Этикет культура межличностного общения сотрудников правоохранительных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2012 в 19:02, контрольная работа

Краткое описание

Для правоохранительных органов России эта проблема приобрела з последние годы особое значение. Как в условиях роста преступности сохранить и повысить нравственный потенциал сотрудников этих органов'? Как на фоне сложных процессов, происходящих в обществе, добиться осознания каждым борцом за правопорядок сзсего профессионального и гражданского долга'1 Какие социатьно-политическпе явления оказывают наиболее существенное влияние на поведение этих сотрудников? Каким должно быть их социально и профессионально детерминированное поведение при выполнении своих служебных обязанностей?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Принципы межличностного общения: доброжелательность, внимательность, деликатность, тактичность, чувство собственного достоинства…………………………………………………………………5
2 Внешний облик и культура речи сотрудников правоохранительных органов…………………………………………………………………….10
3 Антиподы этики межличностного общения:расхлябанность, манерность, фамильярность, несдержанность, косноязычие, сквернословие, развязанность……………………………………………12
4 Пути предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности сотрудников правоохранительных органов……………………………..15
Заключение……………………………………………………………………...22
Список используемой литературы…………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

работа по этике.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

              Служебный этикет предписывает сотрудникам строго соблюдать форму одежды и приветствий, запрещает ношение неуставных знаков. Неодобрительно он относится ко всему, что преднамеренно используется для того, чтобы чисто внешне выделиться среди других (ношение бороды, длинных волос или массивных перстней, цепей, неуставных заколок для галстука и т.д.). Вряд ли можно назвать любовью к форменной одежде попытки отдельных молодых сотрудников как-то самостоятельно «усовершенствовать» ее. Это, скорее, проявление тщеславия, эгоизма, стремления «не быть как все». Последнее можно было бы приветствовать, если бы оно не сводилось только к внешним признакам отличия, вне какой-либо связи с интеллектуальными, профессиональными и нравственными качествами человека, его внутренними достоинствами. Кстати, среди сотрудников, чрезмерно увлекающихся своим внешним видом, гораздо чаще встречаются такие, кто за внешним лоском и благопристойностью скрывает эгоизм, неуважительное отношение к людям, равнодушие в работе, а порой и грубость.[11]                                                                                                                                           Таким образом, служебный этикет в органах внутренних дел как проявление правовой эстетики содержит такие правила поведения, которые являются нравственными по содержанию, эстетическими по форме и правовыми по характеру их применения. В этом их жизненность и стимулирующая роль.

                           

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Антиподы этики межличностного общения:расхлябанность,манерность,фамильярность,несдержанность,косноязычие,сквернословие,развязанность

 

              В системе ценностей любого работника правоохранительных органов особое место занимают проблемы профессиональной этики и межличностного общения.. Это обусловлено рядом объективных причин. Во-первых, борьба с преступностью и иными правонарушениями — это не только правовая, но и моральная проблема, поскольку нельзя вести борьбу с преступностью и причинами ее порождающими, не укрепляя моральные устои общества, а без борьбы с преступностью невозможно обеспечить всемерное развитие и проявление морального фактора в его конструктивной, созидательной роли.[12]

              Во-вторых, сотрудникам органов внутренних дел приходится иметь дело, как правило, не с лучшей частью общества, что, с одной стороны, весьма неблагоприятно воздействует на их моральный облик и способно при

определенных условиях привести к моральной деформации, а с другой стороны, служебная этика обязывает каждого сотрудника проявлять такт, выдержку, морально воздействовать на задержанного, арестованного, осужденного. К тому же, как показывает практика и исследования, нравственная культура сотрудников органов внутренних дел оказывает заметное дисциплинирующее, воспитательное воздействие на граждан. Не секрет также, что в условиях демократизации и гуманизации общества, расширения гласности о деятельности правоохранительных органов значение профессиональной морали их сотрудников  заметно возрастает.[13]                                                        В этих условиях, неприемлимыми качествами поведения для сотрудников правоохранительных органов являются: расхлябанность, манерность, фамильярность, несдержанность, косноязычие, сквернословие,  развязанность. Их выделяют в специальную группу антиподов этики межличностного общения.Следует их рассмотреть более подробно.

              -Фамильярность-неуместная развязность, чрезмерная непринуждённость в общении с кем либо, упрощение всех нравственных норм. Пошлость и грубость — вот что сопровождает фамильярность.Иногда к фамильярной манере поведения прибегают, пытаясь привлечь к себе внимание, стремясь получить всеобщее признание. В погоне за популярностью такие люди разговаривают с человеком на «ты» или нелестно отзываются об уважаемых всеми людях, осуждают других и завышают собственные способности.[14]

   Фамильярность — признак дурного тона, это не естественность и не общительность. Непринужденно вести себя можно и нужно, но при этом важно соблюдать чувство меры.

              -Расхлябанность - недисциплинированность, неорганизованность, несобранность. Само это понятие не сопоставимо со статусом сотрудника правоохранительных органов.[15]

              -Манерность -  нарушение поведения в форме вычурности, высокопарности и неестественности движений, мимики. Поведение отличается отсутствием простоты, странностью, вычурностью.[16]

-Несдержанность. Характеристика поведения, означающая низкий самоконтроль, неуместная к ситуации излишняя эмоциональность действий, подверженность влиянию ситуации. Эмоциональная несдержанность - это плод отсутствия сдерживающих факторов - которые могут быть как внешними, так и внутренними. Она напрямую является угрозой профессиональной деятельности сотрудников, недопустимой как при общении со старшими по званию, коллегами, так и с гражданами независимо от их рода деятельности и поступков.[17]

              -Косноязычие- расстройство речи, заключающееся в неспособности правильно произносить некоторые звуки; невнятное, неясное произношение. Неумение правильно строить речь.Это нарушение становится барьером в общении и мешает правильному построению диалога.

              -Сквернословие- это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и к сожалению оно прочно вошло и обосновалось в лексике современного человека,не зависимо от занимаемого им положения в обществе. Сквернословие не допустимо не только потому, что оскорбляет других людей, оно еще и разрушающе действует на самого человека: мат как бы становится частью его менталитета. Человек начинает смотреть на мир сквозь сетку, узлы которой связаны из матерных слов, и мир этот удручающе примитивен, поскольку все многообразие жизни низводится в нем до простейших отправлений.[18]

-Развязанность- это «панибратское» поведение, которому свойственны хваставство, пошлость, неуместные замечания,стремление привлечь к своей персоне максимальное внимание.[19]

Все вышеперечисленные качества поведения мешают сотрудникам правоохранительных органов выстраивать плодотворные отношения как с гражданами так и со служивцами,что в свою очередь ведет к недобросовестному выполнению  своих прямых обязанностей и, в целом, к понижению рейтинга сотрудников правоохранительных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Пути предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности сотрудников правоохранительных органов

              Конфликты в служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов могут происходить и между самими сотрудниками, что часто не способствует успешной работе. Эти конфликты могут развиваться как по “горизонтали”, так и по “вертикали”. Так, по данным  исследователей 49,6% всех конфликтов между сотрудниками происходит между равными по должности, причем руководитель об этих конфликтах не знает и узнает позже. 10% конфликтов происходит между начальниками, 10% - между начальниками и подчиненными, 5% - между начальниками РОВД и его замами, 2% - между замами, 3% - между различными службами. В этих конфликтах могут быть задействованы разные факторы, вплоть до условий деятельности, часто неудовлетворительных (отсутствие техники, нагрузка и т.д.). Имеет значение статус личности  и внешняя среда. У человека может и не быть склонности к конфликтам, однако сама его деятельность и статус создают конфликт (прокурор-начальник РОВД, следователь-обвиняемый). [20]

              Если рассматривать конфликт в деятельности сотрудников правоохранительных органов как способ преодоления противодействия заинтересованных лиц, как препятствие на пути достижения целей уголовного судопроизводства, то правильно говорить о психологической борьбе сотрудника и противостоящих ему лиц. Конфликт здесь выступает как психологическое противоборство сотрудника и участвующего в деле, либо другого заинтересованного лица, имеющего цели и интересы, противоречащие или несовместимые с целями и профессиональными интересами сотрудника.

              Конфликт в деятельности сотрудников правоохранительных органов носит деятельностно-профессиональный характер, т.е. связан с особенностями выполняемых профессиональных задач. Характерные особенности для решений, принимаемых в конфликтных ситуациях сотрудниками - это дефицит времени, часто окончательность решения, так как решение позже уточнить невозможно, проверка решений заинтересованными оппонентами и руководством, необходимость принятия решений на основе неполной, порой сознательно искаженной информации.

              Конфликт - это сложное взаимодействие ряда объективных и субъективных факторов. Факторами, имеющими значение для его возникновения и протекания, могут быть представления людей, их установки, психические состояния, позиции в отношениях, особенности индивидуальных свойств и качеств личности. [21]

              Межличностные, позиционные (эмоциональные) конфликты могут возникать на основе враждебных отношений его участников и связаны чаще всего с их личностными качествами, психологической несовместимостью.

Для делового конфликта обязательно присутствие объективной причины, в деятельности правоохранительных органов она связана с особенностями  их служебной деятельностью.

              Если вообще при конфликте основной задачей является достижение участниками своих поставленных целей, то в деятельности правоохранительных органов разрешение конфликтных отношений осуществляется значительно сложнее. Здесь не только важно добиться своей цели, провести свой способ достижения цели, но всегда, притом с самого начала, имеется цель перевода конфликтных отношений в русло сотрудничества, всегда ставится задача изменения целей у противоборствующей стороны, что и определяло первоначальное наличие конфликта.

              Первоначальный конфликт возникает в результате имеющегося конфликта с законом - совершения противоправных действий.     Поэтому основной путь снятия конфликта – это изменить отношение к совершенным противоправным действиям, снять цель противоборства с правоохранительных органов.[22]

              Стремление к изменению конфликтных отношений имеет место и у лиц, являющихся объектами воздействия. Прежде всего, такое стремление к снятию конфликта может иметь место у обвиняемых. Они стремятся в процессе общения доказать, что у них не было конфликта с обществом и поэтому у них нет конфликта с правоохранительными органами.

              Стремление к изменению конфликтных отношений может исходить и из действительного желания изменить ранее имевшиеся ошибочные цели при наличии стремления исправить ранее нанесенный вред. Переход от конфликтных отношений к отношениям сотрудничества может осуществляться и в форме самооговора, когда субъект видит в этом единственный способ снятия конфликтной ситуации, возникшей между ним и правоохранительными органами. [23]

              Наличие конфликтной ситуации не снимает самой возможности общения и достижения его целей. Дело в том, что в деятельности всегда имеет место взаимное стремление к получению информации. Это стремлений к получению информации обеспечивает интерес и необходимость общения в конфликтной ситуации.

              Применительно к деятельности правоохранительных органов основной причиной, порождающей конфликтные ситуации в общении, является совершение преступления, вступление в конфликт с обществом, с законом.

              Иногда эти конфликтные отношения разрешаются применением насилия. Это вид конфликта, связанный с применением принуждения в отношении субъекта с целью сохранения или приобретения определенных прав и привилегий. Оно может быть физическим или психическим, негативным или позитивным, прямым или косвенным. В деятельности ОВД в ряде моментов предусмотрено принуждение, например уголовно-процессуальное. Недопустимо проявление со стороны сотрудников проявление агрессии - негативной формы насилия, используемой для принуждения субъекта деятельности.

              Развитие конфликтных отношений возможно в трех направлениях:

1). уход от конфликтной ситуации;

2). отношения переговоров или торга;

3). собственно конфликтное взаимодействие, связанное с борьбой, конфронтацией сторон и стремлением получить максимум желаемого. [24]

              Перед сотрудниками всегда правоохранительных органов стоит задача управления конфликтом, т.е. целенаправленного воздействия на конфликт как систему. Исходя из сказанного понятно, что существуют различные пути предупреждения и разрешения конфликтов применительно к разным стадиям их развития. Понятие предупреждения конфликта относится не к самому конфликту, а к конфликтной ситуации.

Информация о работе Этикет культура межличностного общения сотрудников правоохранительных органов