Шпаргалка по "Философии науки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:41, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет философии науки. Основные концепции философии науки.
4. Наука в культуре современной цивилизации
5. Становление опытной науки.
....
14-15. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
17. Наука как социальный институт, различные подходы к определению социального статуса науки
18. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы1 (2).docx

— 158.61 Кб (Скачать файл)

Теоретические утверждения, как правило, непосредственно относятся  не к реальным, а к идеализированным объектам, познавательная деятельность с которыми позволяет устанавливать  существенные связи и закономерности, недоступные при изучении реальных объектов, взятых во всем многообразии их эмпирических свойств и отношений.

5.            Индукция — движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция — восхождение процесса познания от общего к единичному. Это противоположные, взаимно дополняющие ходы мысли. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины (эмпирические законы).

Из видов индуктивных  обобщений выделяют индукцию популярную, неполную, полную, научную и математическую. В логике рассматриваются также  индуктивные методы установления причинных  связей — каноны индукции (правила  индуктивного исследования Бэкона—  Милля). К ним относятся методы: единственного сходства, единственного различия, сходства и различия, сопутствующих изменений и метод остатков. Характерная особенность дедукции заключается в том, что от истинных посылок она всегда ведет к истинному, достоверному заключению, а не к вероятностному (проблематичному). Дедуктивные умозаключения позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции, здравому смыслу и т.п.

6.            Аналогия (соответствие, сходство) В установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод — умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а, b, с, d; объект С обладает признаками b, с, d; следовательно, объект С, возможно, обладает признаком a. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание. При выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («модели»), переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект.

7. Моделирование — метод  исследования определенных объектов  путем воспроизведения их характеристик  на другом объекте — модели, которая представляет собой аналог  того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) —  оригинала модели. Между моделью  и объектом, интересующим исследователя,  должно существовать известное  подобие (сходство) — в физических  характеристиках, структуре, функциях  и др.

Формы моделирования весьма разнообразны и зависят от используемых моделей и сферы применения моделирования. По характеру моделей выделяют материальное (предметное) и идеальное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме. Материальные модели являются природными объектами, подчиняющимися в своем  функционировании естественным законам  физики, механики и т. п. При материальном (предметном) моделировании конкретного  объекта его изучение заменяется исследованием некоторой модели, имеющей ту же физическую природу, что  и оригинал (модели самолетов, кораблей, космических аппаратов и т. п.).

При идеальном (знаковом) моделировании  модели выступают в виде графиков, чертежей, формул, систем уравнений, предложений  естественного и искусственного (символы) языка и т. п. В настоящее  время широкое распространение  получило математическое (компьютерное) моделирование.

8. Системный подход— совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся: а) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; в) исследование механизма взаимодействия системы и среды; г) изучение характера иерархичности, присущей данной системе; д) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; е) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

Специфика системного подхода  определяется тем, что он ориентирует  исследование на раскрытие целостности  развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных  типов связей сложного объекта и  сведение их в единую теоретическую  картину.

Важным понятием системного подхода является понятие «самоорганизация». Данное понятие характеризует процесс  создания, воспроизведения или совершенствования  организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся системы, связи между элементами которой имеют не жесткий, а вероятностный характер (живая клетка, организм, биологическая популяция, человеческий коллектив и т. п.).

В современной науке самоорганизующиеся системы являются специальным предметом  исследования синергетики, общенаучной  теории самоорганизации, ориентированной  на поиск законов любой природы  — природных, социальных, когнитивных (познавательных).

9.            Структурно-функциональный (структурный) метод строится на основе выделения в целостных системах их структуры - совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли (функций) относительно друг друга.

Структура понимается как  нечто инвариантное (неизменное) при  определенных преобразованиях, а функция  как «назначение» каждого из элементов  данной системы (функции какого-либо биологического органа, функции государства, функции теории и т. д.).

Основные требования (процедуры) структурно-функционального метода (который часто рассматривается  как разновидность систем¬ного подхода):

а)            изучение строения, структуры системного объекта;

б)            исследование его элементов и их функциональных характеристик;

в)            анализ изменения этих элементов и их функций;

г)             рассмотрение развития (истории) системного объекта в целом;

д)            представление объекта как гармонически функционирующей системы, все элементы которой «работают» на поддержание этой гармонии.

10.          Beроятностно-статистические методы основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Это и позволяет вскрыть необходимость (закон) через совокупное действие множества случайностей. Названные методы опираются на теорию вероятностей, которую зачастую насыплют наукой о случайном.

Вероятность - количественная мера (степень) возможности появления  некоторого явления, события при  определенных условиях. Диапазон вероятности  — от нуля (невозможность) до единицы (действительность). Указанные методы основаны на различении динамических и статистических законов по такому критерию (основанию), как характер вытекающих из них предсказаний. В законах динамического типа предсказания имеют точно определенный однозначный характер (например в классической механике).

В статистических законах  предсказания носят не достоверный, а лишь вероятностный характер, который  обусловлен действием множества  случайных факторов, через сложное  переплетение которых и выражается необходимость. Как показала история  научного познания, «мы лишь теперь начинаем по достоинству оценивать  значение всего круга проблем, связанных  с необходимостью и случайностью».

Вероятностно-статистические методы широко применяются при изучении массовых, а не отдельных явлений  случайного ха¬рактера (квантовая механика, статистическая физика, синергетика, социология и др.). Сегодня все чаще говорят о проникновении в науку вероятностного стиля мышления.

Важная роль общенаучных  подходов состоит в том, что в  силу своего «промежуточного характера» они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов). Названные методы потому и называются общенаучными, что применяются во всех науках, но обязательно с учетом особенностей предмета каждой науки или научной дисциплины и специфики познания природных, социальных и духовных явлений. Так, в социально-гуманитарных науках результаты наблюдения в большей степени зависит от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных ориентации и других субъективных факторов. В этих науках различают простое (обычное) наблюдение, когда факты и события регистрируются со стороны; соучаствующее (включенное наблюдение), когда исследователь включается, «вживается» в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри». В психологии давно применяются такие формы наблюдения, как самонаблюдение (интроспекция) и эмпатия — проникновение в переживания других людей, стремление понять их внутренний мир — их чувства, мысли, желания и т. д.

Разновидностью включенного  наблюдения является этнометодология, суть которой состоит в том, чтобы результаты описания и наблюдения социальных явлений и событий дополнить идеей их понимания. Такой подход сегодня все более широкое применение находит в этнографии, социальной антропологии, социологии и культурологии.

Все шире развиваются социальные эксперименты, которые способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации  управления обществом. Объект социального  эксперимента, в роли которого выступает  определенная группа людей, является одним  из участников эксперимента, с интересами которого приходится считаться, а сам  исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию.

В психологии для выявления  того, как формируется та или иная психическая деятельность, испытуемого  ставят в различные экспериментальные  условия, предлагая решать определенные задачи. При этом оказывается возможным  экспериментально сформировать сложные  психические процессы и глубже исследовать  их структуру. Такой подход получил  в педагогической психологии название формирующего эксперимента. Социальные эксперименты требуют от исследователя  строгого соблюдения моральных и  юридических норм и принципов. Здесь (как и в медицине) очень важно  требование — «не навреди!». Главная  особенность социальных экспериментов  — в «способности служить орудием  проникновения в тайники интимно  человеческого» (В. В. Ильин).

В социально-гуманитарных науках кроме философских и общенаучных  применяются специфические средства, методы и операции, обусловленные  особенностями предмета этих наук. В их числе:

1)            идиографтеский метод — описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и событий;

2)            диалог («вопросно-ответный метод»);

3)            понимание и рациональное (интенциальное);

4)            анализ документов - качественный и количественный (контент-анализ);

5)            опросы – либо «лицом к лицу» (интервью), либо заочно (анкетный, почтовый, телефонный и т.п. опросы). Различают опросы массовые и специализированные, в которых главный источник информации - компетентные эксперты-профессионалы;

6) проективные методы (характерные  для психологии) — способ опосредованного  изучения личностных особенностей  человека по результатам его  продуктивной деятельности;

7) тестирование (в психологии  и педагогике) — стандартизированные  задания, результат выполнения  которых позволяет измерить, некоторые  личностные характеристики (знания, умения, память, внимание и т.п.). Выделяют две основных группы тестов — тесты интеллекта (знаменитый коэффициент IQ) и тесты достижений (профессиональных, спортивных и др.). При работе с тестами очень важным является этический аспект, в руках недобросовестного или некомпетентного исследователя тесты могут принести серьезный вред;

8)            биографический и автобиографический методы;

9)            метод социометрии — применение математических средств к изучению социальных явлений. Чаще всего применяется при изучении «малых групп» и межличностных отношений в них;

10)          игровые методы — применяются при выработке управленческих решений — имитационные (деловые) игры и игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных ситуации). Среди игровых методов выделяют психодраму и социодраму, где участники проигрывают соответственно индивидуальные и групповые ситуации.

Таким образом, в научном  познании функционирует сложная, динамичная, субординированная система многообразных  методов разных уровней, сфер действия, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий и предмета исследования.  

 

12. Становление развитой  научной теории. Классический и  неклассический варианты.

 

Любая теория - это целостная  развивающаяся система  истинного знания, имеющая сложную  структуру и выполняющая  ряд функций, как  форма научного знания направлена на обнаружение  закономерностей  того или иного  фрагмента действительности. В процессе построения научной теории (процесс, координируемый научными целями и задачами) задействованы сеть базовых понятий, совокупность методов, методологические нормы  и принципы, данные экспериментов, обобщения  фактов и заключения теоретиков и экспертов.

Развитая  теория содержит в себе сведения о причинных, генетических, структурных и функциональных взаимодействиях реальности. По форме теория предстает как система непротиворечивых, логически взаимосвязанных утверждений. Теории опираются на специфический категориальный аппарат, систему принципов и законов. Развитая теория открыта для описания, интерпретации и объяснения новых фактов, и готова включить в себя дополнительные метатеоретические построения. Развитая теория - не просто совокупность связанных положений, но содержит в себе механизм концептуального движения, внутреннего развертывания содержания, включает в себя программу построения знания (целостность теории).

Методологи  выделяют три особенности  Построения развитой научной теории: 1)«развитые теории большей степени общности в современных условиях создаются коллективом исследователей с достаточно отчетливо выраженным разделением труда между ними» - речь о коллективном субъекте научного творчества, что обусловлено усложнением объекта исследования и увеличением объема необходимой информации. 2)«фундаментальные теории все чаще создаются без достаточно развитого слоя первичных теоретических схем и законов», «промежуточные звенья, необходимые для построения теории, создаются по ходу теоретического синтеза». 3) применение метода математической гипотезы: построение теории начинают с попыток угадать ее математический аппарат (B. C. Степин). При обнаружении неконструктивных элементов внутри теоретических схем проводилась своеобразная селекция идеализированных объектов. Обращение к мысленному эксперименту объясняло или опровергало предполагаемые зависимости и необходимые условия.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии науки"