Экзистенциализм и её отражение в творчестве некоторых наших соотечественников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:35, контрольная работа

Краткое описание

Экзистенциализм или философия существования – одно из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Впервые об экзистенциализме заговорили в конце 20-х годов ХХ века. Многие считали это направление философии бесперспективным, но вскоре оно выросло в крупное идейное движение. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии (учение о природе и сущности человека). В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Содержание

Введение 3
Вклад Ф.М. Достоевского в развитие философии экзистенциализма 5 Основные положения экзистенциализма в работах Н.А. Бердяева 9
Л.И. Шестова.
Философские школы и направления, существовавшие в русской философии. Название их представителей и краткая характеристика. 12
Заключение 14
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кр.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Книга Шестова заканчивается программными словами: "Нужно искать того, что  выше сострадания, выше добра. Нужно  искать Бога". Шестов вовсе не отрекается от этики, но ставит перед собой задачу оправдать этику в рамках философии веры, создать этику, в основе которой лежала бы не свобода выбора между добром и злом, а "свобода к добру", определяющая конечное торжество и победу добра над жизнью. Шестовская "этика веры" призвана непостижимым божественным участием упразднить "бывшее зло" ("страдания Иова", "смерть Сократа", "предательство Иуды" и т.п.), превратив его сверхрациональным, абсурдным образом в еще "не бывшее добро".

3. Перечислите  философские школы и направления,  существовавшие в русской философии.  Назовите их представителей и дайте краткую характеристику.

Русская философская мысль –  неотьемлемая часть мирового философского процесса и в то же время весьма своеобразная, самобытная, что обусловлено особенностями культурно-исторического развития России, ее долгой цивилизационной изоляцией (татаро-монгольское иго) и относительно поздним влиянием европейской культуры и философии.

Знакомясь с византийской средневековой традицией, философией европейского Просвещения, отечественная философия практически перерабатывала их опыт, осмысливая его с точки зрения российских реалий и собственных задач социального развития.

Первый период – самый ранний – охватывает XI-XVII вв. и характеризуется  как время зарождения древнерусской и раннехристианской философской мысли, ее развертывание в эпоху становления и укрепления русского государства. Этот период называют подготовительным, или прологом русской философии. [4 c.73]

Второй период – XVIII - нач. XIX вв. Г.П. Флоровский обозначает как «философское пробуждение» России.

Он совпадает с веком Просвещения и показателен не только активным ученичеством – освоением опыта западного философствования, но и сравнительно быстрым переходом от средневекового мышления к новоевропейскому, рациональному, укреплением позиций философии в духовной культуре общества.

Третий – период расцвета отечественной  философии XIX в. - нач. XX в. – ее «золотой век», заявивший о себе оригинальными  философскими решениями, самостоятельными системами неординарными личностями.

 По оценке историка русской  философии В.В. Зеньковского, «только в XIX в. начинается эпоха интенсивного, все более развертывающегося философского движения, которое и определило пути философии в России».

С 20 гг. XX столетия начинается самый  напряженный период отечественной философии и во многом трагический.

Из основных направлений его  можно выделить: религиозно-космическое, советскую философию. Определяющей особенностью последней стало утверждение «единственно верной и научной» философии марксизма, которая была призвана идеологически обосновать необходимость и закономерность существующего общественного строя.

Она получила статус официально-государственной  философии и, фактически, превратилась в служанку политики. Всякое другое мировоззрение объявлялось враждебным и преследовалось. Так, в 1922 году в числе лучших представителей русской интеллигенции были высланы из России Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Л.И. Шестов, С.А. Франк, Г.П. Федотов, создавшие за рубежом оригинальные школы. [5 c.183]

Русская философская мысль –  неотьемлемая часть мирового философского процесса и в то же время весьма своеобразная, самобытная, что обусловлено особенностями культурно-исторического развития России, ее долгой цивилизационной изоляцией (татаро-монгольское иго) и относительно поздним влиянием европейской культуры и философии.

Знакомясь с византийской средневековой традицией, философией европейского Просвещения, отечественная философия практически перерабатывала их опыт, осмысливая его с точки зрения российских реалий и собственных задач социального развития.

 

Заключение

В данной работе были решены следующие  задачи: 

1. Рассмотрен вклад Ф.М. Достоевского в развитие философии экзистенциализма.

2. Выявлены основные положения экзистенциализма в работах Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова.

3. Перечислены философские школы и направления, существовавшие в русской философии. Назовите их представителей и дайте краткую характеристику.

Для абсолютного большинства русских  философов характерен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человека - чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Идеал цельности противопоставляется фрагментарности, расчлененности культуры индустриального общества. Но мир - это не просто целостность, а положительное единство (В. Соловьев). Чаще всего положительное единство понимается как приоритет религиозного опыта жизни. Философия сливается с религией, прежде всего с православием.

Положительное единство понимается также  как нравственность, оправдание абсолютного добра. Нравственность, понимаемая на уровне субъекта, приводит к этическому персонализму. Нравственность в общественном контексте приводит к принципу соборности. Соборность означает единство людей на основе их любви к Богу и следование строгой нравственности. Принцип соборности кладется в основу интерпретации политических и правовых воззрений.

 

Список литературы

  1. Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2004, с. 93.
  2. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004, с. 83.
  3. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД «ГРАНД», 2004, с. 398.
  4. Игнатов В.Ф. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 2003, с. 74.
  5. Чанышев А.Н. Курс лекций по философии. - М.: Высшая школа, 2003, с. 183.
  6. Зеньковский В.В. История русской философии. / В.В. Зеньковский. – М. : Эксмо-Пресс, 2001, - 543 с.
  7. Философия : учеб. для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова - М. : ЮНИТИ, 1998, - 216 с.
  8. БердяевН.А. Философия свободного духа. / Н.А. Бердяев – М : АСТ, Хранитель, 2006, - 203 с.
  9. Официальный сайт Википедии – свободной энциклопедии. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.

Размещено

 


Информация о работе Экзистенциализм и её отражение в творчестве некоторых наших соотечественников