Эпоха Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:52, творческая работа

Краткое описание

Целью своей работы считаю необходимость показать особенности философии эпохи Возрождения, которые отличают ее от философских мыслей предыдущих времен.
Задачи:
- рассмотреть особенности философии и основные направления философии эпохи Возрождения;
-узнать о наиболее выдающихся представителях эпохи, рассмотреть их мысли, взгляды.
- выявить основные идеи философии Ренессанса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Особенности философии эпохи Возрождения ………………………………4
Основными направлениями философии эпохи Возрождения……..……….5
Гуманизм ………………………………………………………………………..7
Неоплатонизм……………………..…………………………………………….9
Натурфилософские идеи……………………………………………………....11
Социально-политическая философия эпохи Возрождения………………...13
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы …………………………………………………………....20

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 42.50 Кб (Скачать файл)

Результатом этой борьбы стало  падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в  Европе:

• торжество различных  направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и  Центральной Европе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

• сохранение католицизма  в странах Южной и Восточной  Европы — Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

    3. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

• человек обладает изначально злой природой;

• движущими мотивами поступков  человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

• совместное существование  людей невозможно, если каждый будет  преследовать только свои эгоистические  интересы;

• для обуздания низменной  натуры человека, его эгоизма создается  особая организация — государство;

• правитель должен руководить государством, не забывая о низменной  природе подданных;

• правитель должен выглядеть  щедрым и благородным, но не быть таковым  в действительности, поскольку при  соприкосновении с реальностью  данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками  либо противниками, а казна —  промотана);

• ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и  личную жизнь людей;

• в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества  за ее независимость допустимы все  средства, в том числе коварные и аморальные.

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков  как средневековой, так и последующих  эпох.

     4. В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.

Наибольший вклад в  развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 — 1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г. — лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви.

Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении "Утопия". Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное  государство.

Согласно Т. Мору в Утопии:

• не существует частной  собственности;

• все граждане участвуют  в производительном труде;

• труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

• все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность  общества (общественные склады) и затем  равномерно распределяются между всеми  жителями Утопии:

• в связи с тем, что  трудом заняты все, для обеспечения  Утопии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов;

• от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

• самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные  и осужденные преступники;

• первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая семья" (фактически —  трудовой коллектив);

• все должностные лица избираются — прямо или косвенно;

• мужчины и женщины  имеют равные права (как и равные обязанности);

• жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. Другой проект идеального общества был дан  Томмазо Кампанеллой (1568 — 1639) в произведении "Город Солнца". Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:

• отсутствует частная  собственность;

• все граждане участвуют  в производительном труде;

• результаты труда поступают  в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

• труд совмещается с  одновременным обучением;

• жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема  до отхода ко сну;

• солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;

• большое внимание уделяется  воспитанию — с рождения ребенок  забирается от родителей и воспитывается  в специальных школах, где обучается  наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

• во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий  всеми знаниями своей эпохи и  всеми профессиями.

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место  социальную несправедливость и имели  много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Отметим наиболее важные моменты  великой эпохи. Безусловно, философия  этого периода является новым  этапом развития философии. Но она осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность, вместе с тем продолжив всё  лучшее из того, что дало средневековье. Эпоха Возрождения - мировое явление.

 Приведём основные  идеи философии Ренессанса.

1 Антропоцентризм: внимание  философов направлено в основном  на человека.

2 Гуманизм, признание человека  личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Имелось  в виду, что этого можно достичь,  прежде всего, за счёт возрождения  характерного для античности  интереса к гуманитарному, а  не к знанию о природе.

3 Постулирование творческой  сущности человека: он никому  не подражает, ни Богу, ни природе,  он сам по себе деятелен, он  творит, в основном рукотворно, ремесленно.

4 Личностно – материальное  понимание мира: всё существующее  понимается в проекции на человека  при максимальном интересе к  телесному началу.

     5 Идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями.

     6 Антисхоластика: стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы.

     7 Геометрически – структурное понимание мира, дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.

     8 Пантеизм.    Философия эпохи Возрождения, безусловно, имеет самостоятельное значение, но вместе с тем это и подход к новому философствованию, к философии Нового времени, которой суждено было сыграть одну из ведущих ролей в развитии индустриальной цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

   Список литературы

  1. Гусев Г.А. Философия Возрождения. Учебное пособие. 2002
  2. Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. 1982
  3. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Канке В. А. – М.: Издательско книготорговый дом «Логос», 2000.
  4. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Лавриненко В. Н., проф. Ратникова В. П. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.
  5. Философия: Учебник / Под ред. Н.И. Сидоренко. 2004
  6. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. Фролова И. Г. – М.: Республика,   2001.
  7. Халин К.Е. Краткий курс по философии. Учебное пособие. 2009

 


Информация о работе Эпоха Возрождения