Эмпиризм и рационализм Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 16:55, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата – определение специфики эмпиризма и рационализма Нового времени на основе вкладов основных их представителей. Задачи, которые необходимо решить с помощью рассмотрения мыслей основных философов эмпиризма и рационализма: 1) Узнать какие основные источники знаний и критерии истины каждого из направлений; 2) Каково назначение науки в эмпиризме и рационализме?; 3) Выяснить отношение эмпиризма и рационализма к проблеме происхождения идей; 4) Узнать основной метод познания в эмпиризме и рационализме;

Содержание

1. Введение стр. 3
2. Специфика эмпиризма Нового времени стр. 5
3. Специфика рационализма Нового времени стр. 16
4. Заключение стр. 23
5. Список используемой литературы стр. 25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Последователь Беркли –  Давид Юм (1711–1776 гг.) придает идеализму более приемлемый вид. Юм хочет исследовать человеческую природу, необходимость чего диктуется, по его мнению, состоянием наук, в которых больше споров, чем достижений. Следовательно, надо вначале изучить природу человека, объем и силу его познания, природу идей и тех операций, которые мы производим в наших рассуждениях, и на этой основе внести изменения и улучшения в остальные науки. Юм утверждает, что саму науку о человеческой природе надо поставить на прочное основание опыта и наблюдений. Но опыты означают осторожные и вдумчивые наблюдения, которые не вырывают человека из естественных для жизни ситуаций. Таким образом, Юм ставит задачу учредить новую науку — науку о человеческой природе (человеческом духе) и подвести ее как фундамент под все человеческое познание. Основной пункт учения Юма о человеческой природе – это определение состава человеческого духа, или опыта человека. Юм начинает с констатации факта, что человеческий ум имеет восприятия. Они, полагает Юм, делятся на два рода: впечатления и идеи. Из фактически известных каждому человеку к впечатлениям относятся такие восприятия, как возникающие при помощи органов чувств ощущения и сопровождающие их эмоции (аффекты). Идеи — это слабые образы в мышлении и рассуждении. Итак, Юм изменил традиционное использование термина «идея» для обозначения всех состояний человеческого ума, и сохранил за ним значение только слабых образов в рассуждении. Тем самым Юм стремится объяснить происхождение мышления из чувств. Далее, все впечатления и идеи одинаково делятся на простые и сложные. Простые впечатления и идеи не допускают в себе разделения, сложные же имеют различные части. Простые идеи — это копии (образы) простых впечатлений. Но впечатления (как простые, так и сложные) делятся еще на два рода: впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Впечатления ощущения возникают в душе благодаря деятельности органов чувств. Однако причины их неизвестны. Впечатления рефлексии происходят от наших идей. Когда ум снимает копии с впечатлений ощущений, образует идеи, то они воздействуют на душу и производят новые впечатления, которые Юм и называет впечатлениями рефлексии. Таким образом, сферу познавательных способностей, так и эмоционально-волевую сферу, Юм замыкает на один источник — ощущения. Чтобы объяснить природу и принципы человеческого духа в целом, надо сначала подробно исследовать идеи. Исследование идей Юм начинает со сравнения идей памяти и идей воображения. Воображение и есть способность нашего ума образовывать слабые копии с впечатлений ощущения, идеи. Но когда впечатление ощущения превращается в идею, оно может в значительной степени сохранять свою первоначальную живость и оказывается чем-то средним между впечатлением и идеей. Эта способность ума и называется памятью. Дальше Юм рассматривает проблему образования сложных идей. Воображение в состоянии комбинировать простые идеи как угодно. Но если бы им не руководили некоторые общие принципы соединения идей, то мы не наблюдали бы в нашем сознании регулярное появление одних и тех же сложных идей. Значит, существуют общие принципы соединения простых идей в сложные. Свойство идей соединяться друг с другом согласно некоторым принципам Юм называет ассоциацией идей. Он выделяет три принципа ассоциации идей: сходство между идеями, смежность во времени или пространстве, причина и действие. Одним из объектов анализа Юма является эмпирическая индукция, которую он критикует за ее ограниченность. Индуктивный вывод опирается только на сосуществующие вещи и процессы и не может претендовать на всеобщность и необходимость. Юм предлагает всем сторонникам эмпиризма признать, что мы не знаем и не можем знать, что является причиной наших впечатлений. Он советует ограничиться исключительно описанием того, что дано нам в опыте, и не выходить за его пределы. Метафизика как наука невозможна, по мнению Юма. Он считает, что мы ничего не можем знать ни о сущем самом по себе, ни о субстанции тел, ни о душе как субстанции, ни о Боге и бессмертии. Юм завершает развитие классического британского эмпиризма. В ближайшее за Юмом столетие представителям эмпиризма не удалось внести существенного вклада в его развитие. Подводя итог рассмотрению сущности эмпиризма Нового времени, можно сказать, что он не решил проблемы происхождения всеобщих идей. Более того, он вообще пришел не только к отрицанию возможности познать мир, но и выразил сомнение в его существовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфика рационализма Нового времени

Рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) – совокупность философских направлений, признающих разум основой познания и поведения людей и полагающих, что разумность устройства, логический порядок вещей – это неотъемлемая, необходимая характеристика всего мироздания. 
Согласно рационалистическим учениям всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть взяты только из самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Рационализм возник, как попытка объяснить логические особенности истин математики и математического естествознания. Его основные представители в 17в — Декарт, Спиноза, Лейбниц. Рационализм имеет многосторонние проявления в различных областях знания. Рассмотрим более подробно специфику рационализма на основе вклада каждого из философов этого направления.

Рене Декарт (1596-1650)  – основоположник новоевропейского рационализма.

Центральное место в методологии Декарта занимает принцип очевидности, или интеллектуальной интуиции. Единственный критерий истины – разум. Истинным, по мнению Декарта, считается лишь то, что осмысливается разумом ясно и отчётливо. Разум человека – малое и несовершенное подобие совершенного и бесконечного божественного разума. Декарт сделал исходным принципом философии – самосознание. Онтологическая опора рационализма Декарта – признание субстанциальности души, то есть её самостоятельного, независимого от тел существования. Философия Декарта представляет собой новый, цельный и рационально обоснованный образ мира, не только соответствующий состоянию естествознания, но и полностью определяющий направление его развития. Философия для Декарта предстает основой всех наук, в фундаменте которой находится метафизика. Декарт представлял философию в виде дерева, корни которого составляет метафизика, ствол – физика, а ветви – все прочие науки, сводящиеся к трём главным: медицине, механике и этике. Все знания – от метафизики до этики – строятся единым методом рационального, геометрического рассуждения. Для Декарта чувства как основа и принцип достоверности познания неприемлема. Он считал, что чувства могут обманывать человека и на них нельзя опираться. Декарт считает, что поиск начала метафизики — важнейшая задача философа, и осуществлять его поиски надо тщательно и строго, так как метафизика в целом важна для системы наук, то насколько же важным будет первое начало самой метафизики. Процедура, при помощи которой, по мнению Декарта, может быть обнаружено первое начало метафизики – «картезианское сомнение». Для того чтобы отыскать самое первое и абсолютно истинное положение, считает Декарт, надо сначала усомниться абсолютно во всем. И сомнение означает решительное отбрасывание того, что дает повод к сомнению. Сомневаться надо не хаотично, а строго последовательно, начиная с того, что обманывает в первую очередь. Декарт считал, что если мы отбросим и провозгласим ложным всё, в чём можно каким-либо способом сомневаться, то можно легко предположить, что нет ни Бога, ни неба, ни тела. Но, однако, нельзя сказать, что мы не существуем, потому что мы мыслим. Противоестественным полагать что то, что мыслит, не существует. И, следовательно, по Декарту, факт: «я мыслю, значит, существую», является самым достоверным из тех, которые могут быть. Практический метод Декарта состоит в переходе от общего к частному, основой которого всегда выступала математика. Он считает, что все науки должны быть подчинены математике. Это означает, что познание природы представляет собой познание всего того, что может быть зафиксировано математически. Декарт писал, что лишь арифметика и геометрия содержат нечто достоверное и несомненное. Как рационалист, Декарт настаивал на важной роли дедукции в процессе познания. Под дедукцией он понимал рассуждение, опирающееся на достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Ясные и отчетливые положения (идеи, понятия) доставляет нам действие ума, которое Декарт называет интуицией, с помощью которой осуществляется достоверность аксиом. Чтобы интуиция осуществилась, надо разложить сложную проблему на простые элементы. А сложные знания ум приобретает при помощи другого своего действия — дедукции. Кроме интуиции и дедукции ум не должен допускать ничего. Декарт своим учением заложил основы дуализма - противопоставления двух субстанций: мышления (духовной) и материи (материальной). Декарт считал, что в человеке находятся эти две субстанции. Он признает, что мышление и материя не зависят друг от друга. Субстанция - это такая вещь, которая для своего существования не нуждается ни в чем, а только в самой себе. Поэтому Декарт считает, что совершенной субстанцией является только Бог, который для него – подтверждение истинности познания. Декарт так же пишет, что духовная субстанция неделима, а материальная делима до бесконечности, но в то же время он не признавал атомов и пустоты. Декарт признавал существование у человека врожденных идей. Они характеризуются независимостью от внешних предметов, ясностью, отчетливостью, простотой. В состав врожденных идей Декарт включает: бытие Бога, существования понятия, свободу воли. Высшим врожденным понятием выступает понятие Бога. Кроме врожденных понятий существуют и врожденные аксиомы. К врожденным идеям Декарт относил также и логические законы. Согласно Декарту, врожденные идеи дают нам знание, а интуиция обеспечивает осознание этого знания и раскрытия его истинности, что затем находит выражение в суждениях. В "Рассуждении о методе" Декарт описывает те правила, которые дают способ достижения наиболее истинного, достоверного познания. С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее – правильно применять его. С целью научиться применять ум он и разработал свой метод. В нем четыре правила. Эти правила, которых придерживался и сам Декарт, следующие: 1) Правило очевидности. Исходить в своих рассуждениях только из таких положений, которые предстают в уме ясными и отчетливыми и не вызывают никаких сомнений в своей истинности; 2) Правило анализа. Разделять каждую сложную проблему на составляющие ее частные вопросы, чтобы каждую часть в отдельность лучше разрешить; 3) Правило синтеза. В своих рассуждениях стараться переходить от предметов самых простых и легко познаваемых к познанию более сложных вещей, от известного и доказанного - к менее известному и недоказанному; 4) Правило контроля. Стараться не совершать никаких пропусков в своих рассуждениях в процессе логического хода мыслей. Итак, Декарт выработал для философии позицию рационализма, основные положения которой следующие: 1) Истинное знание может быть получено только из ума. 2) Ум есть духовная сущность, которая действует независимо от тела (дуализм Декарта). 3) Ум осуществляет познание только благодаря тому, что прежде осознает сам себя (самосознание). Влияние Декарта на всю последующую философскую мысль огромно. Учение и различные направления в философии, развивавшие идеи Декарта, получили название картезианство. Ценность философии Декарта состоит в том, что он осуществил попытку рационализировать познание и с рационалистических позиций объяснить мир природы и человека.

Барух Бенедикт Спиноза (1632–1677 гг.). Спиноза, как и Декарт, стремился построить философию на основе достоверных исходных положений. В качестве образца достоверности и строгой доказуемости Спиноза избрал геометрию с её аксиомами и строгим выводом теорем. Поэтому он изложил свой основной труд «Этику» геометрическим методом. Сначала в этом сочинении Спиноза дает определения, после этого формирует аксиомы, а затем на базе сделанных ранее определений и аксиом доказывает теоремы. Аксиомы мыслитель рассматривает в качестве положений, истинность которых усматривается интуитивно. Истины выводятся из определений и аксиом как из логического основания. Спиноза призывает различать два класса идей: одни возникают в нашем представлении, воображении и связаны с нашими чувствами, а другие идеи являются принадлежностью нашего разума. Чувственные идеи порождаются беспорядочным опытом. Они субъективны, но не ложны, потому что отражают объективную природу вещей. Но в силу субъективного восприятия эти идеи имеют необъективный характер, поэтому частичная истина не может претендовать на абсолютную достоверность. Ценность этих идей состоит в том, что они позволяют установить факт явления, а не раскрывать его сущность. Сущность раскрывается в идеях, которые считаются принадлежностью разума. Дедуктивный ум схватывает суть, опираясь на свою логическую природу и силу интуиции. Взаимопроникновения интуиции и дедукции проявляются в общих понятиях, в отсутствии которых нельзя получить рационально достоверное знание. Интуиция раскрывает сущность вещей. Из сущности уже можно вывести их свойства. Идеи второго класса имеют достоверный характер не только в их отношении к человеческому уму, но и в их отношении к объективному миру. Достоверность идей делает природу и мир познаваемыми. Все эти идеи объединяются у Спинозы главным понятием его философии – понятием субстанции. В качестве субстанции всего сущего Спиноза выделил природу. Она, по его мнению, есть причина самой себя. Субстанция, по его мнению, едина, а конкретные вещи, порожденные ею, он называет модусами. Субстанция обладает свойствами, которые Спиноза называет атрибутами. Атрибуты составляют бесчисленное множество. Из бесконечного множества атрибутов человек воспринимает и познает только два: атрибут мышления и атрибут протяжения. Под атрибутом мышления субстанция действует духовным образом, производя идеи, под атрибутом протяжения — посредством тел. Так как субстанция действует сразу всеми способами, то каждому телу соответствует строго определенная идея. Спиноза писал, что человек состоит из души и тела. Человек, он считал, — самый сложный модус из всех. Сложность души человека отражается в способности познавать причины всех вещей и своих состояний. Но люди не всегда пользуются этим. Спиноза так же указывает аффекты – это страсти, эмоции, и делит их на пассивные и активные. Активные зависят от самого человека, пассивные — от других вещей, выражая зависимость человека от них. Пассивные аффекты сводятся к трем: влечение, удовольствие, неудовольствие. Спиноза считал, что человек как и все вещи подчиняется закону сохранения существования. Поэтому все аффекты человека естественны. Но в стремлении человека к сохранению существования интересы людей сталкиваются, и между ними возникает вражда, которая порождает ненависть и аффекты. Так человек попадает в «рабство аффектам». Происходит это потому, что в душе аффекты представляют собою смутные, неадекватные идеи. Значит, путь избавления от рабства — познавательная деятельность человека, или его разум. Главная цель философии Спинозы – показать путь, избавляющий человека от рабства и ведущий его к свободе. Знание, согласно Спинозе, представляет собой иерархию. Его низший род — знания, основывающиеся на воображении, формирующиеся на чувственном восприятия мира. Второй, более высокий род знания представлен знанием, провоцируемым умом. Для такого знания характерна ясность и отчетливость, а также достоверность свойственных ему истин. Третий, самый высокий род знания представляет такое знание, которое хотя и опирается на ум, но не является опосредованным подтверждением. Такой вид знания дает истины как результат непосредственного созерцания ума. Спиноза, как и некоторые другие рационалисты, проблемам чувственного познания уделял меньше внимания, чем вопросам рационального познания. Учение Спинозы затрагивает важные проблемы идей человека и иерархии знаний.

         Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716 гг.) представляет завершение европейского философского рационализма. Лейбниц сделал огромный вклад в развитие рационалистического метода, придерживаясь Декарта. Метод Лейбница – дедуктивный и включает ряд принципов: всеобщих различий, тождественности неразличимых явлений, всеобщей непрерывности, дискретности субстанций, полноты и совершенства, достаточного основания, всеобщей связи. Ядро философской системы Лейбница составляет учение о «монадах» – монадология. Монада –  основное понятие системы, характеризуется как простая, неделимая субстанция. Но монада — нечто нематериальное. Она является вечной и неуничтожимой и выступает центром деятельной силы. Уничтожить монаду можно только сверхъестественным путем. Лейбниц отвергает учение Спинозы о единой субстанции, которое, по его представлениям, вело к тому, что из мира исключаются движение, активность. Лейбниц утверждал, что субстанций бесконечное множество. Они, согласно его взглядам, являются носителями силы, имеют духовный характер. Вопрос гармонии – важнейший в философии Лейбница. Она является внутренним порядком всего мира монад и представляет собой принцип, преодолевающий их изолированность. Следующая характерная черта монад, которую указывает Лейбниц, заключается в том, что каждая монада имеет собственную определенность (является носителем определенных качеств), которой она отличается от всех остальных. Лейбниц формулирует принцип тождества: если бы две монады были полностью одинаковы, они были бы тождественны. По степени развития Лейбниц различает монады трех видов. Низшая форма, или монады нижайшей степени, характеризуется «перцепцией» (пассивной способностью восприятия). Они способны образовывать неясные представления. Монады высшей степени уже способны иметь ощущения и опирающиеся на них более ясные представления. Эти монады Лейбниц определяет как монады-души. Монады наибольшей степени развития способны к апперцепции (наделены сознанием). Их Лейбниц определяет как монады-духи. Монады сами не имеют никаких пространственных (или каких-либо физических) характеристик, они не являются чувственно постижимыми. Мы можем их постичь лишь разумом. Чувственно воспринимаемые тела, то есть соединения монад, различаются согласно тому, из каких монад они состоят. Тела, содержащие лишь монады низшей степени развития (т. е. тела, в которых не содержатся монады, способные к сознанию или ощущениям) – это физические тела (предметы неживой природы). Тела, в которых монады способны к ощущениям и представлениям (содержат монады-души), являются биологическими объектами. Человек представляет собой такую совокупность монад, в которой организующую роль играют монады, наделенные сознанием. Образование совокупностей монад не является случайным. Оно определено предустановленной гармонией. При этом в каждой из монад потенциально заключена возможность развития. Этим Лейбниц объясняет тот факт, что все монады постоянно изменяются, развиваются и при этом их развитие не подвержено внешнему влиянию. В учении о монадах Лейбниц отразил свое представление диалектики развития всего существующего. Лейбниц не отвергает чувственного познания в процессе познания. Чувственное познание выступает, по его мнению, как определенная низшая ступень или предпосылка рационального познания. Разумное познание раскрывает действительное, необходимое и существенное в мире, а чувственное познание постигает лишь случайное и эмпирическое. Лейбниц полагал, что идеи у человека имеют врожденный характер. Но чтобы извлечь из них знание, необходимы умственные усилия. Для этого, по Лейбницу, надо опираться на логику. Критериями истинности знаний, по мнению Лейбница, служат логические законы тождества и непротиворечивости. Лейбниц подразделяет все истины на истины факта и истины разума. Таким образом, в своей теории познания Лейбниц стремился определённым способом соединить достижения рационализма и эмпиризма. Но в определении источника знаний и принципов познавательной деятельности он не отступил от рационализма. Лейбниц был убеждён, что всё научное знание внутренне взаимосвязано и составляет одну систему. Все частные науки должны составить различные разделы одной системы естественной науки. Таким образом, философия Лейбница представляет собой вершину рационализма.

Заключение

В своём реферате я рассмотрел специфику эмпиризма и рационализма Нового времени с помощью основных философов данных направлений, указал их вклады в развитие каждого из течений, выяснил различия между эмпиризмом и рационализмом. В заключении можно сделать краткие выводы по всем обозначенным задачам. Первой задачей нужно было узнать, какие основные источники знаний и критерий истины присутствовали в каждом из направлений. Мы узнали что, эмпиризм признаёт чувственный опыт единственным источником познания и критерием истины. Рационализм же признаёт разум источником познания. Согласно рационалистическим учениям признаки достоверного знания могут быть взяты только из самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения. Второй задачей необходимо было узнать каково назначение науки в эмпиризме и рационализме. Мы узнали, что эмпиризм считал, что наука должна приносить пользу всем людям, увеличивать силу и могущество человека. Поэтому наука должна постигать истинные причины явлений. Рационализм был убеждён, что наука нужна для познания всего того, что может быть зафиксировано математически. Так же рационалисты считали, что наука должна систематизировать все полученные знания в одну систему естественной науки. Третьей задачей нужно было выяснить отношение эмпиризма и рационализма к проблеме происхождения идей. Эмпиристы отрицают существование «врожденных идей». Человеческая душа, согласно эмпиризму, лишена всяких врожденных идей, понятий, принципов. Они считают душу чистым листом бумаги. Лишь опыт заполняет этот чистый лист. Рационалисты считали, что все знания духовная сущность находит в себе самой в виде врожденных идей. Четвёртой задачей нужно было узнать основной метод познания в эмпиризме и рационализме. Мы выяснили, что Бэкон рекомендует использовать новую индукцию. Суть, которой состоит в том, что она представляет собой набор процедур, обеспечивающих строгую фиксацию данных наблюдений и опытов, располагая их так, чтобы стало очевидным, какие явления — причины, а какие — следствия. Декарт настаивал на исключительной роли дедукции в процессе познания. Под дедукцией он понимал рассуждение, опирающееся на достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Пятой задачей нужно было выявить обобщающие черты эмпиризма и рационализма Нового времени. Основные черты эмпиризма философии Нового времени: - важность наблюдений и опыта в отыскании истины; - истину необходимо находить в процессе наблюдения, сравнения, анализа и эксперимента; - все знания должны быть взяты из опыта и ощущений. Основные черты рационализма Нового времени: - истину можно достичь через мышление; - необходима ясность и непротиворечивость мышления; - знания существуют в виде «врождённых идей».

Информация о работе Эмпиризм и рационализм Нового времени