Экзистенциальная диалектика и проблема бытия в философии Ж.П. Сартра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:46, реферат

Краткое описание

Формирование философии Сартра началось с освоения и критического переосмысления феноменологии Э. Гуссерля. Историю феноменологии и первый опыт ее развития на почве экзистенциализма Сартр изучал на месте, в Германии первой половины 30-х годов, где он начал работать над книгой "Эссе о трансцендентности Эго". Сартром двигало стремление выявить, принять на вооружение ценные конкретные идеи и методологические разработки феноменологии, отказавшись вместе с тем от ложных, с его точки зрения, общемировоззренческих выводов Гуссерля и его последователей. Феноменология как философское учение ставит задачу беспредпосылочного описание опыта познающего сознания, при этом не приемлет дедуктивные системы построения философии.

Содержание

I. Введение
II. Основная часть
1. Специфика творчества Ж.-П. Сартра
2. Построение истинной онтологии познания и человеческого бытия
3. «Негативная» диалектика
4. «Свобода» - ядро всей философии Сартра
5. «Тетради по морали»
6. Неповторимость и уникальность индивидуального действия
7. Философская концепция в художественных произведениях
III. Заключение
IV. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии.rtf

— 159.32 Кб (Скачать файл)

Человек, говорит Сартр, страшиться своей свободы, страшиться быть единственным источником ценностей, ему тяжко нести бремя ответственности («нести на своих плечах всю тяжесть мира» Ж.-П. Сартр. «Бытие и Ничто».), и он пытается «списать» свои действия на якобы не зависящие от него объективные причины, пытается скрыться за какой-нибудь маской (социальной «ролью», например). Любая маска, любая роль - результат, в конечном счете, свободного выбора. Человек, по Сартру, поистине «осужден быть свободным» Сартр Ж.-П. «Экзистенциализм - это гуманизм». Другими словами, человеческое бытие и свобода - это одно и то же. Ничто не может ни обосновать, ни «извинить» человека - ни «Я», ни характер, ни его психологические особенности, ни среда

В статье "Экзистенциализм это гуманизм" Сартр уточняет еще один важный для него момент. Он выступает против тех, кто полагает: отрицание существования Бога, явный или скрытый атеизм, ничего не меняет в повседневном поведении человека. На самом деле атеистические предпосылки - а их принимает и Сартр - коренным образом меняют трактовку жизни и человека. Сартр ссылается на слова из Достоевского "Если бог не существует, все позволено". Для экзистенциализма, говорит он, это отправной момент. Человек свободен, он и есть свобода. Нет ничего ни над нами, ни перед нами в светлом царстве ценностей, нет оправдания и извинения за содеянное нами. Мы одиноки и покинуты. Человек, снова и снова повторяет Сартр, приговорен быть свободны

К числу основополагающих категорий, с помощью которых, по Сартру, можно описать человеческую реальность, относятся категории «делать», «быть» и «иметь». Ещё одно из характеристик человеческой реальности является её незавершённость, то есть имеется ввиду, что человек постоянно открыт для новых возможностей, он должен всё время себя «делать», «изобретать». Человека «не открывают» (в своем роде как некоторую сущность), человека «изобретают» Сартр Ж.-п. «Тетради по морали» (незавершённая работа).

Категория «делать» означает, что человек должен постоянно делать себя, следовательно, постоянно ставить под вопрос своё существование и только так он сохраняет себя как человека. Проекты «быть» и «иметь» затемняют, по Сартру, незавершённость и неопределённость человеческого существования, снимают его напряженность, другими словами, сводят его к чему-то внешнему и уже установившемуся.

Свое основное философское произведение «Бытие и ничто» Сартр закончил обещанием написать труд о морали, так как его онтологические исследования не давали полного и ясного ответа на вопрос, в чем состоит подлинное существование, в чем заключается смысл свободы и т.д. При жизни Сартра такого труда так и не появилось. Только после его смерти были опубликованы фрагменты, хотя и довольно пространные, получившие название «Тетрадей по морали». В них изменены многие акценты и введены новые важные темы.

5. «Тетради по морали»

Человек, по Сартру, ? это стремление стать Богом; таков фундаментальный проект человека и его основная страсть. В конце онтологических изысканий в «Бытие и ничто» Сартр определяет эту страсть, как «пустую» и «бесполезную», ибо человек « напрасно губит себя» «ради рождения Бога» Ж.-П. Сартр. «Бытие и Ничто».. Крах этого фундаментального проекта одна из существенных характеристик человеческого существования. Но в то же время, человеку не позволено существовать без стремления к такому бытию, которым он никогда не будет. Именно крах этого проекта подвигает человека к «обращению», да ещё тревога, не дающая закостенеть в однажды достигнутом результате, к которому приходят разными способами. При «обращение» меняется наше отношение к этому проекту. Однако сам проект не отменяется, но мы теперь сознательно берем на себя ответственность за все наши цели и желания, в том числе и спонтанно, бессознательно выбранные. Наши цели желаемы - вот решающая причина быть ответственными за них Сартр Ж.-п. «Тетради по морали» (незавершённая работа). Таким образом, преследуемые цели расцениваются как свободно выбранные, центр тяжести переносится с них на свободу (а стало быть, на ответственность), и целью свободы становится сама свобода. При «обращение меняется и отношение к миру и к другим людям. Бытие уже не является объектом эгоистического «присвоения» по типу «иметь» и «быть», человек уже начинает осознавать себя как существо, благодаря которому «имеется бытие». То же самое логично сказать и об отношении к другим людям. Так, на место обладания, отрицания, конфликта встает великодушие. Человек становится, таким образом, подлинным Творцом, он сам должен решать о смысле бытия, наследуя тем самым миссию недостающего Бога Сартр Ж.-п. «Тетради по морали» (незавершённая работа)..

Подлинная мораль, по Сартру, ? это всегда утверждение свободы и автономии человека, его права на риск и ответственность, это независимость от каких-либо извне идущих указаний. Любые утверждения о долге, обязанностях, необходимости и т.д., по Сартру, попытки ввести в свободу действий человека внешний и чуждый ему элемент, иное, чем он сам, «Другого». Под этим «Другим» скрывается угнетение и насилие, либо олицетворение стремления уйти от ответственности, а чаще - и то, и другое вместе. Отношение с «Другим», согласно Сартру, изначально конфликтно. Сознание «Другого» -- это «мой первородный грех». «Ад -- это другие», -- провозглашает Сартр в пьесе «Взаперти».

«Другим» в сартровской концепции становится и любое универсальное предписание морали, неважно исходит оно из моральных устоев общества, человеческой природы, божественного установления или социальных институтов. Категоричность морали не отдает, по его мнению, лишь мешает человеку осуществить те проекты, который он запланировал, такая мораль абстрактна и не учитывает всей неповторимости человеческой личности и жизни. Одновременно она освобождает человека о риска и ответственности. Она, заключает Сартр, есть «способ выйти сухим из воды» и «спастись в абсолюте» как некоем надежном убежище Сартр Ж.-п. «Тетради по морали» (незавершённая работа).. Никто заранее не знает, как поступить в каждом конкретном случае и никто не может ничего предписывать другому. На место общественной морали должна встать «конкретная мораль», предполагающая всякий раз поступок, соответствующий только этой данной ситуации и следующий лишь «логике эффективного действия» Сартр Ж.-п. «Тетради по морали» (незавершённая работа)..

Проект «делать» конкретизируется в «Тетрадях по морали» как «делать необходимое» в данной конкретной ситуации, в силу чего этот проект и не может быть универсальным. Таким образом, «конкретная мораль» предполагает творчество и свободу, независимо от чувства добродетели, долга т.д. Конкретная мораль - это всегда живой, индивидуальный опыт «делания», а не приобщение к уже существующему ценностному порядку, при котором, по Сартру, действие лишается всякой автономии и творчества. Наша мораль - это всякий раз различное действие, в зависимости от конкретной ситуации. Поэтому в морали, как отмечает Сартр, «всегда все заново» Сартр Ж.-П. «Тетради о морали» (незавершённая работа).. 
6. Неповторимость и уникальность индивидуального действия

Значимость индивидуального действия, его неповторимость и уникальность постоянно подчеркивались Сартром на протяжении всего его творчества. И даже тогда, когда Сартр задался целью выявить смысл социально-исторического действия Работа «Критика диалектического разума»., он продолжал утверждать, что «единственная практическая и диалектическая реальность всего - это индивидуальное действие». Социальное и историческое бытие человека для Сартра - это всегда неизбежное отчуждение и, как следствие, угнетение и насилие.

В «Критике диалектического разума» история предстает как некое циклическое движение, начинающееся с действия спонтанно возникающей «группы», объединённой конкретной задачей в конкретной ситуации (например, взятие Бастилии), перерастающее затем в «серию» действий и, наконец, перерождающееся в действие «коллектива», партии, движения с неизбежными программами и уставами. В итоге мы имеем место с превдоцелостностями, где индивиду не остается места. «Группа», эта единственная движущая сила истории, «не имеет онтологического статуса» Сартр Ж.-П. «Критика диалектического разума»., подлинная значимость сохраняется только за индивидуальным действием.

Никто не уделял так много внимания критике социальных институтов, как Сартр. Любое социальное установление, по его мнению, это всегда посягательство на человека, любая общезначимая норма - это стирание различий, любой институт - косность и подавление. Если воспользоваться названием одной из пьес Сартра, то можно выразить его отношение следующим образом: у социальных институтов всегда «грязные руки».

Сартр высоко оценивал марксизм за его внимание к феномену отчуждения в истории и обществе и заявлял даже о возможности дополнить марксизм экзистенциализмом. Для экзистенциализма синтез с марксизмом означал бы обретение социально-исторического исследования, по существу отсутствующего во всех его вариантах. Для марксизма объединение с экзистенциализмом означало бы, по мнению Сартра, его обращение к человеческой личности, миру ее сознания, переживания, действия. Однако вскоре понял всю несовместимость этих философий.

7.Философская концепция в художественных произведениях

Итак, как уже говорилось, философские идеи Сартра находят прямое отражение в его произведениях, при этом сама философская концепция как бы "задает" соответствующий художественный метод, диктует определенный способ изображения людей. Так, феноменологическая концепция сознания и экзистенциалистские представления о свободе обусловили такую особенность творчества Сартра, как лозунг "литература без характеров", которая должна изображать отдельные проявления свободы человека в критических ситуациях ("свободу в ловушке", как говорил Сартр).

"Характер", по Сартру, ? такая же фикция, как и "душа": нет никакого

устойчивого комплекса человеческих качеств, образующих характер, так же как нет и какого-либо особого носителя сознания. Нет разных характеров, а есть разное поведение разных людей по отношению к внутренне присущей каждому свободе: либо открытое принятие своего свободного жребия, либо замаскированный трусливый отказ. Это основной предмет изображения у Сартра: мужество быть свободным, деяние, наполняющее смыслом человеческое существование.

Хотелось бы несколько расшифровать понятие "литература без

характеров". Такое понятие предполагает совершенно определенный тип литературного героя, в изображении которого Сартр, собственно, и достиг наибольшего искусства. Это человек без определенной линии поведения, ищущий оправдания своей жизни, постоянно колеблющийся между разными решениями, или принимающий попеременно то одно, то другое решение, испытывающий острое отвращение к бессмыслице повседневного прозябания и особенно четко фиксирующий в своем сознании все неприглядные и отталкивающие стороны жизни.

Таков, например, Антуан Рокантен -- герой романа "Тошнота" ? и Матье Деларю -- главный персонаж трилогии "Дороги свободы". Они твердо знают, что подлинная жизнь не в созерцании, они ищут спасительного действия, которое всколыхнуло бы «стоячее болото быта».

Они отвергают всякое готовое решение, всякий автоматизм поступков, санкционированных извне, установленных господствующим кодексом социальной морали. Они ненавидят тупую, самодовольную буржуазность, которой никогда и в голову то не приходило сомневаться в своем праве копить деньги, растить брюхо и увековечивать лоснящиеся свои физиономии в назидание потомству. Вот типичный пример отношения сартровского героя к буржуазии.

 

Герои Сартра ищут оправданного действия, правильного выбора, опираясь только на самих себя, и потому для них становятся законом резкие скачки поведения, вызванные внезапными "озарениями" самого разного содержания. Так, Орест (в пьесе "Мухи") внезапно своим умом доходит до того, что он свободен и никто не в силах запретить ему сделать то, что он решил сделать, никого не может он взять себе в советчики для этого дела.

 

Дух сомнения и тревоги царит в романах, пьесах, рассказах Сартра, но эта тревога не остается одним только открытием в сознании, она обязательно означает поворот в судьбе героя. Особенно это заметно в пьесах Сартра. Их герои не столько действуют, сколько собираются действовать, а до тех пор выясняют свои отношения. В беседах друг с другом для них постепенно вырисовывается смысл их собственных действий.

 

В этом отношении, пожалуй, наиболее показательна пьеса "При закрытых дверях". Один из персонажей -- Гарсен -- мучим весьма небезосновательным подозрением в том, что он трус, бросивший свой боевой пост под благовидным предлогом. Особенную остроту мучениям Гарсена придает тот факт, что, поскольку у него уже нет будущего и уж он не сможет совершить ничего, что позволило бы пролить дополнительный свет на мотивы его прошлых поступков и как-то иначе их интерпретировать, решать теперь, трус он или нет, будут другие. В этом контексте и родилась знаменитая, часто цитируемая фраза Сартра: "Ад -- это другие". Адские муки в том и состоят, что ты целиком находишься во власти других и сознаешь это, и они за тебя решают, кто ты есть, а сам ты не в состоянии вмешаться. Пока ты жив, ничто еще не потеряно, твое прошлое принадлежит тебе, и оно меняется вместе с твоими поступками.

Между философским и литературным трудом Сартра существует непосредственная связь и, так сказать, вполне определенное соответствие, даже если это соответствие и нельзя назвать однозначным.

 

Заключение

Ж.-П. Сартр был выдающейся личностью. Его философские труды увековечены и занимают существенное место в истории и в свое время сыграли немаловажную роль для развития экзистенциализма в целом. Для него было немаловажным отстаивание свое позиции, хотя это проходило и не в безопасности: квартира Сартра два раза взрывалась, а редакцию Les Temps modernes Основанный им журнал «Новые времена». пять раз захватывали боевики-националисты. Подлинно человеческим, по Сартру, может быть лишь спонтанный и немотивированный протест против всякой социальности, причем протест однократный, не выливающийся ни в какое организованное движение, не связанный ни с какими партиями и программами. Не случайно Сартр явился одним из кумиров майского студенческого движения во Франции в 1968 году, протестовавшего не только против «обуржуазившейся» культуры, но и в значительной мере против культуры вообще. Во всяком случае, бунтарско-нигилистические и анархические мотивы достаточно сильны в сартровском творчестве и составляют его отличительную особенность по сравнению с концепциями других экзистенциалистических философов. Он также участвовал в протестах против Алжирской войны, подавления Венгерского восстания 1956 года, Вьетнамской войны, против вторжения американских войск на Кубу, против ввода советских войск в Прагу, против подавления инакомыслия в СССР. В течение жизни его политические позиции достаточно сильно колебались, но всегда оставались левыми, и всегда Сартр отстаивал права обездоленного человека, того самого униженного «Самоучки», если цитировать роман «Тошнота».

Информация о работе Экзистенциальная диалектика и проблема бытия в философии Ж.П. Сартра