными, региональными  и муниципальными потребностями, финансовыми  и материальными ресурсами. Наконец, для укрепления планового кругооборота денежных средств и расчётной  дисциплины в финансовом планировании необходим расчётный метод. Он позволяет  определить расчётную прибыль, рентабельность, себестоимость в производстве, расчётные  цены для реализации товаров, работ, услуг, расчётный баланс в экономических  связях с зарубежными государствами.

Методы  реализации функции прогнозирования  тесно связаны с перспективным  финансовым планированием, но вместе с  тем имеют собственные приёмы и способы. Для прогнозирования  важным являются углубленный анализ и высокая степень обобщения  финансовых результатов. Далее необходим  учёт позитивных и негативных сторон финансового законодательства и  его влияния на финансовую политику.

Методы  финансового регулирования, являясь  производными от методов правового  регулирования, индивидуализированы  по видам финансовой деятельности, её задачам и функциям и органам  их осуществления. Методы бюджетного регулирования  призваны создать условия для  организации бюджетной системы  и межбюджетных отношений в ней.

Методы  налогового регулирования направлены на обеспечение финансовых потребностей казны государства и носят  фискально-экономический характер. Регулирующая функция налоговой  системы в основном реализуется  через систему установления налоговых  льгот, преференций, вычетов, кредитов и через систему налоговых  санкций.

Методика  координирования в финансовой деятельности разнообразна и зависит от органов, ее осуществляющих, сферы воздействия  и функционального назначения. Так, координация действий федеральных  органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование на рынке финансовых услуг, и Банка России строится на основе функционального распределения  обязанностей, специализации и разграничения  ответственности, в соответствии с  федеральным законодательством.

Информация о работе Анализ финансовой деятельности государства и муниципальных образований