Шпаргалка по "Философии науки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:51, шпаргалка

Краткое описание

1. Научная революция 17 века. Развитие науки в Новое время (17-18 вв.).
2. Развитие философии и науки в Новое время. Проблема метода. Проблема идеала знания.
3. Достижения естествознания в 19 веке. Идеалы классической науки.
4. Кризис оснований классической науки и научная революция в 19-20 вв.
...
39. Марксистский подход к исследованию социальной реальности.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалки.doc

— 416.50 Кб (Скачать файл)

Больцано: бесконечное  множество равносильно своей части, таким образом, часть равна целому – философская проблема. Кантора это не смутило → теория множеств, быстро уперся в парадоксы.

1903 – Рассел, парадокс о множестве всех  множеств, не содержащее себя  в качестве элемента.

Кризис основания в математике (до сих пор). Теория Коши (обоснование пределов) → патологические функции → теория действительного числа → теория множеств → парадоксы Рассела → кризис основания.

Выводы (Пуанкаре): 1) математика – аксиоматическая наука; 2) все аксиомы – результат соглашения; 3) правила вывода, дедуктивные и индуктивные, тоже результат соглашения. Истины в математике нет. Непротиворечивая полная система может существовать, но она не истинна. Формализм (применимо к чему угодно), релятивизм (можно использовать любые аксиомы).

 

 

5. Синергетический подхода в современном познании.

(Лекция + семинар Шестаковой) Понятие синергетики: а) общетеоретическое: синергетика – общетеоретический подход, опирающийся на открытые системы (самоорганизация + системность); б) частнонаучное; в) как парадигмы (не отрицает предшествующее, включает все, но раньше к этому не были готовы). «Синергетика» - «согласованность», «энергия совместного действия». Ее придумал Герман Хаккен. Синергетика – междисциплинарная дисциплина, изучающая системы, состоящие из подсистем разной природы (например, социум: люди, техника, наука); она ищет причины поведения систем и хочет рассмотреть неожиданные последствия. Философско-методологическое значение синергетики – как новая парадигма, дает новые методы и подходы в науке.

Цель – выявление  общих закономерностей и общей  методологии во всех дисциплинах  – самоорганизующиеся системы (например, социум, исторический процесс, природные  процессы). Системы открыты, развитие их непредсказуемо.

Предшественники: А. Богданов (начало 20 в.), П. Кропоткин (этика как универсальная система самоорганизации), П. Флоренский (богословие, исихазм), И. Пригожин, И. Стенгерс, «Порядок из хаоса». Зарождение синергетики связано с физикой и математикой, с универсализмом, связью всех естественных процессов → связь их с обществом, метафизикой.

Главные понятия  – хаос и система; изучается переход  от хаоса к системе, развитие и  умирание системы (т.е. переход ее обратно  в хаос). Изменение в системе  происходит в результате самоорганизации. Хаос – то, что предшествует творению мира, не беспорядок, а система, способная стать миром. Не негативная характеристика. Становление – процесс (разрабатывал Гегель), у синергетиков это постоянный переход, активность, взаимодействие. Пригожин: два типа систем – простые (линейное развитие, подвержены стагнации и упадку) и диссипативные (развиваются с точки бифуркации, раздвоения → ветвление, линии развития могут быть связанные; спонтанность!). Точка бифуркации – упорядоченный хаос, порядок был заложен изначально. Диссипативность системы заложена изначально; простая система не может диссипировать. Принцип достижимости всего, в том числе того, что нельзя помыслить (свобода сознания и действия). Диссипативные системы колеблются от упорядоченности к хаосу. В системе все связано → действие в одном конце затрагивает другой, даже неизвестный первой стороне. Диалогичность (коммуникативность): иерархия элементов-подсистем, подчиненность постоянно меняется. Принцип дополнительности – физик Гейзенберг обнаружил, что нельзя одновременно зафиксировать две разные характеристики, надо сопоставить два результата. Принцип неопределенности – принципиальная неполнота исследования (постоянная трансформация). Неопределенность – набор возможностей; случайность – конкретно-особенное проявление неопределенности. Теория катастроф; теория относительности; фракталы (связь с архетипами Юнга). Чем более неравновесна система, тем больше у нее шансов развиться на новом уровне.

→ Черты синергетики:

1) Нелинейность  – диссипативные структуры, все системы в момент развития.

2) Неустойчивость  – несохранимость системы, позитивно,  позволяет достигать всего.

3) Открытость  системы – обмен веществом  и энергией с другими системами.

4) Подчинение  – эволюция, коэволюция.

Варела, Матурано (Чили), биологи. Рассматривают все системы как живые (условно) → все развивается по кругу (система развивается, приспосабливаясь), эти процессы автономны (важно не столько качество среды, сколько способность системы к ней приспособиться) → активность и гибкость систем: самосохранение и познание – «автопоэзис», созидание и самопорождение. Развитие зависти от того, насколько хорошо система понимает, как ей развиваться. Человек творит себя через свою активность в познании. Когнитивный актор – познающий субъект, добывает и творит информацию, а не наблюдает и искажает, как у позитивистов. В процессе познания: чем опыт, полученный при научном исследовании, приходится для личности исследователя. «Лишь теория решает, что наблюдаемо, а что нет», все решает исследователь.

Автопоэзис.

1) Самоотчет,  самовопрошание, самореференция (активность, использование разных методов,  подходов; междисциплинарные подходы  приветствуются).

2) Вненормативность (восприятие любого фактора как  нейтрального). Рубеж 19 – 20 вв. –  поэтизация зла как необходимого и т. д.; нет готовой шкалы ценностей.

3) Порождающая  и регенеративная стратегия (многовариантные  и многофункциональные выводы  из одной посылки; осознаваемая  стратегия с выбором → операциональная  замкнутость (постоянство): система  не закрыта, но автономна, устойчива (самовоспроизводство + упорядоченность функций, на систему можно рассчитывать).

4) Цикличность  и гиперцикличность: цикличность  – имманентная структура, гиперцикличность - внешнее).

«Знать» - вести  себя адекватно (таким образом активность – добывать и применять знание) → понимание и знание как взаимодействие (в герменевтике объект – это сумма подходов к нему), поиск сути – поиск подхода к объекту. Самосознание – тоже взаимодействие. Истинное подсознание – адекватное системе → проблема языка.

Идея идентичности: не просто индивидуальная самотождественность, а с учетом активности, самосохранения и т.д. «Автоэзис»: жизнь человека – результат его наблюдения за собой.

Наблюдатель –  позиция, гипернаблюдатель – без  вовлеченности. Анализ текста – наблюдатель, вопрос о том, почему и как я его анализирую – гипернаблюдатель. Мир, который созидается, не определен, каждый наблюдатель действует в границах собственного представления. «Граница моего языка – это граница моего мира». Проблемы языка – проблемы перевода с одного языка на другой, уравновешивание. Нужны другие люди, которые поймут сделанное кем-то. Идея телесной вовлеченности в процесс понимания. «Узнавая, как мы узнаем, мы творим себя». Интертекстуальность: индивидуальный телесный опыт должен быть переведен в универсальное. Проблема идентичности – важно, в какой области получен результат → «бритва Оккама» → вторая половина 20 века – привлечение любых методов, так как сложность с аттрибутированием (междисциплинарные исследования). Наблюдатель изменяется в процессе исследования (а не объект). Познание перестало быть чисто научным; постоянное познание себя, ежедневное. Много случайных результатов. Выбор собственной идентичности. Постмодернизма: нет абсолютной истины, она множественна и текуча → размывание идентичности. Возможен новый виток.

Попытка построить  неиерархическую модель рациональности: раньше – четкая структура, сейчас сочетание системы и отдельных  точек, постоянно меняется. Идея коллективного  разума возрождается. Укрупнение и  упрощение систем (после сброса сложности в процессе развития диссипативных систем, новый уровень). Искусственный интеллект: человеческая идентичность в виде программы. Идея кластерной личности. Новая модель: не один человек познает и делает выводы, а все люди во взаимодействии.

 

 

6. Глобальный эволюционизм как принцип философии науки.

(Лекция  Шулевского) Началось с идей судьбы (рока), зародившейся в недрах городской культуры Вавилона; в античности – идея космоса; в средние века – идея Бога; в эпоху Возрождения – идея природы; с середины 19 века – идея развития (эволюции). К концу 20 века идея развития стала богом западного мира.

Идея прогресса  оправдывает технократическую экспансию  Запада. Она стала некритичной, когда  стала доминировать → вместо знания порождает хаос в мировоззрении и науке. Две основные проблемы: где брать ресурсы и куда девать отходы; в мировоззрении – откуда и куда идет знание. В мире, кроме развития, есть вечное → не история литературы, а история в литературе. Идея развития есть только у европейцев.

Наука зависит от развития → развитие надо оценивать тем, что от него не зависит - география. На Западе постоянно ускоряющийся прогресс → или движение к цели, или бегство от чего-то, на Западе – бегство от смерти и хаоса; на Востоке развитие – движение к просветлению (буддизм). Юг (античный): развитие – переход от хаоса к космосу. Север – доминирует вечность, нет развития. В центре – Россия, постоянная борьба всего.

Мифология.

1) Развитие –  война богов, вначале – не  хаос, а единство земли и неба, а хаос – зияние, щель, из него родилось время, питающееся разрушением неба и земли. Новое лучше, чем старое, по определению. Развитие идет из одной точки в другую → не универсально.

2) Развитие как  история – историческая деградация (в мифах), от Золотого века. С  развитием не справились боги; люди справляются с развитием путем смерти. Смерть – не свойство человека, а характеристика системы (как масса тела, теряемая в невесомости); система развития.

3) Развитие –  непрерывное изменение. Сократ: познай  самого себя. Буддизм: и ты увидишь, что ты ничтожество. Человек себя познать не может; можно познавать космос, мудрость и т.д., человек не может разделиться на субъект и объект, не разрушая себя.

Религия: в христианстве процесс развития – только после  грехопадения, после Апокалипсиса мир останется, не будет только времени и развития. Развитие – узурпатор.

Философские концепции развития.

Основные  логические аспекты развития.

1) Развитие –  восхождение от простого к  сложному, от абстрактного к конкретному  (Гегель). Субъект развития – разум. Три закона диалектики.

2) Развитие –  самовыражение, проявление внутреннего  содержания. Зарождение → возникновение  → рост → исчезновение. Субъект  – воля (Шопенгауэр, Шпенглер).

3) Развитие –  рост многообразия функций, законов,  качеств, форм (Спенсер, К. Леонтьев). Субъект – художественное чувство (эстетика). Ступени: простота → цветущая сложность → механическая (мертвая) сложность (К. Леонтьев).

4) Развитие –  возвращение, углубление себя (Платон). Субъект – память (память: всепонимание  → отражение → диалектика). Ступени: чувства → числа → идеи. Душа с помощью чувств натыкается на проблемы, с помощью чисел решает.

5) Развитие –  формирование целостности, исцеление  (Аристотель, Маркс). Субъект – логика. Ступени: начало → причина  → система → целое.

6) Развитие – преображение, воскресение (религия). Рождение → жизнь → смерть → воскресение. Субъект – вера.

7) Развитие –  деградация, умирание (мифы). Постмодернизм:  подражание, копирование. Вещи →  образы вещей → символы вещей  → симулякры (без аналогов  в мире вещей и мыслей). Субъект – деконструкция, разрушение (термин «дерево» отрезает у дерева все остальные смыслы).

Взаимодействие: два субъекта и объект взаимодействуют. → Действие: переход возможности  в действительность (Аристотель). Постоянное взаимодействие. → Становление: конкретное движение.

Развитие –  пороки: не объясняет, как возникает  само развитие, и предполагает константы (пространство, время). Как возникли? → нужно более общее понятие  → Творение. Что до него? Вечность. У бога была премудрость начать творение. В Ведах первовещество – знание, поэтому вещи, созданные из него, можно познать.

Искусственное: нет искусственной вечности →  с эпохи Возрождения: чем заменить Бога? Эволюцией. Как может Люцифер  выбраться из бездны самостоятельно? С помощью технологий → атеизм. До этого жизнь противопоставлялась Богу, бытие – вечности. С эпохи Возрождения: жизнь – смерть, бытие – небытие → как достичь избавления от смерти без Бога? Клонирование → искусственное бессмертие достижимо только после создания искусственной жизни.

Периодизация  развития. Ступени.

1) Формирование  условий, предпосылок, предмета. Условие, предпосылка – аспект  пассивности вещи, что, что она  позволяет с собой сделать  (Маркс: первоначальный накопленный  капитал).

2) Формирование  начала, причины предмета. Количественный рост предпосылок → из следствий предыдущей системы они становятся причиной новых. Эмпирическое естествознание – наблюдение посредством орудий (термометр и т. д.). (Маркс: формальное подчинение труда капиталу).

3) Превращение  начала-причины в систему (Маркс: реальное подчинение труда капиталу). В науке – когда она стала производительной силой. Гегель: есть ли что-то более сложное, чем система →

4) Превращение  системы в целостное.

Все методологии: а) системные (усеченная пирамида) –  берут то, что входит в систему, остальное отсекают; б) целостные (цветок лотоса) – изучаемое в центре, остальное помогает раскрывать изучаемое, выход из системного тупика (Энгельс обнаружил противоречие у Гегеля: система конечна, а метод требует развития).

Для смены системы нужна была революция. Если есть еще целостное, то нужна не революция, а реформация.

Современный общенаучный эволюционизм.

В середине 19 века – диалектический и исторический материализм, синтез диалектики и развития. В начале 20 века – начали расходиться. Бергсон, позитивизм (Конт, Спенсер) – развитие без диалектики; есть диалектика без развития.

Идея развития: а) в биологии и социологических  исследованиях; б) в химии, механике, квантовой физике его нет. В биологии и социологических исследованиях есть человек – причина без следствия, в химии, механике, квантовой физике микроорганизмы – следствие без причины → развитие не универсально.

Варианты решения  проблемы.

1) Ноосфера (Вернадский): накопление научного знания ведет  к качественному сдвигу, наука становится геологическим фактором, действует и на а), и на б). Разум – разновидность энергии, он причина частиц. Следствие человека – создание ноосферы. Эволюция, направляющая разум → эволюция, направляемая разумом.

2) Синергетика  (Хакен, Пригожин): диссипативные структуры, бифуркация. До этого главное понятие – закон, в синергетике – порядок (закон – частный случай порядка). Принцип самоорганизации, нет регресса. Хаос – не самостоятельная творческая сила, а переходное состояние чего-то. Хаос нужен порядку для чего-то.

3) Коэволюция (Н.  Н. Моисеев): существующий тип  развития реализуется, так как  одно развивается за счет другого  (общество за счет природы и  т. д.). Выход – надо искать  общее для них качество, за  счет которого общество и природа  могут развиваться вместе. Идея самоорганизации, саморазвития за счет освоения собственного потенциала, а не за счет разрушения другого (связать а и б)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии науки"