Этикет культура межличностного общения сотрудников правоохранительных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2012 в 19:02, контрольная работа

Краткое описание

Для правоохранительных органов России эта проблема приобрела з последние годы особое значение. Как в условиях роста преступности сохранить и повысить нравственный потенциал сотрудников этих органов'? Как на фоне сложных процессов, происходящих в обществе, добиться осознания каждым борцом за правопорядок сзсего профессионального и гражданского долга'1 Какие социатьно-политическпе явления оказывают наиболее существенное влияние на поведение этих сотрудников? Каким должно быть их социально и профессионально детерминированное поведение при выполнении своих служебных обязанностей?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Принципы межличностного общения: доброжелательность, внимательность, деликатность, тактичность, чувство собственного достоинства…………………………………………………………………5
2 Внешний облик и культура речи сотрудников правоохранительных органов…………………………………………………………………….10
3 Антиподы этики межличностного общения:расхлябанность, манерность, фамильярность, несдержанность, косноязычие, сквернословие, развязанность……………………………………………12
4 Пути предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности сотрудников правоохранительных органов……………………………..15
Заключение……………………………………………………………………...22
Список используемой литературы…………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

работа по этике.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)


27

 

Воронежский институт МВД России

 

 

 

 

 

 

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

по дисциплине «Философия»

 

 

На тему: Этикет культура межличностного общения сотрудников правоохранительных органов.

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

слушатель 2 курса 22с гр.

Бузин Д.В.

 

Руководитель:

преподаватель кафедры

……………………… ………………………

 

 

 

Воронеж

2012

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

1        Принципы межличностного общения: доброжелательность,      внимательность, деликатность, тактичность, чувство собственного достоинства…………………………………………………………………5

2        Внешний облик и культура речи сотрудников правоохранительных органов…………………………………………………………………….10

3        Антиподы этики межличностного общения:расхлябанность, манерность, фамильярность, несдержанность, косноязычие, сквернословие, развязанность……………………………………………12

4        Пути предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности сотрудников правоохранительных органов……………………………..15

 

Заключение……………………………………………………………………...22

 

Список используемой литературы…………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

              Деятельность правоохранительных органов всегда находилась и находится под пристальным вниманием общества, поскольку она в той или иной мере затрагивает интересы всех его членов и ее результаты самым непосредственным образом сказываются на обеспечении безопасности личности, общества и государства, реализации их законных интересов. Работа правоохранительных органов сопряжена со множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, форм, методов и средств их деятельности. Уже одно то, что обеспечивать правопорядок, спокойную жизнь граждан приходится с использованием мер принуждения и ограничения прав личности, вызывает целый комплекс противоречий, как в общественном, так и индивидуальном сознании.

              В этих условиях особое значение приобретает четкая постановка обществом задач, стоящих перед правоохранительными органами, определение их функций и полномочий, возможных и допустимых средстз борьбы с правонарушениями. Предоставление обществом сотрудникам правоохранительных органов не только правовой, но и моральной санкции на проведение соответствующей деятельности по охране и защите прав граждан с использованием властных полномочий налагает на этих сотрудников высокую ответственность за строгое и точное соблюдение законности, с одной стороны, и с другой - границ допустимости действий, связанных с выполнением служебных обязанностей. И в том. и в другом случае речь идет о нравственных требованиях к поведению сотрудников правоохранительных органов, иначе говоря, о профессиональной этике.[1]

              Для правоохранительных органов России эта проблема приобрела з последние годы особое значение. Как в условиях роста преступности сохранить и повысить нравственный потенциал сотрудников этих органов'? Как на фоне сложных процессов, происходящих в обществе, добиться осознания каждым борцом за правопорядок сзсего профессионального и гражданского долга'1 Какие социатьно-политическпе явления оказывают наиболее существенное влияние на поведение этих сотрудников? Каким должно быть их социально и профессионально детерминированное поведение при выполнении своих служебных обязанностей?

              Значительная часть профессиональных обязанностей сотрудников правоохранительных органов связана с общением и пониманием людей, поэтому одна из самых человеческих дисциплин - этика оказывается не менее значимой, чем комплекс обществоведческих и юридических дисциплин.

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Принципы межличностного общения : доброжелательность,внимательность,деликатность,тактичность,чувство собственного достоинства

 

              Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические ,культурные отношения, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

         Межличностное общение - это способ бытия человека в условиях взаимных отношений, взаимодействия с другими людьми. В процессе общения люди обмениваются информацией - мыслями, идеями и эмоциями, в результате чего между людьми устанавливается определенная форма взаимоотношений и взаимовлияния, направленная на достижение определенного делового целесообразного результата. Этика делового общения - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этический требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.[2]

            В основе межличностного общения лежат основные принципы:

            -Доброжелательность -стремление человека быть открытым другим людям; отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра. Субъективно доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека. В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству.[3]

            -Деликатность является обязательным условием общения . Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать ,что вы впервые видите что-то, слушаете , пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.[4]

            -Вежливость, которую можно определить как "сумму маленьких жертв", приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения.[5]

            Всем известны выражения: "холодная вежливость", "ледяная вежливость", "презрительная вежливость", в которых эпитеты, прибавленные к этому прекрасному человеческому качеству, не только убивают его сущность, но превращают ее в свою противоположность.

            Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она - одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в доме, где живет, в общественных местах. С товарищами по работе, со многими знакомыми в быту вежливость может перейти в дружбу, но органическая благожелательность к людям вообще - обязательная база вежливости. Подлинная культура поведения - там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им.

           Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать имена. Вот как об этом говорит Д.Карнега. "Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться...Ф.Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих - это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности".[6]

            -Тактичность. Содержанием этого благородного человеческого качества,является внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся. Тактичность - это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях ,умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.[7]

           Уважение к другим - обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Вам, наверное, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на совещании некто небрежно бросает во время выступлений своих товарищей "чушь", "ерунда" и т.п. Такое поведение нередко становится причиной того, что когда он сам начинает высказываться, то даже его здравые суждения встречаются аудиторией с холодком. Самоуважение без уважения к другим неизбежно вырождается в самомнение, чванство, высокомерие.

            Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается, прежде всего в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю. То же - по отношению к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь почаще вопросом: отвечаете ли вы им самим тем же.

            Тактичность, чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на наше высказывание, поступки и в нужных случаях самокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не уронит достоинство, но, наоборот, укрепит его во мнении мыслящих людей, показав им вашу исключительно ценную человеческую черту - скромность.

             -Внимательность. Внимание как психический процесс, выражающийся в направленности сознания на определенные объекты, часто проявляясь, постепенно превращается в общее свойство человека; он становится внимательным по отношению к этим объектам. Такие общие свойства могут заключаться во внимательности к тем или иным требованиям нравственности, становясь морально воспитанным вниманием, или к соблюдению определенного порядка деятельности и поведения, превращаясь в дисциплинированное внимание, а если это относится к профессиональной деятельности, то — профессиональное внимание. Внимание, став свойством личности, т. е. внимательностью, представляет собой уже самый высокий его уровень.[8]

             Морально воспитанное внимание — это произвольное внимание, которым человек владеет в соответствии с усвоенными им нравственными требованиями. Стимулом переключения и интенсивности внимания в этом случае служат моральные требования. Человек с морально воспитанным вниманием не пройдет мимо нуждающегося в помощи, с морально невоспитанным — не поможет другому.

             -Чувство собственного достоинства. Достоинство выражается в самоуважении, в осознании значимости своей личности; оно не позволяет человеку унижаться, льстить и угодничать ради своей выгоды. Однако чрезмерное чувство собственного достоинства не очень украшает человека. Способность личности быть сдержанной в обнаружении своих достоинств называется скромностью. Человеку, который чего-то стоит, нет нужды выставлять напоказ свои достоинства, набивать себе цену, внушать окружающим представление о собственной незаменимости.[9]

             В наше время почти повсеместно отмечается стремление

к упрощению многих условностей, предписывавшихся общегражданским этикетам. Это - одно из знамений времени: темпы жизни, изменившиеся и продолжающие быстро меняться социально бытовые условия сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому, очень много из того, что было принято еще в начале или середине нашего века, может сейчас показаться абсурдным. Тем не менее, основные, лучшие традиции общегражданского этикета, даже видоизменившись по форме, остаются жить по своему духу. Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное благожелательность по отношению к людям, - вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими правилами общегражданского этикета, которых существует на Земле великое множество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Внешний облик и культура речи сотрудников

правоохранительных органов

 

           Важным элементом служебной эстетики является внешняя культура сотрудника, которая охватывает культуру его устной речи, манеру одеваться, отношение к форменной одежде, форму обращения, приветствий и т.д. Как показывают опросы населения, аккуратность, подтянутость, молодцеватость «человека в форме» вызывают у граждан уважительное отношение к сотрудникам органов внутренних дел, оказывают на окружающих воспитывающее, дисциплинирующее влияние. И, напротив, неряшливый сотрудник (тем более в форменной одежде) вызывает к себе негативное отношение окружающих, а порой и чувство брезгливости у отдельных граждан. При этом следует заметить, что отношение сотрудника к форменной одежде есть по их существу выражение его отношения к самой службе: для одного форменная одежда — это «спецовка», спецодежда, для другого — это мундир, связанный с таким понятием как «честь мундира».[10]

            Конечно, правовая эстетика не может требовать от сотрудников быть внешне красивыми, статными, физически мощными, но она обязывает уважительно относиться к форме, строго соблюдать установленные требования о дисциплине, о вежливости и отдании чести, побуждает сотрудника быть внимательным к своему внешнему виду, помнить о своем влиянии на окружающих.

            Можно сказать, что этикет, правовая эстетика в целом стоят на страже чести, личного достоинства и авторитета сотрудников органов внутренних дел и требует от них того же по отношению к гражданам. Исходя из «золотого правила» этики: «Не позволяй себе того, что считаешь непозволительным для других», сотрудники должны быть особо щепетильны не только к своему внешнему виду, но и к своей речи, поступкам, к выбору средств восстановления общественного порядка, пресечения противоправных действий. Вместе с тем не являются редкими случаи, когда сотрудники обращаются к гражданам (особенно правонарушителям) на «ты», прибегают к окрику, а то и физическому оскорблению за­держанных, сквернословят. Глубоко был прав педагог А.С. Макаренко, назвав брань, не цензурщину неприкрашенной, мелкой, бедной и дешевой гадостью, признаком самой дикой, самой первобытной культуры.

Информация о работе Этикет культура межличностного общения сотрудников правоохранительных органов