Экзистенциальная диалектика и проблема бытия в философии Ж.П. Сартра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:46, реферат

Краткое описание

Формирование философии Сартра началось с освоения и критического переосмысления феноменологии Э. Гуссерля. Историю феноменологии и первый опыт ее развития на почве экзистенциализма Сартр изучал на месте, в Германии первой половины 30-х годов, где он начал работать над книгой "Эссе о трансцендентности Эго". Сартром двигало стремление выявить, принять на вооружение ценные конкретные идеи и методологические разработки феноменологии, отказавшись вместе с тем от ложных, с его точки зрения, общемировоззренческих выводов Гуссерля и его последователей. Феноменология как философское учение ставит задачу беспредпосылочного описание опыта познающего сознания, при этом не приемлет дедуктивные системы построения философии.

Содержание

I. Введение
II. Основная часть
1. Специфика творчества Ж.-П. Сартра
2. Построение истинной онтологии познания и человеческого бытия
3. «Негативная» диалектика
4. «Свобода» - ядро всей философии Сартра
5. «Тетради по морали»
6. Неповторимость и уникальность индивидуального действия
7. Философская концепция в художественных произведениях
III. Заключение
IV. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии.rtf

— 159.32 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

при ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Кафедра «Философии»

 

Реферат

на тему:

Экзистенциальная диалектика и проблема бытия

в философии Ж.П. Сартра

 

 

Выполнила:

 

 

 

 

 

Содержание

I. Введение

II. Основная часть

1. Специфика творчества Ж.-П. Сартра

2. Построение истинной онтологии познания и человеческого бытия

3. «Негативная» диалектика

4. «Свобода» - ядро всей философии Сартра

5. «Тетради по морали»

6. Неповторимость и уникальность индивидуального действия

7. Философская концепция в художественных произведениях

III. Заключение

IV. Список литературы

 

Введение

 

Начиная писать о столь выдающейся личности и её философских трудах, хочется, конечно, начать с биографии. Именно детское и юношеское становление, эпоха, люди и события, которые окружали, в дальнейшем оказывают одно из сильнейших влияний на всю последующую творческую жизнь человека.

Жан-Поль Сартр родился 21 июня 1905 г. в Париже. Его отец, морской офицер, умер через два года после рождения сына. Мать, Анна-Мария Швейцер, возвратилась в родительский дом в Эльзасе. Для писателя-философа, каким впоследствии стал Жан-Поль, впечатления детства играют особую роль. Впоследствии Сартр пытался воспроизвести их в автобиографическом романе "Слова". Книги, отмечал Сартр, были его "птицами"; вскоре желание и способность писать, сочинять стали основой существования. Он окончил элитарный французский университет. Отслужив в армии. 1933- 1934 гг. Сартр провел во Французском институте в Берлине, где в основном изучал феноменологию Гуссерля, знакомился с философией Шелера, Ясперса, Хайдеггера. С 1937 по 1939 г. был преподавателем философии в Пастеровском лицее в Париже. С 1945 г. стал вольным писателем (кстати, в дальнейшем этот вольный писатель отказался от присужденной ему Нобелевской премии в немалой степени, потому, что её принятие означало некоторую причастность к политическому процессу, своего рода ангажированность). В 1945 г. основал журнал «Новые времена», сыгравший немалую роль в интеллектуальной и политической жизни послевоенной Франции. Женой Сартра была весьма не ординарная женщина и талантливая писательница Симона Бовуар.

Творческую жизнь Сартр начал сразу и как «психофилософ», и как литератор: в 1936 г. в свет выходит отнюдь не литературный опус, а вполне теоретический труд «Воображение», а в 1938 г. один из самых известных его романов «Тошнота». В 1940 г. появляется «Воображаемое. Феноменологическая психология Воображения», а в 1943 - «Бытие и Ничто. Очерк феноменологической онтологии», и буквально одновременно одна из лучших пьес Сартра «Мухи». В 1946 г. увидела свет принципиально философская статья «Экзистенциализм - это гуманизм». В общем, Сартр был весьма плодотворным писателем. 
1.Специфика творчества Ж.-П. Сартра

Прежде чем перейти непосредственно к теме реферата, хотелось бы для начала прояснить само значение понятия экзистенцианализм и специфические особенности данного направления характерные именно для творчества Ж.П. Сартра. Само слово экзистенционализм происходит от французского existentia - существование. Специфика французского экзистенциализма ? в изначально образном, именно художественном, литературном характере философствования. Подчас смысл категорий, которым Сартр придавал общефилософское значение, лучше проясняются через образы художественных произведений, поступки, мысли, мироощущения их героев, чем через сложные абстрактные выкладки собственно философских сочинений. Другая специфическая черта сартровского творчества - прямо устанавливаемая связь философии с социально-историческими событиями и предпосылками. Однако он постоянно перекидывает мостик от таких общих экзистенциалистских понятий как бытие и ничто, пограничная ситуация, существование и т.д., к особенностям конкретной ситуации, переживаемой людьми именно в данный момент истории. Философское творчество Сартра неотрывно от образов его художественных произведений. Особенность творчества именно Сартра, которая впрочем в равной степени характерна всем французским философам данного направления, в том что он ведет напрямую диалог с читателем пытается перенести его в собственный мир, открытость и откровенность того как он повествую о порой самых потаенных своих переживаниях, о которых обычно принято умалчивать, поражает. Как, впрочем, талант и уникальность данного писателя-философа.

Формирование философии Сартра началось с освоения и критического переосмысления феноменологии Э. Гуссерля. Историю феноменологии и первый опыт ее развития на почве экзистенциализма Сартр изучал на месте, в Германии первой половины 30-х годов, где он начал работать над книгой "Эссе о трансцендентности Эго". Сартром двигало стремление выявить, принять на вооружение ценные конкретные идеи и методологические разработки феноменологии, отказавшись вместе с тем от ложных, с его точки зрения, общемировоззренческих выводов Гуссерля и его последователей. Феноменология как философское учение ставит задачу беспредпосылочного описание опыта познающего сознания, при этом не приемлет дедуктивные системы построения философии.

В произведениях Гуссерля раннего Сартра привлекало то, что в центр исследовательского интереса были помещены сознание и его структуры. Это отвечало намерению самого Сартра отбросить "объективистские", "натуралистические" предрассудки традиционной философии. Поэтому в феноменологии Гуссерля Сартр поддержал учение о феноменологической редукции, исходя из которой философия "воздерживается" от утверждений о мире как данном вне и независимо от сознания. В первых работах Сартра нашел поддержку тезис Гуссерля и Хайдеггера: онтология должна быть развита только на почве феноменологии. Сартру многое импонировало и в конкретных разработках гуссерлевской концепции сознания. Прежде всего, это было стремление основателя феноменологии обнаружить специфику сознания, несводимую к его физиологическим свойствам к функциям человеческого тела, мозга, нервной системы. Кроме того, Сартр высоко оценил, что у Гуссерля важнейшим аспектом сознания стало его единство с Я, Эго. Однако у Сартра нашлось немало тонких замечаний в адрес гуссерлевской феноменологии

По всей видимости, онтологическая линия внутри феноменологии и вне её оказала на Сартра наибольшее воздействие. Так он вышел к темам "Бытия и ничто". 

 

Основные темы сартровской философии - сознание, человеческое бытие и человеческое действие. Анализ сознания предпринят Сартром в специфическом ракурсе: речь идет не о сознании как активной познавательной способности, а о бытие сознания. Сознание не равно познанию, неоднократно повторяет он. Это положение Сартр считает принципиальным возражение в адрес предшествующей, в первую очередь рационалистической, мысли, неоправданно, по его мнению, гносеологизировавшей философию. Сознание по Сартру определяется как особый тип бытия, специфическая реальность, «озабоченная» поддержанием своего типа существования. Последнее положение касается непосредственного самого человека. Понятие истинной онтологии сознания и человеческого бытия, то есть выявление их смысла и структур, должно по мысли Сартра, осуществляться, исходя из совершенного иного понимания сознания и бытия и их взаимоотношения, чем это имело место в трудах предшествующих философов. Сартр строит понимание сознания в предшествующей философии исходя из двух вариантов: «реалистического» и «идеалистического». Первое, в его описание, состоит в утверждении, что сознание обладает некими данными, можно сказать своего рода знаниями, из которых оно по определённым законам функционирования «творит» мир. Второе решение выглядит как противоположное первому: существует некая реальность, находящаяся вне и независимо от сознания, которая воздействует на него, сообщая тем самым ему его «содержание».

 

Специфичность сознания, его отличие от мира, его «инаковость» состоит, по Сартру, в том, что у сознания нет и не может быть ни «содержания», ни так называемых «данных» сознания, из которых оно может сотворить мир. Весь мир, как «позитивность-в-себе», целиком и полностью находится вне сознания, чуждый и непроницаемый. Для Сартра это отличие сознания от мира является исходной точкой подлинного философствования о человеке. Итак, сознанию ничего не дано извне, как не находи оно ничего и в самом себе. В этом смысле сознание есть « ничто».

 

Онтология Сартра строится на противопоставлении двух основных категорий, равнозначных «Я» и «не-Я». Сартр строит свою онтологию на основе вычленения и противопоставления бытия феномена (бытия-в-себе) и сознания ("ничто", бытия-для-себя). Категория «бытие-в-себе» занимает существенное место в онтологии Сартра и равнозначна «не-Я». «Бытие-в-себе» контрастирует в онтологии Сартра с «бытием-для-себя». Онтологический смысл первого способа бытия -- это простая данность, позитивность, самотождественность, неспособность быть инаковым. Такого рода бытие «есть то, что оно есть» Ж.-П. Сартр. «Бытие и Ничто».. Оно опознается как предметный мир, как природа, как сумма внешних сознанию обстоятельств, а также и как прошлое самого человека, как всякое «ставшее», которое нельзя сделать «не бывшим». «Бытие-в-себе», которое «блокирует» сознание и чуждо ему, просто есть, оно -- «полная позитивность». В-себе-бытие есть абсолютная пассивность. "Было бы лишено всякого смысла спрашивать, - пишет Сартр, - каким было бытие до появления «для-себя». Поэтому здесь не возникает и не может возникнуть никакого вопроса. Сознание же, как особый род бытия ставит вопрос о себе и способе своего бытия, и ставит именно потому, что оно «ничто». Сознание, по другому определению, есть «бытие-для-себя», -- это бытие, которое мы опознаем по специфически человеческой деятельности: вопрошанию, отрицанию, сожалению и т.д. Этот способ обнаруживает недостаточность, нетождественность себе его носителя. Такого рода бытие "есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть" Ж.-П. Сартр. «Бытие и Ничто».. Тем самым основным содержанием такого бытия является отрицание, которое возможно, если его онтологическим смыслом служит ничто, пустота, отсутствие. Существуя "из ничего", оно не определяется ни др. бытием, ни самим собой и потому тотально свободно, обнаруживается как непрестанный выбор себя. То есть постановка вопроса о самом себе есть одновременно и сознание своего способа быть и сам способ этого бытия. Появление такого рода бытия, или, другим словами, собственно человеческой реальности, есть « абсолютное событие», которое не поддается никакому генетическому или историческому объяснению. Абсолютность и специфичность этого рода бытия состоят в том, что только его возникновение заставляет впервые «бытие-в-себе» группироваться в виде мира, или, другими словами, только благодаря бытию «для-себя» как «ничто» и существует «мир».

 

Ж.П. Сартр специально разъясняет, что это возникновение мира не должно пониматься как сотворение мира из ничего. Бытие есть, оно не сотворимо, как и не может быть оно уничтожено человеком. Задача экзистенциалистического анализа, говорит Сартр, состоит в выявлении особого измерения мира, смысла бытия, а сделать это стало возможным потому, что экзистенциализм открыл совершенно уникальную реальность, которая выявляется и описывается с помощью специфических методов. К ним Сартр относит процедуры и установки, которые в своем роде «отрицают» наличие «естественных свойств» предмета, результаты этой процедуры представлены, в определен человеческой реальности как «ничто» 
3. Негативная диалектика

Согласно экзистенциализму, и сартровской концепции в том числе, человеческая реальность является совершенно уникальной в мире, несопоставимой ни с какими другими видами сущего. Человеческую реальность нельзя понять, обратившись к анализу мировых процессов: никакие аналоги здесь невозможны. Одна из первых конкретизаций сартровского положения « человек - это ничто» означает, что ничто в мире не может стать причиной человеческого бытия, что невозможно провести никакой непрерывной эволюционно-исторической линии постепенного превращения нечеловеческого мира в человеческую реальность.

Согласно Сартру, сознание своей уникальностью составляет основной смысл и конструирующий момент человеческой реальности как таковой. Поэтому её первое определение и основная структура, «начало» ? это интуитивно-очевидное понимание и переживание того, что человеческое бытие есть некий особенный объект, первая и основная характеристика сознания состоит в том, что оно - не вещь, не предмет. Отсюда в принципе и идет превалирование в Сартровской философии таких терминов, как «негативность», «отрицание», «неантизация» от франц. neant - «ничто», «небытие»., предназначенных подчеркнуть не только отличие человеческого бытия от всего остального мира, но и непризнание за миром каких бы то ни было возможностей обосновать, обусловить, подчинить, направить, сформировать собственно человеческое бытие. Диалектика, как ее понимает Сартр, есть всецело негативная диалектика и лишь обнаруживает противоречия в иллюзиях человеческого сознания, являясь средством осознания этих иллюзий именно как иллюзий. Человеческая реальность («бытие-для-себя», сознание) определяет саму себя целиком, и её единственная «зависимость» от мира состоит только в том, чтобы быть отличным от него, не быть вещью, не быть объектом. Не может определять человека и никакой продукт его жизнедеятельности, никакой прежний его поступок. Суть человека никогда не проявляется целиком и адекватно в его деятельности. Поэтому, по Сартру, мы всегда - возможность и открытость к новым формам жизни, и в этом смысле человеческое бытие никогда «не есть то, что оно есть, и есть то, что оно не есть» Ж.-П. Сартр. «Бытие и Ничто»..

Человеческое бытие, таким образом, неопределимо (двусмысленно и неопределённо). Нет такого предмета или процесса в мире, указав на который, можно было бы сказать, что это - человеческое бытие. Оно - ничто, в том смысле, что ничто не сообразно человеку в мире, как и сам человек ни к чему не может быть сведен в мире и ничем не может быть объяснен. Ничто нечеловеческое не властно над человеком, человек - это причина самого себя, это, наконец, свобода.

4. «Свобода» - ядро всей философии Сартра

Свобода, одно из важнейших экзистенциалистических понятий, также характеризуется Сартром в негативных терминах. Это всегда свобода «от» ? от общества, от других людей и даже от самого себя. Как уже писалось, никакой из наших поступков согласно Сартру, не предопределяет нашего дальнейшего поведения, прошлое ни в какой форме не властно над человеком.

«Свобода» и «ничто» выступают в сартровской философии, по сути дела, как термины соотносящиеся друг с другом: человек свободен именно потому, что у него «нет никакой природы» Сартр Ж.-П. «Экзистенциализм - это гуманизм» , которая могла бы его направить для совершения того или иного действия. Человек может и должен уповаться только на себя, не уповая ни на какие внешние указания, идущие от истории, социальных институтов, морально-культурных установок, от тех или иных авторитетов и т.д. Другим словом, человек выбирает сам, полностью принимая на себя все возможные последствия своего деяния, поэтому основные переживания человека, его самый сокровенный экзистенциональный опыт - это опыт «ничто» или, что в данном случае одно и то же, «опыт свободы». Все это связанно именно с тем, что у человека нет своей собственной природы, он, по мнению Сартра «ничто», ему ничего не предшествует. Понятно, что оборотной стороной этого опыта является чувство тревоги

Сартр полагает, что «определить» свободу трудно, поскольку она «не имеет сущности», не может быть подведена, в частности, ни под какую необходимость. Свобода не только не «одна и та же» у меня и у другого -- она даже не «одна и та же» в разных ситуациях моего собственного бытия. Более того: попытка как-то перенести способ действия (и предпочтение, и выбор) в другой контекст означает утрату свободы. Другими словами: свободно определив своё поведение в одной ситуации и попытавшись попросту повторить это поведение в другой ситуации, я действую «автоматически» -- т.е. отнюдь не свободно. Человек несвободный -- это «сущее», такой же объект, как дом или камень; он «есть», но не действует в качестве человека, в экзистенциальном смысле. Поэтому бытие свободным -- это обязательно отрицание «просто» бытия. Экзистенциализм, в его стремлении раскрыть специфику человека и его мира, отвергает концепцию человека как существа, например, подвластного страстям (не говоря уж о начальстве), -- и частично, в чем-то свободном. Это значило бы, что можно быть наполовину свободным, а наполовину рабом. Человек же « всегда и целиком свободен -- либо нет». Жизненное (экзистенциальное) решение -- это не выбор между тем, взять ли с собой зонтик или оставить его дома; выбор экзистенциален, когда ситуация судьбоносна, когда она «критическая», и когда нет возможности избежать выбора. Приведенный выше пример с зонтиком не экзистенциален не только потому, что риск промокнуть вряд ли настолько велик и важен, что на него стоит обращать особое внимание, но и потому, что человек просто может не выходить на улицу. Поскольку человек непременно переживает критические ситуации, когда нет возможности не выбирать и когда выбор не может быть заменен подсчетом шансов, -- человек «осужден» быть свободным, а свобода его абсурдна, т.е. беспочвенна

Информация о работе Экзистенциальная диалектика и проблема бытия в философии Ж.П. Сартра