Шпаргалка по "Философии науки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:41, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет философии науки. Основные концепции философии науки.
4. Наука в культуре современной цивилизации
5. Становление опытной науки.
....
14-15. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
17. Наука как социальный институт, различные подходы к определению социального статуса науки
18. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы1 (2).docx

— 158.61 Кб (Скачать файл)

Еще одна особенность - роль языка в процессе построения развитой научной теории. Язык — это способ объективированного выражения содержания науки. Язык развитой научной теории во многом искусственен. Надстраиваясь над естественным языком, он подчинен иерархии, обусловленной иерархичностью научного знания. Пути создания искусственных языков теории: 1) терминологизация слов естественного языка, 2)калькирование терминов иноязычного происхождения и 3)формализация языка.

Сила  любой теории в  ее объяснительно-прогностическом  потенциале, ее возможности  объяснять и прогнозировать. Случаи конкурирования теорий, столкновения старой и новой  свидетельствуют  о развитии научного познания. Способы  построения теории меняются исторически.

Для Классической стадии развития науки характерен идеал дедуктивно построенных теорий. Классический вариант формирования развитой теории предполагает теорию, отражающую системы закрытого типа. Идеал такой теории — ньютонианская физика. Описательные теории ориентированы на упорядочивание и систематизацию эмпирического материала. Математические теории, использующие математический формализм, при развертывании своего содержания предполагают формальные операции со знаками математизированного языка, выражающего параметры объекта. «Закрытые» теории имеют определенный и ограниченный набор исходных утверждений, все остальные утверждения должны быть получены из исходных непротиворечивым путем посредством применения правил вывода. В науке классического периода развитые теории создавались путем последовательного обобщения и синтеза частных теоретических схем и законов: ньютоновская механика, термодинамика, электродинамика. Теория Максвелла – является теоретическим обобщением частных законов (теоретические модели и законы Кулона, Ампера, Фарадея, Био и Савара). Формирование частных законов, так и общих теорий есть процесс коллективного творчества.

Классические  научные теории в  своей основе являются дедуктивными и описывают  закрытые системы (на подобие механических систем): 1-Финализм-уверенность  в окончательном  и полном характере  знания выражается в  этих теориях. 2-Имперсональность – в отношении  к этому знанию не учитывались ограничения  личного, парадигмального, хронологического и прочего характера. 3-Наглядность – знание было убедительным, т. к. его можно было представить. 4.Жесткий детерминизм – т. е. указание на без альтернативную причинно-следственную связь явлений, т. е. считается не допустимым вероятность и неопределенность в рамках этих теорий. 5-монотеризм – убежденность в достаточности 1 теории для полного описания класса однородных объектов.

Неклассический  вариант формирования теории строится методом «математических» гипотез. Построение теории начинается с формирования ее математического аппарата, а адекватная ей теоретическая схема создается после создания математического аппарата. Он ориентируется на открытые системы и такие разновидности сложных объектов, как статистические, кибернетические, саморазвивающиеся системы. Теория как открытая система содержит в себе механизмы своего развития, запускаемые как посредством знаково-символических операций, так и благодаря введению различных гипотетических допущений. Существует путь мысленного эксперимента с идеализированными объектами. Каждый критерий в отдельности не самодостаточен. Используемые вместе, они время от времени входят в конфликт друг с другом. Точность может предполагать выбор для одной конкретной теории область приложения ее конкурента. От точности теории зависит ее объяснительная и предсказательная сила.

Если  стоит проблема выбора между теориями, два  исследователя, следуя одному и тому же набору критериев, могут  прийти к различным  заключениям. Поэтому  замечание К. Поппера, что любая теория в принципе фальсифицируема, т. е. подвластна процедуре  опровержения, правомерно. Он доказал, что принцип  фальсифицируемости составляет альтернативу принципу верификации, т. е. подтверждения. Концепция фальсифицируемости утверждает, что теоретическое знание носит лишь предположительный гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания предполагает процесс выдвижения научных гипотез с последующим их опровержением. Последнее отражается в принципе «фаллибилизма». Поппер полагает, что научные теории в принцице ошибочны, их вероятность равна нулю, какие бы строгие проверки они ни проходили. Иными словами, «нельзя ошибиться только в том, что все теории ошибочны». Фальсификация означает опровержение теории ссылкой на эмпирический факт, противоречащий данной теории.

Для неклассического  этапа развития научно-теоретического знания характерен так  называемый лингвистический  поворот, т. е. остро  поставленная проблема соотношения формальных языковых конструкций  и действительности. Отношение языковых структур к внешнему миру не сводится лишь к формальному  обозначению и  кодированию. Язык науки  ответствен за логическое упорядочивание и  сжатое описание фактов. Вместе с тем очевидно, что реализация языковой функции упорядочивания и логической концентрации, сжатого описания фактического материала ведет к значительной трансформации в смысловом (семантическом) отношении, к определенному пересмотру самого события или цепочки событий.

В связи с этим многие ученые считают, что  современный этап развития науки непосредственно  связан с развитием  языковых средств, с  выработкой более  совершенного языка  и с переводом  знаний с прежнего языка на новый. В науке четко проявляется тенденция перехода от использования языка наблюдений и описания к языку идеализированной предметности.

Неклассический  этап развития научного знания связан с открытиями новых объектов и  процессов в микро, макро и мезо мире (опровергнуты протяженность и  наличие массы, непроницаемость, вечность, обнаружено явление корпускулярно-волнового  дуализма, Эйнштейн опроверг классические представления об абсолютном характере  времени и пространства). Особенности неклассических теорий: 1-Предмет изучения - эволюционирующие, самоорганизующиеся объекты. 2-Утрачен принцип наглядности. 3- широко используется математический аппарат, на основе не линейных систем уравнений (Линейная в 1-й степени!). 4-Происходит отказ от финализма и монотеоретизма. 5-Знание носит релятивистский характер, т. е. запрещается полагание абсолютной системы отсчета чего бы то ни было (Читаете книгу плывя на корабле, на суше она остается на месте...). 6-Произошло изменение представлений о роли субъекта и технических средств в процессе познания: никакое знание не претендует на абсолютную объективность и всякое знание учитывает погрешность технических средств. 7-помимо динамических законов, которые описывают поведение одного объекта используются статистические законы, описывающие поведение совокупности объектов и носящие вероятностный характер.

Взаимодействие  операций выдвижения гипотезы и ее конструктивного  обоснования является тем ключевым моментом, который позволяет  получить ответ на вопрос о путях  возникновения в  составе теории парадигмальных Образцов решения задач. Поставив проблему образцов, западная философия науки не смогла найти соответствующих средств ее решения, поскольку не выявила и не проанализировала даже в первом приближении процедуры конструктивного обоснования гипотез. При обсуждении проблемы образцов Т. Кун и его последователи акцентируют внимание только на одной стороне вопроса — роли аналогий как основы решения задач. Операции же формирования и обоснования возникающих в этом процессе теоретических схем выпадают из сферы их анализа.

13. Классическая и неклассическая  наука.

Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука последовательные этапы становления современной науки. Классическая наука (XVII – XIX в.в.), ориентируясь на идеал объективности знания, стремилась к исключению всего, что связано с влиянием субъекта познания. Любые проявления субъекта (ценности и интересы, научные приборы, многообразие исследовательских подходов и т.п.) рассматривались лишь как источник возможных ошибок и искажений. Неклассическая наука, получившая развитие в первой половине XX века, возникла под влиянием революции в естествознании на рубеже XIX – XX в.в. Развитие квантовой механики и теории относительности показало, что объект не отделен «каменной стеной» от субъекта. Оказалось, что процесс познания и его результаты определяются не только объектом, но зависят также от используемых субъектом приборов, исследовательских подходов, математических построений и т.п. Тем самым неклассическая наука выявила ограниченность «наивного объективизма» и показала зависимость научного познания от средств и способов деятельности познающего субъекта. Постнеклассическая наука начала формироваться в последней трети XX века под влиянием новых сдвигов в характере объектов и задач познания. Эти сдвиги связаны с переходом к междисциплинарным, комплексным исследованиям объектов, включающих человеческий фактор и требующих не только познания, но и преобразования. В этой новой ситуации необходимым условием объективности познания становится учет интересов как субъекта, так и объекта. Таким образом, классическая наука фокусирует внимание только на объекте, стремясь исключить все, что относится к субъекту. Неклассическая – связывает познание объекта с исследовательскими средствами субъекта. Постнеклассическая – увязывает знание об объекте не только с познавательными средствами субъекта, но и с ценностями и интересами как субъекта, так и объекта.

Под классической наукой понимается наука 17-19 веков. 
Под некласической наукой понимаются новые веяния 20 века. 
 
Для традиционной классической научной деятельности характерны следующие особенности: 
- предмет исследования - макромир. 
- изучаемая модель имеет какой-либо прообраз в реальном мире 
- представления носят однозначный характер, описания - причинно-следственный характер  
- отрасли классической науки обособлены друг от друга, сама наука обособлена от других сфер деятельности 
- в научных описаниях классическая наука стремиться избегать субъективности, научные суждения подвергаются экспериментальной проверке. 
 
В неклассической науке: 
- предмет познания - не только макромир, но и мега и микромиры 
- объект не поддается непосредственной наглядной интерпретации 
- модель предстает не прообразом, а одним из аспектов раельности 
- мир предстает вероятностным (вместо причинно-следственой связи), в ход идут другие детерминации - функциональные, структурные, системные, вместо объективности - субъективность 
- научная деятельность не носит обособленный характер 
- модели - ненаблюдаемые, или в лучшем случае частично 
 
Возникает вопрос: является ли неклассическая наука наукой, рациональна ли она? 
Рациональное в понимании классической науки - это то, что закономерно, что поддается описанию, что необходимо. Т.е. случайность - иррациональна, субъективное - иррационально, противоречие - один из признаков иррационального. Получается, что неклассическая наука с точки зрения классической иррациональна. 
 
Классическая рациональность восходит к идее разумности (рационально - то, что разумно, при этом разум понимается как нечто имеющее постоянную природу и носящее богоподобный характер. Разум проявляет себя в рассуждении, умозаключении, т.е. логике. Этот разум находится в основе природы, человека и т.п.. В той степени, в которой природа разумна - она рациональна). 
В 20 веке все эти идеалы рациональной разумности претерпели массу изменений. 
Это связано с событиями происходившими в 20 веке - войнами, техногенными катастрофами. Человеческая разумность попала под серьезное подозрение: насколько она соответствует миру, насколько это представляет ценность. 
Выяснилось, что человеческий разум обладает значительной долей иррациональности (Фрейд). Для человеческой культуры и следовательно науки оказались важными такие иррациональные явления как нонсенс, абсурд и пр.. Вообще в 20 веке сложилась традиция мизологии (ненависти к разуму и его претензиям, отрицание разума). Пришли к ому, что научное - это не только логически рациональное и непротиворечивое, это также и психика и чувства. 
Было утверждено, что идея рациональности не исчерпывается идеей разумности. Рациональность не исчерпывается лишь наукой, она есть и в искусстве и в религии. 
Что же есть рациональность? Идея рационального оказалась вполне соотносима с идеей эффективности. Идея эффективности: эффективность - это соответствие результатов какой-либо деятельности преследуемой цели - это отношение результатов к затратам - отношение преследуемой цели к реальным потребностям. Цели можно сократить, но роль цели для психики очень важна. 
В современном понимании: 
- рациональность - то, что позволяет справляться с проблемами 
- то, что позволяет в максимальной степени достичь результатов 
- то, что экономит средства 
Это приводит к тому, что рациональное - технологическое содержание человеческого мышления, значит можно говорить о рациональности человеческого повеления. Идея рациональности зависит от цели человеческой деятельности, используемых средств. В этом смысле рациональность носит также исторический характер, и следовательно универсальной рациональности не существует. 
Но все же можно говорить по крайней мере о двух основных типах рациональности: 
1. техническая рациональность (эффективность) 
2. космос как единая целостность мира - рациональность единого, целостного. 
В этом смысле техническая рациональность как эффективность является ограниченной, первичную роль играет рациональность как единое целое. 
Проблема свободы встала впереди проблемы ответственности, как и должно было быть, но в 19 веке не было.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. . Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов

Одно  из центральных мест в современной  философии науки  занимает концепция  глобального (универсального) эволюционизма. Весь мир является огромной, эволюционирующей системой. Глобальный эволюционизм – это интегративное  исследовательское  направление, учитывающее  динамику развития неорганического, органического и  социального миров. Он опирается на идею о единстве мироздания и представления  о том, что весь мир является огромной эволюционирующей системой. Концепция глобального  эволюционизма оформилась в 80-е гг. XX в. Глобальный эволюционизм включает в себя четыре типа эволюции: эволюцию космическую, химическую, биологическую и  социальную – объединяя  их генетической и  структурной преемственностью. Целями глобального  эволюционизма являются: объединение представлений  о живой и неживой  природе, социальной жизни и техники; интегрирование естественно-научного, обществоведческого, гуманитарного и технического знания. Выйдя из недр естественных наук, базируясь на законо¬мерностях Вселенной, он отличается универсальностью, огром¬ным интегративным потенциалом. В этом своем качестве концеп¬ция глобального эволюционизма претендует на создание нового типа целостного знания, сочетающего в себе научные, методоло¬гические и философские основоположения. Принципы глобального (универсального) эволюционизма позволяют единообразно описать огромное разнообразие процессов, протекающих в неживой природе, живом веществе, обществе. Эта концепция базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин, и вместе с тем включает в свой состав ряд мировоззренческих установок. Универсальный (глобальный) эволюционизм часто характеризуется как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей, получивших обоснование в биологии, а также в астрономии и геологии, на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса. Это действительно очень важный аспект в понимании глобального эволюционизма. Но он не исчерпывает содержания данного принципа. Возникновение в 40-50-х годах нашего столетия общей теории систем и становление системного подхода внесло принципиально новое содержание в концепции эволюционизма. Системное рассмотрение объекта предполагает, прежде всего, выявление целостности исследуемой системы, ее взаимосвязей с окружающей средой, анализ в рамках целостной системы свойств составляющих ее элементов и их взаимосвязей между собой. Практически все объекты, которые современная наука включает в сферу своего исследования, носят системный и эволюционный характер. Предметом научного исследования становятся не отдельные, выделенные части целого, которые раньше исследовались изолированно, а целостные комплексы, которые в качестве неотъемлемого компонента включают человека. Системное познание и преобразование мира предполагает:: 1. Рассмотрение объекта деятельности (теоретической и практической) как системы, т.е. как ограниченного множества взаимодействующих элементов. 2. Определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружения главных связей между ними. 3. Выявление внешних связей системы, выделения из них главных. 4. Определение функции системы и ее роли среди других систем. 5. Анализ диалектики структуры и функции системы. 6. Обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы. Таким образом, для изучения объектов в рамках системного подхода оказывается недостаточно поэлементного анализа, поскольку в процессе исследования может быть обнаружен такой уровень объектов, где экспериментирование над частью с неизбежностью затрагивает целое, что приводит к радикальной трансформации целостной системы в направлении, идущем не на сохранение данной системы, и ставит под вопрос возможность существования человека. Все это означает, что в процессе исследования объектов, необходимо анализировать их не изолированно, а как часть более широкой целостной системы, учитывая, что от манипулирования с этой частью зависит сохранение целостной системы. Совокупность связей между элементами образует структуру системы, устойчивые связи определяют упорядоченность системы. Связи по горизонтали - координирующие, обеспечивают корреляцию системы, ни одна часть системы не может измениться без изменения других. Связи по вертикали - связи субординации, одни элементы системы являются более значимыми, чем другие, и подчиняются им. Система обладает признаком целостности - это означает что все ее составные части, соединяясь в единое целое, образуют нечто обладающее качествами, не сводимыми к качествам отдельных элементов. Согласно современным научным взглядам все природные объекты представляют собой упорядоченные, структурированные, иерархически организованные системы.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии науки"