Элейская школа и идея бытия «Ксенофан, Параменид, Зенон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:57, контрольная работа

Краткое описание

Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания. Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, независимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий.

Содержание

Введение................................................................................................................3
1. Религиозный характер философии Средневековья.................................5
1.1. Формирование и развитие христианства.....................................................5
1.2. Теоцентризм философии Средневековья....................................................7
2. Основные направления средневековой философии...............................8
2.1. Философские взгляды Августина Блаженного.........................................8
2.2. Схоластика. Философское учение Ф. Аквинского....................................11
2.3. Номинализм и реализм в средневековой философии...............................15
Заключение.........................................................................................................16
Список использованных источников и литературы..................................17

Вложенные файлы: 1 файл

философию.doc

— 762.00 Кб (Скачать файл)

Христианской основе своей философии Августин придавал большое значение. Он осуществил то, что только обозначено у его предшественников: сделал Бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим. Из принципа, что Бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Это первенство имеет как  метафизический, так и гносеологический и этический характер.

Душу Августин понимает чисто спиритуалистически, рассуждая  в духе идей  Платона. Душа как  самобытная субстанция не может быть ни телесным свойством, ни видом тела. Она не содержит в себе ничего материального, имеет лишь функцию мышления, воли, памяти, но не имеет ничего общего с биологическими функциями. От тела душа отличатся совершенством.

С Августина Блаженного начинается и разработка философии  истории, хотя сам термин принадлежит  Вольтеру. Понятие «историческое» у  античных философов отсутствовало: греки воспринимали мир эстетически, как завершенный космос. Августин же философски осмыслил взаимосвязь прошлого — настоящего — будущего. Настоящее — момент, ибо оно уходит в прошлое и устремляется к будущему, о чем свидетельствует жизнь «града человеческого» (общества).

Сочинения Августина  Блаженного явились основой разработки схоластической философии, и длительное время служили одним из источников изучения античной философии, главным  образом сочинений Платона, Аристотеля и неоплатоников — Плотина, Порфирия, Прокла. Универсальная триада Плотина “единое — ум — душа” привлекает философов-схоластов.

 

 

 

 

2.2 Схоластика. Философское  учение Ф. Аквинского

 

Схоластика (от греч. schole — школа) — это средневековая  христианская философия, господствовавшая в школьном преподавании и всецело зависящая от теологии. Обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем — такова была основная задача схоластики.              

Создателем католической теологии и систематизатором схоластики считают Фому Аквинского (1225-1274 гг.). Родиной Фомы была Италия. Родился он в конце 1225г. в замке Роколлека, близ Аквино, в королевстве Неаполитанском. Отец Фомы, граф Ландольф, был видным итальянским феодалом в Аквино. Мать, Теодора, происходила из богатого неаполитанского рода.

На пятом году жизни  Фому определяют учиться в монастырь  бенедиктинцев в Монте Кассино, где он проводит около девяти лет, проходя классическую школу, из которой  выносит прекрасное знание латинского языка. В 1239 году возвращается в родной дом, сняв монашескую рясу. Осенью того же года он отправляется в Неаполь, где обучается  в университете под руководством наставников Мартина и Петра Ирландского.

В 1244 г. Фома принимает  решение вступить в орден доминиканцев, отказавшись от должности аббата Монте Кассино, что вызвало решительный протест семьи. Совершив пострижение в монахи, он несколько месяцев пребывает в монастыре в Неаполе. Здесь было решено послать его в Парижский университет, являвшийся в то время центром католической мысли. На пути к Парижу он был схвачен группой всадников - его братьями, был возвращен в отцовский замок и здесь заключен в башню, в которой находился свыше года. В дальнейшем семья, не пренебрегая никакими средствами, пытается заставить сына отказаться от принятого решения. Но, видя, что он не приклонен, смирилась и 1245 г. он отправился в Париж.

Во время пребывания в Парижском университете (1245-1248 гг.) он слушал лекции своего учителя  Альберта Больштедта, позже прозванного  Альбертом Великим, который оказал на него огромное влияние. Вместе с Альбертом Фома четыре года провел так же в Кельмском университете. Во время занятий Фома не проявлял особой активности, редко принимал участие в диспутах. В 1252 г. он возвращается в Парижский университет, где последовательно проходит все ступени, необходимые для получения степени магистра теологии и лиценциата, после чего преподает в Париже теологию до 1259 г. Здесь же выходит ряд его теологических трудов, комментариев к Священному писанию, он начинает работу над "Философской суммой".

В 1259г. Папа Урбан IV вызвал его в Рим, пребывание в котором  длилось до 1268г. Римская курия  усмотрела в нем человека, который  должен был дать трактовку аристотелизма  в духе католицизма. Здесь Фома завершает  начатую еще в Париже "Философскую сумму" (1259-1269 гг.), пишет труды, а так же приступает к работе над главным трудом своей жизни - "Теологической суммой".

Осенью 1269 г. Фома отправляется в Париж, ведет ожесточенную борьбу против латинских аверроистов и  их главы Сигера Брабантского, а также полемику против консервативных католических теологов, желавших по-прежнему придерживаться только принципов августинизма. В этом споре он занял собственную позицию, выступив против как тех, так и других. Августианцев он упрекал за консерватизм и неприятие новых идей. Философские взгляды аверроистов подрывали основы христианско-католической веры, защита которой стала главным смыслом всей жизни Аквинского.

В 1272 г. Фома был возвращен  в Италию. Он преподает теологию в Неаполе, где продолжает работу над "Теологической суммой", которую заканчивает в 1273 г. Фома - автор и ряда других произведений, а также комментариев к сочинениям Аристотеля и других философов.

Спустя два года Аквинский  покидает Неаполь, чтобы принять  участие в созванном Папой Григорием X соборе, происходившем в Лионе. Во время поездки он тяжело заболевает и умирает 7 марта 1274г. в монастыре бернардинцев в Фоссануове.

После смерти ему был  присвоен титул "ангельский доктор". В 1323г., во время понтификата Папы Иоанна XXII, Фома был причислен к лику святых, а в 1567г. признан пятым "учителем церкви".

Основными  его трудами  являются: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников». В них  он опирается главным образом  на труды Аристотеля, с которыми познакомился, будучи в крестовом походе на Востоке. В онтологии Фомы Аквинского бытие рассматривается и как возможное, и как действительное. Бытие — это существование единичных вещей, что и есть субстанция. Наряду с такими категориями, как возможность и действительность, Фома Аквинский вводит категории материя и форма. При этом материя рассматривается как возможность, а форма — как действительность.

Используя основные идеи Аристотеля о форме и материи, Фома Аквинский всецело подчиняет  им учение религии. Ничто материальное без формы не существует, а форма зависит от высшей формы или «формы всех форм» — Бога. Бог же существо чисто духовное. Только для телесного мира необходимо соединение формы с материей. К тому же материя (как и у Аристотеля) пассивна. Активность ей дает форма.

Фома Аквинский отмечает, что «бытие Божие», коль скоро оно  не является самоочевидным, должно быть доказано через доступные нашему познанию следствия. Он предлагает свои доказательства существования Бога, которые использует и современная  католическая церковь.

Заслуживают внимания и  социально-философские воззрения  Фомы Аквинского. Он утверждал, что  личность — это «самое благородное  во всей разумной природе» явление. Она  характеризуется интеллектом, чувствами  и волей. Интеллект обладает превосходством над волей. Однако познание Бога он ставит ниже, чем любовь к нему, т.е. чувства могут превосходить разум, если они относятся не к обычным вещам, а к Богу.

В своем сочинении  «О правлении государей» он рассматривает  человека, прежде всего, как социальное существо, а государство как организацию, заботящуюся о благе народа. Сущность власти он связывает с нравственностью, в частности, с добром и справедливостью, и даже говорит о праве народа выступать против тиранов.

Фома Аквинский предлагает к рассмотрению и проблему о двух законах: «естественном законе», который Бог вложил в умы и сердца людей, и «божественном законе», который определяет превосходство церкви над государством и гражданским обществом, ибо земная жизнь — это только приготовление к будущей духовной жизни. Власть государя должна быть подчинена высшей — духовной власти. Во главе ее на небе — Христос, а на Земле — Папа Римский. Рассматривая те же формы политической власти, что и Аристотель, Фома Аквинский отдавал предпочтение монархии. Все виды власти, в конечном счете, идут от Бога.

Философия Фомы Аквинского стала с XIV в. знаменем доминиканских  схоластов, а с XVI в. усиленно насаждалась  иезуитами, идеологи которых комментируют и модернизируют философскую  систему Фомы Аквинского. Со второй половины XIX в. его учение становится основой неотомизма, который является одним из мощных течений в современной философской мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Номинализм и реализм  в средневековой философии

 

В XI в. развертывается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом. Изначально был поставлен истинно схоластический вопрос: как понимать — Бог един, но троичен в лицах: Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой? Однако развернувшаяся полемика вышла далеко за пределы этого вопроса и приобрела подлинно философский характер: вылилась фактически в рассмотрение диалектики единичного и общего. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий — «универсалий»: «человека вообще», «дома вообще» и т.п., как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей и порождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона о «мире идей» и «мире вещей».

Социальная атмосфера, благоприятная для него, появляется в рассматриваемый период в связи с развитием городской жизни и возникновением бюргерского индивидуализма, с развитием личностного начала в недрах феодального общества. Эти новые социальные факторы обострили интерес философов к индивидуальному и конкретному, попиравшемуся феодально-церковным иерархизмом и его философскими защитниками — схоластиками-реалистами.

Атмосфера философских  споров вокруг диалектики и ее взаимоотношений  с теологией не могла не привлечь внимания философов к такой фундаментальной  гносеологической проблеме, как проблема отношения общего и единичного. Номинализм, настаивающий на объективности только единичного, можно понять как гносеологическую реакцию на позицию крайних реалистов, утверждавших объективность только общего и впадавших в этой связи в умозрительный вербализм, когда понятия подменяются словами, онтологическое значение которых чрезмерно преувеличивается.

 

Заключение

 

Наиболее ярко мистицизм  проявился в философии “воинствующего аскета”, “религиозного гения” своего века Бернара Клервоского (1091-1153 гг.). Аббат монастыря в Клерво еще при жизни считался святым, после смерти был канонизирован. В светской истории известен как один из вдохновителей II крестового похода и как ярый оппонент и гонитель Абеляра. Бернар Клевоский был глубоко образованным человеком своего времени, хорошо знал как античную философию, так и Августина, но он подчеркивал свое равнодушие к философии, хотя ряд его проповедей и письменных сочинений содержит философскую проблематику. Тем не менее, источником идей для него прежде всего является Ветхий завет и Евангелия. Он утверждал, что апостолы научили его искусству жить. Чтобы общаться с Богом нужны, прежде всего, аскетизм и подвижничество.  Бернар Клевоский высоко ценил дух человека, но в этом духе он подчеркивал прежде всего смирение. Он различал четыре степени любви и двенадцать степеней смирения.

Подводя итоги рассмотрения средневековой философии, можно  сказать, что многие исследователи  считают Средние века веками мрака, темными страницами европейской  истории, временем, когда культура как бы пошла вспять. Некоторые исследователи рисуют культуру Средних веков как обрушенный мост, на противоположных концах которого стоят Аристарх Самосский и Галилей. Однако, это не так. В какие бы противоречия не впадала средневековая мысль, ее достижения велики, какие бы мистические картины ни рисовали одни средневековые ученые-монахи, другие подчеркивали разумность человеческой природы и логосность поступательности движения человеческого разума к истине, добру и красоте и на этой основе – к совершенствованию человека.

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Соколов В.В. Средневековая  философия/ М.: изд. “Высшая школа”, 2006. - 448 с. (146-150)

2. История философии  / Перевод с чешского И.И. Ботута. – М.: изд. “Мысль”, 2007. - 591 с.  (197-202)

3. История философии. Учебник  для высших учебных заведений  / Под ред. Н. Передистого. -  Ростов-на-Дону:  изд. “Феникс”. –  2007.-  576 с. (122-125)

4. Культурология. История  мировой культуры: Учебник для  вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой.  — М.: ЮНИТИ, 2006. — 600 с. (151-153)

5. Краткая философская  энциклопедия /  Под ред. Е.Ф.  Губского и Г.В. Кораблева. -  М.: изд. Группа “Прогресс”, - 1994. - 574 с. (445)

6. Краткий очерк истории философии  / Под ред. М.Т. Иовчука. - М.: изд.  “Мысль”, 2005. - 927 с. (127-140)

7. Философия: Курс лекций: Учебное пособие для студ. вузов  / под общей ред. В.Л. Калашникова.  – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 384 с. (262-266)

8. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — М.: Юристъ, 2005. — 520 с. (30-33)

 

 


Информация о работе Элейская школа и идея бытия «Ксенофан, Параменид, Зенон»